Литература: Элиза Грей. Инвестиции в искусство: создание богатства посредством искусства
Книга созданная с помощью ИИ, которую следует читать посредством ИИ
Investing in Fine Art: Building Wealth Through Art (Инвестиции в искусство: создание богатства посредством искусства)
автор: Элиза Грей
год издания: 2025
62 страницы
издательство: Inquiring Minds Publishing (Австралия)
ASIN: B0F6C7ZBZP
В мире искусства, к счастью, не произошло той «революции искусственного интеллекта», которой так пугали публику. Эксперименты с цифровыми аналогами живописи все равно упираются в базовые знания художника: перспектива, композиция, рука, которая чувствует материал. Роботизированные кисти пока остаются фантастикой — чего не скажешь о скульптуре, где механические «ученики Микеланджело» уже трудятся в США и Китае. Но вот где искусственный интеллект подкрался незаметно — так это в литературе. Сегодня каждый может выпустить книгу в формате самиздата, минуя редактора и серьезное издательство с его репутационным фильтром. И здесь подвох может ожидать не столько коллекционера, купившего созданную искусственным интеллектом картину, сколько читателя, взявшего в руки книгу об искусстве. А как известно, именно на образовательной скамье закладывается фундамент суждений, и ошибки в этом фундаменте чреваты куда более серьезными последствиями, чем любая «нейросетевая мазня».
Именно поэтому к появлению книги InvestinginFineArt. BuildingWealthThroughArt мы отнеслись с осторожностью. Авторство приписано Элизе Грей, издание распространяется исключительно через цифровые платформы — уже один только этот факт вызывает легкую настороженность. А если добавить, что книга, по всей видимости, создана при участии — а местами и под диктовку — искусственного интеллекта, то повод для рецензии становится более чем весомым.
Признаки «машинного пера» бросаются в глаза с первых страниц: неловкие иллюстрации с обязательным соблюдением этнического равноправия персонажей, небрежность шрифтов и надписи, скатывающиеся в откровенную белиберду. К этому добавляется характерная структура текста и орфографические огрехи, столь узнаваемые для тех, кто уже работал с нейросетями. Однако, что любопытно, скепсис первых минут был нарушен неожиданно стройной композицией и даже убедительным вступлением. Первые абзацы вселили надежду, что перед нами оказалась не пустышка — а попытка собрать полезный материал. Так неожиданно оформилась задача этой рецензии: рассказать не только о том, как читать подобные книги, но и о том, как их следует — или не следует — писать при поддержке ИИ, от минимального до максимального вмешательства. А главное, о том, как самому читателю научиться фильтровать такого рода издания, в том числе используя искусственный интеллект.
О самой Элизе Грей известно немного. Биографии в книге нет, на сайте-продавце — тоже. Единственный след ведет к другим изданиям, подписанным тем же именем. И тут выясняется любопытная деталь: основная продукция «автора» — книги о психологии отношений и многострадальном разнообразии интимной жизни (в РФ такие тома обязательно снабжаются маркировкой «18+»). Первая мысль была, не окажется ли искусство в ее интерпретации лишь очередным «приложением к интиму». Ведь арт-рынок, если вдуматься, и правда напоминает сложную систему отношений: он способен приносить новые ощущения, пробуждать страсти — а порой и оставлять глубокие, болезненные шрамы.
Книга оказалась необычной уже на уровне структуры — по двум причинам. Первая: здесь напрочь отсутствуют цифры. В отличие от большинства изданий об инвестициях в искусство, где авторы то и дело щеголяют рекордами аукционов или историями о «счастливчиках», удвоивших капитал на случайной покупке, Элиза Грей не приводит ни единой цифры. Нет здесь и формул: секреты инвестиций изложены исключительно текстом — без математики, без графиков, без попытки произвести впечатление громкими результатами. Вторая особенность куда важнее: в простом текстовом изложении приятно удивляет полнота содержания, в книге учтено практически все, что обязан знать коллекционер, решивший переквалифицироваться в инвестора. И даже новичок найдет здесь системное введение в рынок — без привычного пафоса и навязчивого блеска цифр.
Мы были удивлены и по другой причине. Зная, как работает искусственный интеллект с источниками, мы готовы поклясться всем накопленным опытом: такой компиляции ранее не существовало. Часть рекомендаций можно найти в других книгах — но целый ряд мыслей в таком виде нам не встречался нигде. Это означает, что при подготовке материала ИИ черпал не только из популярных книг, но и из академических статей, специализированных исследований и публикаций в профессиональных СМИ. Раньше нашей редакции приходилось собирать подобные сведения по крупицам; здесь же мы видим решение тщательно поставленной задачи: сам по себе искусственный интеллект на такое не способен. Несомненно, человек, давший команду, прекрасно понимал предмет и знал, какие акценты важны для книги.
Если к самим темам вопросов немного, то к способу их подачи — значительно больше. Любой, кто знаком с работой искусственного интеллекта, сразу узнает подход: вначале — краткое введение, затем чуть более развернутый пересказ того же самого. В результате возникает дежавю: начинающему коллекционеру или инвестору может показаться, что он уже встречал эти строки раньше, и рука так и тянется перелистнуть страницу. Отсюда и рекомендация автору, а также всем, кто планирует писать книги при поддержке ИИ: финальная вычитка должна включать борьбу с повторами. Без этого текст теряет плавность, а читатель — терпение.
Тем не менее стоит признать: когда Элиза Грей берется за содержание, результат оказывается достойным. Уже в первой главе она объясняет основы арт-рынка, останавливаясь на всех ключевых понятиях — разделении между первичным и вторичным рынком, его цикличности и аналогиях с финансовыми инструментами. Здесь же — важность образования и простое, но фундаментальное для арт-инвестора правило: инвестировать в искусство можно только свободные деньги. На одной странице собрать такой набор базовых принципов инвестирования — мастерство, будь то работа человека или искусственного интеллекта. Кроме того, Грей предлагает краткую историю искусства, вплетая ее в контекст инвестиций и показывая, как к восприятию искусства в качестве части культурного наследия добавлялось осмысление его как актива.
Продолжая рассказ, номинальный автор берется за карту игроков арт-рынка. К привычным аукционным домам, галереям, дилерам и консультантам она добавляет менее очевидный, но крайне важный пласт — музеи с их попечительскими советами, а также корпоративные коллекции и советы при компаниях. Заметим, что в едином классификаторе эти группы встречались до сих пор лишь в материалах AI, но никак не в англоязычной литературе. Далее Элиза анализирует ценности искусства как актива — не только финансовые, но и институциональные, социальные. После этого плавно переходит к рекомендациям по диверсификации портфеля и грамотным покупкам на аукционах. Интересно, что сектор частных дилеров и галерей остается без внимания — зато советы по экспертизам и исследованию провенанса даны вполне основательные. Здесь ИИ проявил себя не как угодливый собеседник, готовый подкинуть любую справку «по запросу», а как критичный комментатор, настаивающий на необходимости обращения к профессионалам (что редкость).
Целая глава посвящена верификации экспертов и лабораторий — шагу, который многие начинающие инвесторы попросту игнорируют. Отдельное внимание уделено и юридическим аспектам работы с искусством. Особенно стоит отметить раздел о возвратных инвестициях. В кои-то веки термин используется корректно: это не простая формула «продал дороже, чем купил», а совокупность факторов — от рыночной конъюнктуры и инфляции до издержек владения и расходов на менеджмент коллекции. Мы не раз предупреждали: игнорирование этих деталей делает калькуляцию прибыли в искусстве опасной иллюзией. И приятно видеть, что автор, даже работая с ИИ, поставила правильный акцент.
Не обошлось и без технологий. Один из заключительных разделов книги посвящен цифровым активам. И здесь приятно отметить: искусственный интеллект не поддался всеобщей эйфории по поводу NFT или генеративного искусства. «Соавтор» расставил акценты трезво: NFT-пузырь был порожден прежде всего маркетинговыми инструментами, а не фундаментальной ценностью.
В то же время для инвестора в искусство обозначены и три типичных риска. Первый — втягивание в спекуляции под влиянием единственного советника, чьи личные интересы на рынке могут идти вразрез с выгодой клиента. Второй — нарушение личной финансовой дисциплины и выход за собственные лимиты. Третий — чрезмерное увлечение одним жанром или художником, то есть отсутствие диверсификации коллекции. Эти предупреждения выглядят здраво и крайне актуальны.
Но есть и слабые места. Во-первых, книга датирует начало арт-инвестиций эпохой Возрождения и покровительством Медичи. Позволим себе не согласиться: да, семья заказывала и покупала ценнейшие произведения, но вряд ли преследовала инвестиционные цели в современном понимании. Их расчет был куда дальновиднее — обеспечить славу и символический капитал для прапрапраправнуков, а не личную доходность здесь и сейчас. Во-вторых, в технологическом разделе делается вывод, что оптимистичный итог развития ИИ — это полная прозрачность цифрового арт-рынка с возможностью отслеживать продажи на аналитических платформах. К сожалению, реальность совсем иная: большинство таких платформ закрылись за последние годы, разорившись на волне падения NFT. Никто не хотел смотреть на печальные результаты собственных инвестиций — и рынок в части инфраструктуры оказался скорее разрушенным, чем прозрачным.
Третьим недочетом книги можно назвать ее фокус исключительно на долгосрочных стратегиях. Краткосрочные инвестиции — особенно актуальные на поле современного искусства, где между кризисами рынок успевает давать резкие всплески, — остались за рамками. Тем не менее финал книги звучит на удивление позитивно. Последняя глава посвящена социальной значимости инвестиций в искусство и даже филантропии как форме финансовой стратегии. В отличие от привычных рассуждений о «духовном росте», здесь филантропия рассматривается именно как часть финансового портфеля. За такой ракурс автору и его ИИ-помощнику можно поставить твердую пятерку.
Однако главная претензия к книге — в ее формате. Это краткая, но емкая выжимка основных тем — но никак не пошаговое руководство. Вспомним популярные когда-то «желтые книги для чайников»: за пару часов они давали читателю базовое понимание новой области и снабжали ссылками, чтобы углубиться дальше. Здесь же ссылки отсутствуют как класс, а текст структурирован литературно и с повторениями. Для новичка это может быть препятствием, а не подспорьем.
Как же тогда читать эту книгу? Парадоксально, но ответ подсказывает сам искусственный интеллект. Перезагрузите текст в свою ИИ-модель, которая уже понимает ваш ритм жизни и интересы, и попросите ее собрать из книги учебник. Тогда исчезнут повторы, появится дорожная карта — и польза будет максимальной. Но важно помнить: основную работу Элиза уже проделала, собрав факты и мысли в единое издание — пусть и без цифр.
А дальше — слово за новым поколением нейросетей. Настало время, чтобы ИИ собрал учебник из того, что написал ИИ. Возможно, однажды мы узнаем, что и Элиза окажется вовсе не человеком. Такой вот современный ИИ-бутерброд.
Зина Фандéлина, AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20250909_Literature_Elisa.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20250909_Literature_Elisa.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


