Инвестиционные идеи на рынке искусства. «Русские американцы». Моррис Хиршфилд
ARTinvestment.RU   16 июля 2009

ARTinvestment.RU рассказывает о художнике Моррисе Хиршфилде, одном из основных представителей американского наивного искусства

ARTinvestment.RU продолжает серию «Русские американцы» — рассказы о художниках русского происхождения, получивших известность в Соединенных Штатах.

Моррис Хиршфилд (Morris Hirshfield) считается одним из ведущих представителей американского наивного искусства. Он родился в 1872 году в маленьком польском городке неподалеку от границы с Германией. Будучи совсем юным, Хиршфилд создавал раскрашенные деревянные скульптуры для местной синагоги. В возрасте 18 лет художник эмигрировал в Соединенные Штаты. Он поселился в Нью-Йорке и нашел работу на фабрике по пошиву верхней одежды.

Через несколько лет Хиршфилд и его брат решили открыть собственную фабрику. Сначала они шили женские пальто, а потом переключились на домашние тапочки. Этот бизнес оказался весьма прибыльным. Но здоровье Морриса оставляло желать лучшего, и в 1935 году он был вынужден уйти на пенсию. Не зная, чем занять свое время, он обратился к искусству. В возрасте 65 лет, к большому удивлению своих родных, Хиршфилд начал писать картины. Всего через шесть лет он удостоился персональной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства.

На выставке были представлены 30 картин, в основном изображения обнаженных женщин и животных, выполненные в «примитивном» стиле, чем-то напоминающие «простодушные» творения другого знаменитого самоучки — Анри Руссо (Henri Rousseau). Одной из отличительных особенностей живописи Хиршфилда стало то, что он покрывал отдельные участки холста узорами, напоминающими рисунок по ткани.

Трудно представить себе художника, более далекого от мира авангарда, чем Моррис Хиршфилд. Он не интересовался «передовыми» течениями, такими как кубизм, сюрреализм и абстрактное искусство, но пытался подражать художникам-«традиционалистам» XIX века. Как и многие наивные художники, Хиршфилд стремился к реализму, но вместо точного воспроизведения окружающего мира у него выходило нечто своеобразное, отсылающее к древнеегипетскому и средневековому искусству. Его фантастическими композициями вдохновлялись многие авангардисты: среди поклонников Хиршфилда числились Андре Бретон (André Breton), Марсель Дюшан (MarcelDuchamp) и Пит Мондриан (PietMondrian), а также коллекционер Пегги Гуггенхайм (Paggy Guggenheim). Еще одна параллель с Руссо, который, как известно, вдохновлялся творчеством салонных художников и книжными иллюстрациями, но прославился благодаря поддержке Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire) и его друзей.

Одним из первых, кто заметил Хиршфилда, стал именитый нью-йоркский дилер Сидни Дженис (SidneyJanis). В 1939 году он включил два полотна художника в выставку «Неизвестные американские художники», прошедшую в МОМА. Два года спустя музей приобрел несколько его работ, а в 1943-м прошла та самая персональная выставка. Надо сказать, что критиков совсем не впечатлило решение директора Альфреда Барра (Alfred Barr) показать произведения 70-летнего наивного художника: экспозицию разругали в пух и прах. Некоторые члены Совета попечителей МОМА также были возмущены, и вскоре Барру пришлось покинуть свой пост.

Как написал биограф Сидни Джениса, организовавшего «персоналку» Хиршфилда, выставка стала одним из самых непопулярных у критиков мероприятий из всех, когда-либо прошедших в музее. Художника ругали за то, что у его женщин «две левых ноги». Он объяснял это тем, что образцы домашних тапочек делаются на левую ногу. Время расставило все на свои места: сейчас произведения Хиршфилда считаются классикой наивного искусства, а «две левых ноги» — всего лишь интересной особенностью его фигур.

В США Морриса Хиршфилда причисляют к так называемым «художникам-самоучкам» (self-taught artists). Иногда их искусство называют «аутсайдерским», хоть это и не совсем верно: художники-аутсайдеры творят исключительно для себя, без оглядки на арт-мир. Они не задумываются о том, что такое «нормальное» искусство, не ищут для своего творчества аудиторию и порой даже не знают имен знаменитых художников. Напротив, у самоучек почти всегда есть какие-то образцы для подражания; нередко эти художники ищут признания в арт-мире (тот же Хиршфилд часто приносил новые работы экспертам Бруклинского музея). Сидни Дженис писал о «критической невинности» самоучек, которые не делают различия между «высоким», музейным искусством и искусством «популярным» и черпают вдохновение как в произведениях титанов живописи, так и в картинках на открытках, календарях и рекламных плакатах. Так, Хиршфилд почитал творчество некоего художника-любителя, творчество которого критики называли «заурядным» и «клишированным».

Хиршфилд умер в 1946 году, в возрасте 74 лет. Он оставил после себя 77 произведений. Большинство из них находятся в коллекции Музея современного искусства и в крупном частном собрании. На открытых торгах его работы хоть и редко, но все-таки появляются. Аукционным рекордом для творчества Хиршфилда является сумма 510 тысяч долларов, которую принесла в 1999 году картина под названием «Девушка с собакой». Надо заметить, что эстимейт этого полотна, проданного на нью-йоркских торгах Christie’s, составлял всего 15–25 тысяч! В 2003 году картина «Подставка для цветов и птицы», выставленная на нью-йоркский Sotheby’s, ушла за 47,5 тысячи при предварительной оценке 15–20 тысяч. Последний раз работа Хиршфилда появилась на аукционе в декабре прошлого года. На торгах произведениями американских художников, устроенных Christie’s, она была продана за 200 тысяч долларов при эстимейте 150–250 тысяч.

Источник: Self-Taught Art (под ред. Charles Russell), nytimes.com, artprice.com, Encyclopedia of American Folk Art, gseart.com, artinvestment.ru

P. S. В серии «Русские американцы» также можно почитать:

Инвестиционные идеи на рынке искусства. «Русские американцы». Луиза Невелсон

Инвестиционные идеи на рынке искусства. «Русские американцы». Джулс Олицки


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20090716_morris_hirshfield.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20090716_morris_hirshfield.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх