Инвестиции в советскую военную фотографию
ARTinvestment.RU   19 мая 2011

Советское военное фото относится к той категории произведений искусства, которая имеет музейную ценность априори, т. е. по самому месту и времени своего создания. В последнее время советская военная фотография все чаще продается и покупается на аукционах

Советское военное фото относится к той категории произведений искусства, которая имеет музейную ценность априори, т. е. по самому месту и времени своего создания. Вместе с тем военное фото — это то, что есть, наверное, в каждой семье. Именно поэтому в нашей стране коллекционирование советской военной фотографии — это совершенно особое направление собирательства, в котором профессиональная оценка сюжета, построения кадра и качества отпечатка сочетается с чем-то очень личным. Появление военных фотографий на международных аукционах — огромный шаг к тому, чтобы имена советских мастеров узнал весь мир. В последнее время советская военная фотография все чаще продается и, что особенно важно, покупается на аукционах. Для коллекционеров почетно иметь в коллекции несколько военных фоторабот как известных мастеров, снимавших не только войну, но и советскую довоенную и послевоенную жизнь, так и малоизвестных фотокорреспондентов, запечатлевших события Великой Отечественной в самом очаге военных действий.

  • ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ Знамя Победы над Рейхстагом. 1945

Самый дорогостоящий снимок сегодня — фотография Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», проданная за 3 840 фунтов на торгах Bonhams в Лондоне в 2008-м. Халдей сделал этот снимок 2 мая 1945 года в Берлине. Известно, что он всегда возил с собой три больших красных знамени, сделанных из подручных средств. На самом деле это были скатерти с нанесенной советской символикой. Но тогда важен был сам жест.

В годы Великой Отечественной войны фотографы были теми же бойцами, шли по военным дорогам «с “лейкой” и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу…», делили с воинами солдатские горести и невзгоды. Нужно было обладать не только острым взглядом и ловкостью, но и большим мужеством, чтобы сделать нужный кадр во время боя.

В годы Великой Отечественной войны политическое руководство контролировало фотожурналистику. Редакторы военных газет отвечали за политический подтекст фотографии, поэтому далеко не все, что снимали фотографы, могло пойти в печать. Запрещалось снимать картины отступления, эвакуации, поражение в боях — все, что могло негативно повлиять на боевой дух. Фотографы должны были запечатлевать только те моменты, которые мобилизовали людей на борьбу с фашистами. Поэтому чаще всего на фотоснимках тех лет, опубликованных во фронтовых и центральных газетах, — наступление Красной Армии, пехота в атаке, огонь артиллерии. Отдельное место занимали фотографии разбитой немецкой техники и убитых фашистов. Такие снимки воодушевляли на борьбу с врагом. Многие фотографы после сожалели, что не снимали страдания людей, всеобщую разруху и тяготы жизни, чтобы показать, через что пришлось пройти людям ради Победы.

Тем не менее фотографы не всегда снимали только то, что им указывал редактор. Многие снимки не попадали в газеты, они оставались в архивах и были обнаружены спустя десятилетия. Поэтому сейчас у нас есть возможность увидеть разные кадры тех военных лет.

Фотографию Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» знает весь мир. Снимки из этой серии продавались и на Christies, и на Dorotheum, и на Bonhams, по цене от 2 до 7 тысяч долларов. Фотограф с мировой известностью Евгений Халдей (1917–1997) работал корреспондентом «Фотохроники ТАСС», прошел всю войну, снимал Нюрнбергский процесс. После войны, во время антисемитской кампании по «борьбе с космополитизмом» Халдей был уволен из ТАСС. После смерти Сталина был «реабилитирован». Средняя аукционная стоимость его фоторабот — от 800 до 3 500 фунтов.

Дмитрий Бальтерманц (1912–1990) снимал для газеты «Известия». В 1942-м из-за досадной неудачи с публикацией ошибочного снимка его разжаловали и отправили в штрафной батальон. В 1944-м, несмотря на ампутацию ноги, Бальтерманц вернулся в фотожурналистику, но уже в газету «На разгром врага». После войны работал в «Огоньке». Его фотографии стали популярны не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Согласно базе ARTinvestment.RU, начиная c 2001 года фотоснимки Бальтерманца продавались на различных аукционных площадках 26 раз. Наивысшую цену — 6 875 фунтов — заплатили в 2010-м на торгах Philips De Pury за снимок с Юрием Гагариным. Известный снимок Бальтерманца «Атака» продавался на торгах не раз, дороже всего на Bonhams в 2008-м — за 1 560 фунтов. Фотографию Бальтерманца «Горе, Керчь. 1942» купили на аукционных торгах Piasa в Париже в марте этого года за 4 463 евро.

Иван Шагин (1904–1982) относится к поколению фотографов, снимавших становление СССР в 1930-е годы. Несмотря на возраст, не колеблясь, он пошел на войну, дошел до Берлина, работал фотокорреспондентом в «Комсомольской правде». Фотографии Шагина продаются на аукционах в диапазоне от 300 до 1 500 фунтов. Снимок «Взятие Рейхстага» выставлялся аукционным домом Bonhams с эстимейтом 2–3 тысячи долларов в 2005-м, но покупателя не нашел.

  • ЯКОВ ХАЛИП. Отцов — на фронт, детей — на завод! Москва. 1941

Фотографии Якова Халипа (1908–1980) также могут рассказать о войне многое. Халип работал корреспондентом газеты «Красная звезда», после войны — в журналах «Огонек» и «Советский Союз». Халип учился у Родченко, поэтому конструктивистский стиль с особой динамикой и композицией присутствует в его фотографиях. На аукционных площадках продаются в основном фотоснимки Халипа 1930-х годов в диапазоне 1–2 тысячи фунтов стерлингов.

Во время войны Михаил Трахман (1918–1976) работал фотокорреспондентом Совинформбюро, запечатлел блокадный Ленинград, партизанские отряды в тылу врага. В 2009-м на аукционе Lempertz в Кёльне фотография Трахмана «Прощание с сыном» (1942) выставлялась с эстимейтом 1 200 евро.

Яков Рюмкин (1913–1986) снимал на Юго-Западном фронте для газеты «Правда». Его фотоснимок «В московском небе» купили за 1 320 фунтов на торгах Bonhams в 2008-м. Средняя аукционная стоимость его работ — от 1 000 до 1 800 фунтов.

Аркадий Шайхет (1898–1959) сформировался как фотограф в 1930-е годы. Он участвовал в создании фотосерии о Советском Союзе «24 часа из жизни московской рабочей семьи Филипповых». На аукционных торгах Bonhams в 2008-м военные фотографии Шайхета «Два вида Киева» продавались с эстимейтом 1 500–3 000 фунтов.

Георгий Петрусов (1903–1971), так же как и Шайхет, и Шагин, относится к поколению фотографов 1920–30-х, когда в фотографии преобладал конструктивистский стиль (ракурсная съемка). Петрусов работал в журнале «СССР на стройке», во время войны был фотокорреспондентом газеты «Известия». Согласно базе аукционных продаж, фотоработы Петрусова оцениваются в 1–2 тысячи фунтов. Снимок «Военный парад, Красная площадь» (1936) был продан за 1 200 фунтов на торгах Bonhams в 2008-м.

Александр Устинов (1909–1995) почти всю жизнь проработал в газете «Правда». Во время войны побывал на всех фронтах, снимал встречу с союзниками на Эльбе в 1945-м. На аукционных торгах его фотографии выставлялись с эстимейтом 1–2 тысячи фунтов, но новых владельцев пока не нашли.

1–2 тысячи фунтов — такова пока и средняя аукционная стоимость военных фотографий других талантливых фотографов; многие из них были мастерами фоторепортажа 1930-х — например, Георгий Зельма, Семён Фридлянд, Макс Альперт, Самарий Гурарий, Сергей Лоскутов, Дмитрий Дебабов. Фотограф Роберт Диамент (1907–1987) снимал на Северном флоте во время войны, служил начальником фотобюро Политуправления. В его архиве — редкие военные кадры с подводными лодками, кораблями, морской авиацией. На аукционных торгах фотографии Диамента не выставлялись.

  • ОЛЬГА ЛАНДЕР Солдатская столовая в районе Тирасполя. 1944

Среди военных фотографов были и женщины: Ольга Ландер, Галина Санько, Ольга Игнатович (сестра Бориса Игнатовича). Ольга Ландер (1909–1996) работала в газете «Советский воин», снимала на Юго-Западном и Украинском фронтах. Ольга Ландер описывала, как ей нужно было каждый раз самой мастерить фотолабораторию для проявок пленок в палатке, или в заброшенном доме. Фотоснимки женщин–фотографов войны пока не продавались на аукционных торгах.

В 1990 году в США при содействии бывшего главного редактора журнала «Советское фото» Григория Чудакова был издан фотоальбом «Союзники. Великие фотографы Второй мировой войны» (Allies Great US and Russian World War II Photographs; Grigori Chudakov, David Scheman; Hugh Lauter Levin Associates), в котором сопоставлялись военные фотографии советских и американских фотографов. Среди американских звезд были Роберт Капа, Маргарет Бурке-Вайт и другие. На американских фотографиях запечатлено больше эмоций. Русские снимки, хоть и выглядят на их фоне более мрачными, тяжелыми, но своей убедительностью, теми эмоциями, которые переживал сам фотограф и которые удивительным образом отразились на фотографии, а главное — своей абсолютной правотой, исторической истинностью воздействуют на зрителя глубоко и сильно.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх