- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Вопрос дня: Какие первые цены ставить художнику на свои картины?
ARTinvestment.RU 08 мая 2018
За сколько нужно продавать картины в начале? Какую цену считать благоразумной? Мнение AI адресовано преимущественно молодым художникам, работающим без галереи и не имеющим аукционных продаж. Остальным можно даже не читать — без нас разберутся
Сколько стоит картина? Если у ее автора уже есть статистика аукционных продаж, то принципы ценообразования более-менее понятны — об этом говорится в статье «Как самому оценить картину». Но если творческий человек находится в начале коммерческого пути, то все обстоит куда сложнее.
Среди вопросов, которые нам задают начинающие художники в переписке с аукционом и на семинарах, есть два, отвечать на которые, по понятным причинам, психологически труднее всего. Первый: «Что вы думаете о моих картинах?». Второй: «Какую цену мне поставить на мою живопись?». Оставив в стороне эмоции, поделимся с читателем тем мнением, которое сложилось у нас — сотрудников AI Аукциона — на основе практики еженедельных продаж в очень неблагоприятный для национального рынка искусства период. Для удобства построим наши объяснения в форме вопросов и ответов.
Есть художники 20–27 лет, интересные картины, но имена не на слуху. В важных выставках пока не участвовали, на аукционах никогда не продавались. Какие цены им стоит называть?
AI: В таких случаях стоит ориентироваться на диапазон «эмоциональных покупок». По нашей аукционной практике сегодня это 10 000–30 000 рублей — те деньги, которые люди иногда готовы потратить просто потому, что понравилось. При этом, как правило, не думая о заслугах автора в искусстве. До 30 000 рублей много решается в режиме «понравилось — беру». Но как только цена смещается ближе к 40 000–50 000 рублей, то в поведении нашего покупателя все резко меняется. При таком бюджете люди склонны принимать уже вполне прагматичные решения. Ведь за эти (или чуть-чуть большие) деньги становятся доступны уже известные имена: Гросицкий, Свешников, тиражный Немухин, Мастеркова, Зверев, Бух, Казарин, Гинтовт и др. Так что для малоизвестных имен в качестве стартовой стоит скорее рассматривать цену вокруг 20 000 рублей. Дальше — по ситуации.
А не считаете ли вы, что такие цены убьют карьеру художника? Не лучше ли, наоборот, поставить высокую цену? Ведь покупатели должны чувствовать, что им предлагают высокое искусство, а не сувенирную продукцию!
AI: Покупатели в большинстве своем хорошо понимают, что к чему. А единой универсальной коммерческой стратегии для художника нет — это правда. Например, существуют мало кому известные художники, хорошо живущие на нескольких клиентах, продающие им работы за сотни тысяч рублей и никогда не участвовавшие в аукционных торгах. Такое тоже бывает. И может продолжаться годами. До тех пор, пока покупатель не попытается что-то из ранее купленного продать и сильно удивится. Но такое положение — это, скорее, исключение, счастливый случай, а не обычная практика.
Куда более устойчивой является ситуация, когда работы художника стоят недорого, но продажи опираются на широкую базу покупателей — друзей, коллекционеров, любителей искусства. Это взаимозависимые вещи. Если художник искусственно резко поднимет цены, то прежних покупателей он лишится, а новых вряд ли приобретет. И наоборот. Вспомним, что у всенародно любимых Анатолия Зверева и Владимира Яковлева не было высоких цен. В том числе и поэтому их работы, а также работы других шестидесятников могли позволить себе многие советские семьи. Их рисунки попали в тысячи квартир. Сгубило ли это их карьеру?
Возвращаясь к сути вопроса: нет, мы в AI не считаем, что доступные стартовые цены убивают карьеру художника. Потеря интереса к творчеству происходит совершенно по другим причинам.
А может, вы и другие торговцы специально занижаете цены? Убеждаете нас, чтобы самим продать подороже, а художнику отдать меньше?
AI: Нет. Торговцам, наоборот, выгодны высокие цены, чтобы зарабатывать высокую комиссию. Но не все, к сожалению, в их власти. После 10 лет кризиса, если кто не заметил, мы имеем ярко выраженный «рынок покупателя». Цены диктуют люди хоть с какими-то деньгами и желанием покупать. Сейчас для торговца большая удача в принципе заинтересовать покупателей и продавать хоть что-то хоть как-то. Тут особо не до торговых манипуляций. Даже за крепкими вещами первых имен сегодня не выстраиваются очереди. А работы малоизвестного автора продать тяжелее даже за невысокие суммы. Судите сами: с продажи за 20 000 рублей аукцион заработает 3 000 рублей, а с миллионной продажи — 150 000 рублей. Работа же сотрудниками делается одинаковая по объему: что для картины ценой 20 000 рублей, что для картины за 1 000 000. Понимаете теперь, почему аукционы не хотят брать на торги недорогие работы мало известных пока авторов?
Если художник не выставлялся на аукционных торгах, но становится членом творческого союза, то повышает ли это его рыночные цены?
AI: Мы считаем, что членство в творческих союзах и любые формальные статусы на цены практически не влияют. Сами мы при оценке для аукциона этот фактор вовсе не принимаем в расчет. Если нет аукционных продаж, то мы смотрим на выставки, рецензии, круг, принадлежность к группам — далее по схеме, описанной здесь. Впрочем не исключено, что коммерческая польза от членских взносов иногда бывает. Например, если покупатель вдруг оказался не искушенным в искусстве человеком и выбирает с учетом формальных признаков — полученного художником образования и званий.
Называя такие цены, вы демонстрируете глубокое непонимание сложности работы художника, структуры его затрат и потребностей для развития. Разве можно обеспечить нормальный творческий процесс при таких ценах?
AI: Увы, и такое нам тоже приходится слышать. На самом деле мы тоже считаем, что искусство и труд художника сегодня в России сильно недооценены. Как и труд других людей очень многих профессий. Но объяснять эти проблемы каким-то заговором торговцев — это нонсенс. Лучше посмотреть вокруг и задать другие вопросы. Например, куда подевались платежеспособные ценители искусства — такие, чтоб не только на выставки ходили, но и покупали? В частности, куда подевался высший средний класс — люди с доходом порядка 500 000 рублей в месяц, которые способны регулярно покупать в свое удовольствие? Еще спросите себя, что в стране делается для оживления экономической ситуации, либерализации рынка искусства? А еще сформулируйте, какие причины сегодня позволяют покупателям с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее? Попытайтесь разглядеть признаки улучшения ситуации. Вот когда увидите, тогда вскоре стоит ждать роста цен в среднем по всему рынку. А пока живем как есть.
Хорошая новость в том, что экономическая депрессия на рынке русского искусства не может длиться вечно. Однажды все изменится. И наступит будущее, которое, по прогнозам футурологов, принадлежит художникам. Если посмотреть в перспективе на 10–15 лет, то главными наряду с учеными станут творческие люди и те, кто чувствует искусство и хорошо в нем разбирается. По мере развития искусственного интеллекта и автоматизации производства самой важной станет способность людей создавать не вещи, а новые смыслы. И те, кто сегодня думает о стартовых ценах, новых светлых времен дождутся точно.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20180508_kakuyu_cenu_postavit_na_kartinu_what_price_for_start.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20180508_kakuyu_cenu_postavit_na_kartinu_what_price_for_start.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»