Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.

Инвестиции в современную русскую фотографию. Часть II
ARTinvestment.RU   15 июня 2011

Современная русская фотография удивительно многообразна. Аукционных успехов, однако, пока добилась лишь та ее часть, где желание эпатировать публику нарочито превалирует над идеей, техникой и мастерством автора

Современные русские художники используют фотографию как средство выражения самых смелых идей. Их работы очень далеки от классической фотографии: в XXI веке авторы работают в фотоколлажной технике, фиксируют перформансы, активно используют компьютерную графику. Нередко получившееся выглядит милым баловством, шуткой «на злобу дня», придуманной для того, чтобы растормошить зрителя. Но иные фото шокируют и провоцируют: в спор вокруг них вступают и зрители, и деятели культуры, и чиновники вплоть до министра. Повышенным вниманием современных коллекционеров пользуются самые вызывающие снимки — как, впрочем, и любые вещи, способные вызвать сильные эмоции. На торгах ведущих аукционных домов борьба идет за самые эпатажные фотографии.

  • ОЛЕГ КУЛИК Из серии «Страхи белого человека» (№ 29)
  • ОЛЕГ КУЛИК Затмение. Из серии «Русское». 1999
  • ОЛЕГ КУЛИК Сумасшедший пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером

Художнику Олегу Кулику (род. 1961) известность принесли перформансы, в которых он представал в образе «человека-собаки». На аукционных площадках продавалось 10 работ Кулика, из которых 8 — фотографии; средняя аукционная стоимость фоторабот — от 2 до 14 тысяч евро. Снимок из серии «Страхи белого человека» оценивался лондонскими торгами Sotheby’s в 2008-м в 4–6 тысяч фунтов.

Многие фотографы в начале XXI века обратились к эстетике постмодернизма. Художник и фотограф Григорий Майофис (род. 1970) придает новое значение привычным образам, прибегая для этого к ассоциациям и концептам. Фотограф работает с различными видами ручной печати, использует тонирование и раскраску изображений. На лондонских торгах PhilipsDePury его фотографию «Первое знакомство с Русским балетом» купили за 5 250 фунтов.

Украинский художник-концептуалист Арсен Савадов (род. 1962) работает с иными образами. В серии «Коллективное красное» он обращается к тематике СССР и советской жизни, «по-карнавальному» использует социалистическую символику. Снимки из этой серии появлялись на торгах Sotheby’s и Macdougall в 2009-м, оценивались в диапазоне 7–9 тысяч фунтов, но покупателя не нашли. Самой удачной сделкой с фотографиями Савадова стала продажа снимка из серии «Донбасс. Шоколад», который ушел с молотка за 10 498 фунтов при эстимейте 4–6 тысяч фунтов на торгах Macdougall в 2007-м.

Украинский фотограф Сергей Братков (род. 1960) — один из главных персонажей московской фото-арт-сцены. Он принимал участие в  Венецианской биеннале в 2005-м и 2007-м. Фотографии Браткова продавались на аукционах в огромном диапазоне — от 400 до 6 000 фунтов. Продажа снимка из серии «Милицейский кросс» стала самой удачной сделкой: 8 750 фунтов на торгах PhilipsDePury в 2008-м. На тех же торгах в 2010-м фотография «Change» была продана за 5 тысяч фунтов.

Объектом творчества Владислава Мамышева-Монро (род. 1969) стала его собственная внешность, точнее, перевоплощения автора в исторических и мифологических персонажей — Достоевского, Гитлера, Дракулу, Николая II, Наполеона и других с помощью грима и актерского мастерства. Для начала Мамышев превратился в Мэрилин Монро и так вошел в образ, что вместе с внешностью прибрал к рукам и фамилию, присоединив ее к своей. За фотографию Мамышева-Монро «Петр Великий. Екатерина Великая» заплатили 3 750 фунтов на лондонских торгах Sotheby’s в 2009-м.

Многие любители фотографии впервые познакомились с творчеством Али Есипович на персональной выставке No comment в Русском музее в 2004. После той выставки Аля много училась, работала, и сегодня это уверенный в своих силах профессионал; ее идеи интересны, она обладает хорошим профессиональным вкусом и неравнодушна к тем, кто ее окружает. Обнаженное тело на ее снимках — не самоцель, оно вторично всегда, фотограф использует его только как инструмент, чтобы полнее выразить душевное состояние своих героев. В ее работах нет холеных, гламурных фигур; ее герои хотят быть счастливыми, но придет ли счастье и какое оно, эти вопросы мастер оставляет без ответа, и зрителю очевидно, что если придет — так выстраданное, а нет — ну что ж, надо жить дальше. Лот, содержащий три снимка из серий «Звезда эпизода» и «Счастье», был продан за 13 750 долларов на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в 2008-м.

Эпатаж — один из главных художественных приемов арт-группы «Синие носы». Группа была образована в 1999 Вячеславом Мизиным (род. 1962) и Александром Шабуровым (род. 1965). Фотография «Эра милосердия», более известная под названием «Целующиеся милиционеры», вызвала бурю негодования в 2007-м на выставке соц-арта в Париже. Работу назвали «порнографией». «Синие носы» работают не только с фотографией, но и с видеоартом, перформансами. Их фотографии и фотоколлажи не отличаются ни глубоким внутренним содержанием, ни мастерством исполнения, они ориентированы лишь на то, чтобы произвести впечатление непристойными образами. Публике это нравится, и на аукционных площадках работы «Синих носов» продаются в диапазоне от 1 до 5 тысяч фунтов. Снимок из серии «Голая правда» купили за 6 тысяч евро на московских торгах «Совком» в 2008-м. Образ «Чеченской Мэрилин» оценивался в 8–12 тысяч фунтов на лондонских торгах Sotheby’s в 2009-м.

Группа «АЕС+Ф» (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) представляла Россию на Венецианской биеннале в 2007-м. Средняя цена на фотоработы группы — 10–25 тысяч фунтов. Снимок «Action Half Life. Эпизод 2, № 12» купили за 42 500 фунтов при эстимейте 35–40 тысяч фунтов на лондонских торгах Sotheby’s в 2008-м.

Благодаря новым технологиям появляется искусство, которое находится на грани фотографии и компьютерной графики. Олег Доу (род. 1983) работает именно в таком стиле. В 2008-м он был номинантом премии Кандинского. В среднем на аукционных торгах его работы покупают в диапазоне 6–8 тысяч фунтов. Рекордной стала продажа фотографии «Монахиня» на лондонских торгах PhilipsDePury в этом году за 13 750 фунтов, почти в два раза выше эстимейта.

Современная фотография в России выглядит дерзко, часто по-хулигански замахивается на общественные ценности. Создается впечатление, что сегодня уже недостаточно высокого уровня фотомастерства — красоты композиции, необычных ракурсов, художественности, техничности исполнения и т. д. Чтобы привлечь внимание к своему творчеству, фотографы стараются потрясти публику чем-нибудь недопустимым. С другой стороны, если такую фотографию покупают, значит, обществу это нужно, значит, есть спрос на фотографию, которая далеко выходит за рамки понятия о классике фотоискусства. Что касается инвестиций, то покупателю нужно учитывать ключевые факторы: насколько прочно творчество художника вписано в современную историю искусства, является ли его творчество новаторским, замечено ли оно профессиональной средой и окружено ли публикациями. Комплексный анализ этих факторов позволит сделать свой инвестиционный прогноз.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20110615_photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20110615_photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх