Инвестиции в русскую пикториальную фотографию
ARTinvestment.RU   05 марта 2011

Фотографы пикториальной школы подвергались нападкам со стороны советской власти. Фотографии обнаженной натуры были под запретом. Только спустя столетие работы пикториалистов были оценены по достоинству

Вопрос о том, к какому пласту культуры — художественному или нехудожественному — относить фотографию, возник почти одновременно с появлением самой фотографии. Изначально ей в художественности отказали, но по мере открытия новых фотографических жанров это решение выглядело все более сомнительным. Одни фотографы стремились к документальному сходству, совершенствуя для этого фототехнику и способы печати. Другие усматривали некий художественный подтекст в нерезких силуэтах и размытом изображении. И вот появилась уникальная школа русской светописи — пикториальная фотография. Пикториалисты приравнивали фотографию к живописи и графике по художественной значимости и называли себя фотохудожниками.

Фотографы пикториальной школы работали в основном в жанре портрета, натюрморта и пейзажа, следуя традициям русской школы живописи. Этим объясняется название направления: пикториальный от англ. pictorial, что в переводе означает «живописный, изобразительный». Подражая живописцам, они стремились передать на снимках представление о действительности, а не документировать ее. Особое внимание фотохудожники уделяли пластике человеческого тела, женской красоте и обнаженной натуре.

Во время съемки фотографы пикториальной школы пользовались мягкорисующей оптикой — моноклем, объективом лишь с одной линзой. Именно он придавал расплывчатость изображению. Пикториалисты экспериментировали и с различными техниками ручной печати: гуммиарабиком, озобромом, бромойлем, пигментной и масляной печатью.

Мы рассмотрим творчество некоторых фотомастеров пикториализма и возможности для инвестиций в пикториальную фотографию. Многие из фотографов были членами и учредителями Русского фотографического общества (РФО, 1894–1930), которое сыграло большую роль в развитии пикториальной фотографии в России, в частности РФО было организатором цикла выставок «Искусство движения» в 1920-е годы. Пикториалисты пытались запечатлеть движения человеческого тела во всех видах искусства движения: танцевального, трудового, физкультурного…

Моисей Наппельбаум (1869–1958) был мастером художественного портрета, снимал жанровые сцены в студии. Во время съемки он выставлял особенное освещение, используя только один источник света. Многие фотографы пытались перенять его манеру съемки. Он создавал театральные композиции, сцены на библейские сюжеты. Но в 1930-е годы Наппельбаум был вынужден отойти от свободных тем в фотографии. В дальнейшем он снимал портреты деятелей советской культуры в стиле реализма. Работы Наппельбаума 1910–20-х годов предлагались на аукционе Phillips de Pury в Лондоне в 2010 году с эстимейтами от 1 000 до 2 000 фунтов.

Николай Петров (1876–1940) был не только фотохудожником, но и теоретиком фотографии. Именно он обозначил основные концепции пикториальной фотографии. Петров работал в журнале «Вестник фотографии», основал Киевское объединение фотографов и фотолюбителей «Дагерр». Излюбленной темой мастера были психологические портреты. Один из них, фотоснимок «Беспризорник», нашел своего покупателя на аукционе Bonhams в Лондоне в 2008 году за 1 320 фунтов.

Юрий Ерёмин (1881–1948) снимал как утонченные женские портреты, так и лирические пейзажи. Его фотоработы с легкостью можно назвать фотокартинами. Ерёмин был членом правления Русского фотографического общества, основал в Москве фотоателье «Сецессион», принимал активное участие в фотографической жизни. Но в 1930-е годы Ерёмин, как и другие, оставил пикториализм: изящные женские фигуры и пейзажи сменились совсем не романтическими, зато идеологически выдержанными документальными и репортажными картинами из жизни народов Дагестана, Армении, Сванетии, то есть тем, что, по мнению властей предержащих, и было нужно новому советскому человеку. В 2008 фотографии Еремина выставлялись аукционным домом Bonhams с эстимейтами в 1 500–3 000 фунтов стерлингов.

Пикториалист Николай Свищов-Паола (1874–1964) пытался перенести на свои фотоснимки пластику человеческого тела. При печати он отдавал предпочтение гуммиарабику и бромойлю. Вторая часть фамилии «Паола» появилась у мастера после того, как он в 1908 приобрел ателье с названием «Паола» в Москве. Его называли то Свищов, то Паола, и вскоре фотохудожник взял двойную фамилию. Свищов-Паола был также членом правления РФО. Средняя аукционная цена на работы фотохудожника — около 1 000 фунтов.

Фотоработам Александра Гринберга (1885–1979) присущи особый эротизм и красота в изображении обнаженного тела. Однако советская власть не жаловала такие снимки, выходящие, как считалось, за рамки дозволенного. В 1936 году Гринберг был арестован и осужден НКВД по обвинению в порнографии. Он был освобожден в 1939-м и реабилитирован в 1950-х. Интересно замечание критика Л. Межеричера по поводу фотографий обнаженной натуры: «…А. Гринберг выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус» (цит. по: В. Т. Стигнеев Век фотографии 1894–1994. М.: Либроком, 2009. С. 122). В 2008 году аукционный дом Bonhams оценил фотоработы Гринберга 1920-х годов в размере от 1 000 до 2 000 фунтов стерлингов. В том же году его фотография «Обнаженная» (1928) была продана на Bonhams за 1 320 фунтов.

Талантливыми пикториалистами были пейзажист Николай Андреев (1882–1947), мастер светописи Василий Улитин (1888–1976), известный своими деревенскими пейзажами Алексей Мазурин (1846 — после 1915), участник группы «Молодое искусство» Анатолий Трапани (1881 — после 1930-х), фотограф крестьянского быта Сергей Лобовиков (1870–1941), фотохудожники Леонид Шокин (1896–1962) и Сергей Иванов-Аллилуев (1891–1979) и многие другие мастера русской фотографической школы.

В 1930-х для фотографов-пикториалистов наступили тяжелые времена. Нередко по заданиям различных редакций они отправлялись в длительные творческие командировки по стране, но материалы, привезенные из этих трудных поездок, под разными предлогами не принимались, оказывались ненужными. Таким завуалированным способом власти пытались отстранить пикториалистов от активной фотографической деятельности. Не понятое и, соответственно, не принятое новой властью, считавшей, что подобное творчество далеко от современной действительности и никак не способствует укреплению престижа Советского Союза, целое направление фотоискусства стало постепенно исчезать из культурной жизни. Немаловажным оказалось еще и то, что пикториальные фотографии не могли воспроизводиться полиграфическим способом: размытые контуры, игра светотени пропадали при печати; изображения пикториалистов проигрывали предельно контрастным и четким работам мастеров других направлений. Пикториальной фотографии — с ее тенями, мимолетностями и недоговоренностями — не оказалось места в «светлом социалистическом будущем», а раз так, то и места в настоящем ее лишили разом и бесповоротно: в 1930-х годах последовал разгром так называемой «старой школы» — после чего пикториальная фотография потеряла популярность и была забыта.

В начале 2000-х годов техника пикториальной фотографии вновь заинтересовала фотографов. В Петербурге появилась так называемая «неопикториальная школа», где фотографы экспериментировали с различными забытыми техниками ручной печати. В настоящее время в Петербурге проходит выставка современных пикториалистов «Пикториальная фотография в “РОСФОТО”».

С точки зрения инвестиций у пикториальной фотографии немало шансов заинтересовать коллекционеров. Фотоработы уникальны не только в переносном, но и в прямом смысле. При ручной обработке негатива (пятна, процарапывание) невозможно создать два абсолютно одинаковых изображения. Техника ручной печати настолько сложна, что фотографии получаются в единственном экземпляре, что, безусловно, придает им особый статус, фактически выводя за рамки тиражного искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20110305_pictireal__photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20110305_pictireal__photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх