Литература: Рената Таньчук. Искусство коллекционирования
ARTinvestment.RU   04 августа 2020

Исследование феномена коллекционирования, написанное научным, но очень живым языком

Искусство коллекционирования. Коллекционирование как форма культуральной активности

Автор: Рената Таньчук
Год издания: 2011 (перевод на русский – 2016)
Объем: 372 страницы
Издательство: Вроцлавский университет, Польша / Гуманираный центр, Украина
ISBN: 9788322931776

«Коллекция является не адекватной репрезентацией мира или какого-либо его фрагмента, прошлого, а скорее их образом, представлением коллекционера о них».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

В литературе об истории искусства – как научной, так и беллетристической – можно встретить различные точки отсчета коллекционирования, как осознанного действия. Кто-то находит их в Древнем Египте, где фараонов в последний путь сопровождало собрание предметов, отобранных жрецами – прообраз кураторского подхода к формированию загробных коллекций. Другие исследователи копают еще глубже, и находят бессистемное коллекционирование в собирательстве – одном из двух основных занятий пещерных людей (другим таким занятием была охота). На фоне этих источников книга «Искусство коллекционирования» идет еще дальше: в ней первым коллекционером на Земле был… Ной. С аргументом, предлагаемым автором, поспорить сложно – в действиях ветхозаветного праведника было «стремление к формированию системы вопреки деструктивной силе времени».

«Мы можем задать вопрос: должны ли мы применять термин «коллекция» только к собранию материальных предметов, или его можно применить и к собраниям опыта, цитат, звуков? Является ли коллекцией собрание номеров поездов, которые записывал в детстве исследователь человеческого сознания Николас Хамфри, стоя на железнодорожном мосту?»

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

Для рецензии на книгу доктора философии, профессора Института культуроведения Вроцлавского университета Ренаты Таньчук можно было ограничиться лишь цитатами из монографии. Впрочем, несколько цитат мы, не удержавшись, в материал поставили. Задача была не из легких – кажется, книга полностью состоит из цитат, бережно оформленных ссылками к первоисточникам академической рукой автора. Исследование очень хорошо структурировано: начиная с частного – попытки осмысления предмета, как артефакта, автор переходит к общему – объединению предметов в коллекцию, как культурную ценность. Очень хорошо проработан исторический аспект коллекционирования, как феномена, статуса, и даже фетиша. В результате пани Таньчук приходит к извечному вопросу: что лежит в основе коллекционирования – тяга к исследованию или жажда обладания? Не обойден стороной и рынок искусства: противопоставление художественной ценности и рыночной стоимости наконец обретает академические очертания, не сравнимые с аргументами оппонентов в социальных сетях.

«Коллекционируемые предметы наделяют символической ценностью на основании критериев, диапазон которых простирается от относительно простых для определения (признанная редкость) до высоко субъективных (эстетическая ценность) и личных (сентиментальная ценность)».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

Сегодня часто говорится о смене поколений коллекционеров: носители традиции, для многих ставшей профессией, покидают наш мир. На короткий период появляются их молодые вдовы, пока не наиграются либо в искусство, либо в ощущение собственной свободы. Аукционные дома и галереи, не успевая с начала 2010-х годов за вкусами поколения X, чуть не упустили появление денег у поколения Y. Как вдруг оказалось, что повзрослело поколение Z со своими пристрастиями родом из игромании и публичных песенных баттлов. Какое из них станет определяющим в развитии рынка после пандемии? Кем будут заполняться чартерные рейсы и отели вблизи международных ярмарок? Кому станут первыми рассылать приглашения на вечерние торги аукционы? Какое из поколений продолжит дарить свои собрания музеям – неважно, из финансово-налоговых соображений или филантропии?

Может быть, стоит признаться: мы этого не знаем. Лишь верим, что этим поколением история, философия и методология предшественников прежде будет хорошо изучена.

«Коллекционирование – это борьба с хаосом действительности, усилие, направленное на обуздание многозначности вещей. Коллекция останавливает время, его движение задерживается. В коллекции царит вечное «сейчас».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200804_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200804_literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх