Инвестиции в русскую авангардную фотографию
ARTinvestment.RU   25 июля 2012

1920-е — период расцвета авангарда в фотографии. Родченко, Игнатович, Шайхет и другие новаторы стали снимать в новом динамичном стиле, который выходил за рамки традиционной фотографии

В 1920-е годы в фотографическом деле наметилось явное разделение на фотожурналистику (новое востребованное направление для газет и журналов) и на «старую» фотографию (пикториальную). Фоторепортеры хотели показать успешное строительство социализма, а фотохудожники старой школы придерживались классических жанров: портрет, пейзаж, ню, и были страшно далеки от официальных целей и задач нового государства.

С развитием прессы требовались новые кадры в редакции газет и журналов, нужны были новые силы. В фотожурналистику тех лет пришло немало любителей, ставших настоящими мастерами своего дела: художник Александр Родченко, журналист Борис Игнатович, ретушер Аркадий Шайхет и многие другие. Основными темами фоторепортажей были социальные перемены в жизни страны.

Для художника и фотографа Александра Родченко (1891–1956) фотография стала еще одним источником вдохновения, помимо живописи. Он взглянул на мир в новом ракурсе, диагональная композиция и кадрирование стали основными приемами в его творчестве. Родченко любил три точки съемки: снизу вверх, сверху вниз и по диагонали (то, что в дальнейшем стали называть «косиной»). С помощью диагонали Родченко пытался придать динамику статичному изображению, а фрагментарной кадрировкой убирал из кадра все ненужное. Нетрадиционным подходом он ломал стереотипы своего времени.

Что касается стоимости его работ, в базе ARTinvestment.RU можно найти немало интересного: фотографии Родченко появлялись на различных аукционных площадках более 450 раз (!), для русского фотоискусства это рекорд. Самой дорогой фотографией стала «Девушка с “Лейкой”»: в 1992 году снимок был продан на Christies в Лондоне за 126 тысяч фунтов, почти в 10 раз выше эстимейта. К примеру, за такую баснословную сумму в 1992-м можно было купить пять трехкомнатных квартир в Москве. Спустя 20 лет, фотографии Родченко по-прежнему высоко ценятся, хотя уходят и не с таким превышением эстимейтов: в среднем за последние два года они покупались в диапазоне от 2 до 12 тысяч фунтов. В апреле этого года на PhillipsDePury портфолио с портретами из серии «Музей Родченко», состоящее из 30 работ, купили за 60 тысяч долларов, вдвое выше эстимейта. Месяц назад на первом аукционе фотографии в России рекордом стала продажа фотографии «Двор», которая ушла за 460 тысяч рублей; торги проводил Российский аукционный дом. Живописные работы Родченко стоят дороже, но появляются реже; из всех его работ (живопись, графика, тиражная продукция), которые выставлялись на торги, 85 процентов — это фотография.

В авангардную фотографию 1920–30-х внесли свою лепту и Аркадий Шайхет, и Борис Игнатович, но их подход к творчеству немного отличался от «родченковского». Если для Родченко диагональная композиция и различные ракурсы съемки были своего рода «ритуальными» приемами, его собственной идеологией, то для его последователей это уже были эстетически продуманные ходы, где различные точки съемки использовались осознанно, а не просто ради необычного ракурса как такового.

Борис Игнатович (1899–1976) пришел в фотографию из журналистики. В 1927–1929 он работал фоторепортером в газете «Беднота», сотрудничал с журналами «Прожектор», «Даёшь», «Огонёк»; как кинооператор снимал документальные кинофильмы. В 1930-е создавал фотосерии для журналов «СССР на стройке», «Советское фото». После войны руководил фотографической группой «Новатор», в которой для многих начинающих фотографов-любителей — будущих шестидесятников — стал примером для подражания. В аукционной статистике ARTinvestment.RU совсем немного фотографий Игнатовича; единственной продажей стал снимок «Страстная площадь (Пушкинская площадь), 1920-е», который купили за 900 фунтов на аукционе Bonhams в 2008-м. Но не стоит забывать о галерейных продажах, которые в аукционную базу не попадают.

Путь фотографа Аркадия Шайхета (1898–1959) начинался в частном фотоателье в Москве, где он работал ретушером. В 1920-х Шайхет публиковал свои фотографии в журналах «Красная нива», «Московский пролетарий», с 1926 работал в штате журнала «Огонёк». В 1931 фотограф участвовал в создании серии о жизни московского рабочего «24 часа из жизни семьи Филипповых». В годы войны Шайхет снимал для газеты «Фронтовая иллюстрация», дошел до Берлина. Шайхет использовал различные ракурсы, но больше предпочитал точки съемки сверху вниз. Фотографии Шайхета трижды выставлялись на аукционных торгах. Известный снимок «Комсомолец за штурвалом» купили на аукционе Van Ham (Кёльн) в июне этого года за 1 600 евро.

Художник, дизайнер и архитектор Эль Лисицкий (1890–1941) создавал конструктивистские фотоколлажи, занимался фотомонтажем, а также фотограммами (без применения фотокамеры: предметы кладут непосредственно на фотобумагу или пленку, экспонируют, и на пленке фиксируется изображение). Согласно базе аукционных продаж ARTinvestment.RU самым дорогим снимком стал «Фотомонтаж, стройка» (1928), который купили почти за 70 тысяч фунтов на торгах Sotheby’s в 1997-м. Из более «свежих» результатов продаж на первом месте — снимок «Бегун в городе», который купили на PhillipsDePury в мае этого года за 58 850 фунтов.

Еще один фотограф-новатор, Елеазар Лангман (1895–1940), пришел в фотографию в 1920-х, сменив профессию скрипача на фотожурналиста. Лангман сотрудничал с газетами «Вечерняя Москва», «СССР на стройке». Аукционных продаж у фотографа пока еще не было, но на торгах Bonhams в 2008-м авторский снимок Запорожья 1930-х годов был оценен в 1,5–3 тысячи фунтов.

Фотограф Иван Шагин (1904–1982) снимал социальные фоторепортажи для многих газет и журналов, среди которых «Наша жизнь», «На стройке сельпо», «Коллективист»; с 1931 по 1951 был фоторепортером в газете «Комсомольская правда». На его снимках часто встречается диагональная композиция и съемка снизу вверх. На аукционных площадках снимки Шагина покупаются в диапазоне от 100 до 1 500 фунтов, в зависимости от времени печати и провенанса работы.

Безусловно, в 1920–30-е годы фотографы приукрашивали советскую действительность, стараясь показать мощь советского государства, а новые приемы съемки — фрагментация кадра, диагональная композиция, ракурсная съемка, контрастное изображение — как раз помогали решить эту задачу. Для той эпохи такая фотография была новаторской. После 1932-го в искусстве более приветствовался метод социалистического реализма. Родченко, Игнатовича и других фотографов, снимавших в авангардном конструктивистском стиле, нередко обвиняли в формализме, поэтому в дальнейшем им пришлось отказаться от авангардной фотографии.

Источник club.foto.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20120725_photo_avangard.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20120725_photo_avangard.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх