Литература: Пирошка Досси. Продано!
ARTinvestment.RU   12 августа 2020

Книга о феномене ценообразования, оригинальное название которой опередило время на десятилетие

Продано! Искусство и деньги

Автор: Пирошка Досси
Год издания: 2011
Объем: 288 страниц
Издательство: Лимбус Пресс, Санкт-Петербург
ISBN: 9788322931776

В практике международных отношений есть два основных типа воздействия: жесткая сила (англ. Hard Power) и мягкая сила (англ. Soft Power). Если инструменты жесткой силы варьируются между военным кнутом и экономическим пряником, то мягкая сила действует через диалог, убеждение, сострадание и соблазны. Культурная дипломатия стран – один из таких механизмов, в равной степени обеспечивающих диалог и убеждение, вызывающих сострадание и соблазны. Основными проводниками культурной дипломатии являются культурные центры, несущие основной посыл страны (или группы стран), к которой они относятся, на других территориях. Примеров тому мы знаем немало: «Альянс Франсез», «Британский совет», «Институт Сервантеса», «Институт Конфуция», «Гете-Институт». Последняя организация в 2011 году и стала инициатором перевода и издания в России книги немецкого автора Пирошки Досси «Продано!». Давайте просто запомним этот факт без каких-либо преждевременных выводов.

Сама же книга была написана еще в 2007 году по мотивам бурного развития рынка современного искусства, начавшегося в 2004 году с «акульей» продажи Дэмиена Херста, и приведшего к рекордным сделкам в последующие три аукционные сезона. «Продано!» – своеобразный европейский ответ канадцу Дональду Томпсону, автору «Чучела акулы за $12 млн»: ответ ироничный, более литературный, с меньшим количеством инсайдов и большим упором на социальное поведение коллекционеров и продавцов. Кстати сказать, в оригинале вместо «Продано!» стоит слово Hype, которое на начало 2010-х еще не русифицировалось и не вошло в привычный обиход при описании бешенного интереса вне логики и понимания последствий. Тем не менее, сегодня оно пришлось бы очень кстати; разве что «хайп» с современным искусством чуть подостыл – коллекционеры стали осмотрительнее, больше опираясь на цифры и награды художников, чем на броские заголовки.

Тем временем к 2007 году рынок русского искусства расширил свою зарубежную географию за счет открытия тематических торгов в Лондоне и Нью-Йорке, а его оборот составлял около полумиллиарда долларов США. Казалось, даже экономический кризис 2008 года повлиял на всех, кроме русских покупателей – продажи по фантастическим ценам продолжились. К 2010 году они начали снижаться. Ситуацию не спасла даже Жюдит Беннаму-Юэ, чья «Цена искусства» была переведена на русский и выпущена в 2008 году. Удержать интерес к рынку современного искусства, пусть даже через провокационную книгу, было поручено Пирошке Досси – немецкому куратору, режиссеру-документалисту, арт-консультанту и по совместительству жене немецкого художника Уго Досси. К слову, информации о биографии автора – как до, так и после написания книги – в публичном доступе крайне мало.

С точки зрения фактов, «Продано!» – не идеальный источник знаний о рынке искусства, и уж точно – не единственный, который обязан прочитать как любитель, так и профессионал сферы арт-рынка. Хорошо подана хронология коллекционирования и возникновение социального феномена обладания предметом искусства, равно как и малоизвестные (на 2007 год) факты из биографий основных художников-ньюсмейкеров. При этом мини-главы о влиянии аукционных домов на формирование цен или экспансии галерей в современном прочтении кажутся немного наивными. Чего стоит раздел о «тайном обществе» арт-рынка, в котором ответ на вопрос «Так есть оно или нет?» сводится к допотопной трактовке свободного рынка Адама Смита, а решать все равно предлагается читателю.

Адам Смит был не в курсе хитросплетений арт-рынка, готовы поклясться. Пирошка Досси, судя по всему, тоже. Либо же скромно промолчала в рамках культурной дипломатии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200812_Literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200812_Literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх