ФРАНГУЛЯН Георгий Вартанович (1945) Без названия (Обнаженная). 1986
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ЛАБАС Александр Аркадьевич (1900–1983) Москва. 1957
Текущая ставка
-
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1883–1955) Облака над рекой. 1922
Текущая ставка
-
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00

Как инвестировать в искусство во время кризиса. Ситуация 2017 года
ARTinvestment.RU   23 января 2017

Восемь лет более-менее скверной экономической конъюнктуры избавили от многих иллюзий. Но жизнь на арт-рынке не остановилась. Просто к ней нужно приспособиться. Как? Ниже — советы с позиции реального опыта ARTinvestment.RU

Время сейчас такое, что без диалектики не обойтись, аршином общим не измерить и без стакана не разобраться. С одной стороны, цены сейчас низкие, на уровне примерно 12-летней давности. Получается, покупать сегодня выгодно, и этим нужно пользоваться. Так-то оно так. Но с другой стороны, очевидно, что цены потому и низкие, что вокруг плохо. А улучшение наступит не сегодня и не завтра. Инвестиции — это ведь не только о том, как дешево купить. Нужно еще дороже продать. И если с первым пунктом сейчас момент действительно хороший, то со вторым — все еще тоска.

Как же быть?

К счастью, кризис наступил не вчера (как бы странно это ни звучало). Слава богу, уж третий год под санкциями живем (как бы чудовищно это ни звучало снова). За это время ARTinvestment.RU провел больше 160 аукционов и не одну послеаукционную продажу. Словом, кое в чем за этот кризис мы успели разобраться и в чем-то даже поднатореть.

Не претендуя на единственную истину, предлагаем выводы, до которых мы дошли своим умом:

1. На короткий срок возврата инвестиций сейчас лучше не рассчитывать. Это раньше можно было купить и уже хоть через год перепродавать. Сейчас — нет. Речь, конечно, не идет о варианте супермикроинвестиций типа «купить Натту Конышеву за 10 000 рублей и тут же перепродать за 15 000 рублей, заработав баснословные 50 %». Такие вещи сплошь и рядом случаются даже сегодня. Но если говорить про сколько-нибудь реальные инвестиционные покупки — от $5 000 (да, не до жиру) до $100 000, то времени, чтобы вещь «отвиселась» для перепродажи с прибылью, нужно гораздо больше. Сколько? Года три минимум. И это лишь по ощущениям. Никто ведь на самом деле понятия не имеет, когда именно все это закончится.

2. Ликвидность в кризис важнее потенциальной прибыли. Покупатели сегодня думают не только о том, сколько эта картина или рисунок смогут принести им в будущем. И правильно делают. В кризис жизненные обстоятельства способны меняться стремительно и нежелательно. Встречать их лучше с вещами, которые можно продать на публичном рынке быстро. Со скидкой, как угодно, но быстро. Отсюда вывод: держать в коллекции художников, которых в случае чего охотно купят и другие коллекционеры. Небольшой список ликвидных в России авторов можно посмотреть здесь и здесь. Или вот здесь. Правда, в последнем случае рейтинг учитывает продажи не только в России, но и во всем мире. Включая продажи в Англии, от которых тут не много проку.

Впрочем, даже без оглядки на кризис, инвестировать всегда лучше в художников, которых много продают и покупают (в том числе на аукционном рынке) и на которых есть спрос не узкой группы любителей и специалистов, а многих участников рынка.

3. Дорогие шедевры внутри России в кризис тоже продаются сложно. Это лишь за рубежом работает правило, что в кризис цены на вещи наилучшего качества не падают. У них это происходит на развитом рынке с большим числом участников, с внятными законами и без запретов на экспорт. У нас же жизнь идет не по учебнику. Шедевры, как правило, весьма дороги, а число коллекционеров среди наших богачей относительно мало. Кризис, начавшийся в 2014-м, показал, что даже если у вас есть условно незасмотренный Айвазовский за $300 000, в то время как такой же на «Сотбисе» продается за $500 000, то все равно набегаетесь его продавать. И продадите в конце концов не за $300 000, а за $250 000. Причем с огромным трудом. Почему? Для внутреннего рынка это уже очень серьезные деньги, а за рубеж вывезти антикварный шедевр по закону либо слишком дорого, либо вовсе запрещено (если ему больше 100 лет). Поэтому далее см. п. 4.

4. При прочих равных условиях лучше вкладывать деньги в предметы, вывоз которых не запрещен по закону. То есть как минимум в те, которым значительно меньше 100 лет. Это, правда, тоже не гарантия возможности вывоза. Даже более молодые вещи высокого культурного значения могут не разрешить вывозить. А на то, что разрешат, пошлину могут «зарядить» по высшей планке. И что ж тогда делать? См. п. 5.

5. Разрываясь между антикварной классикой и послевоенным модернизмом, при прочих равных в кризис предпочесть лучше второе. Покупайте шестидесятников, с ними спокойнее. Да, это не совсем корректное сравнение и обобщение. Но мы же тут говорим не о справедливости вообще, а о 2017 годе, правильно? Так вот, примерно с 2013 года (с момента запуска аукциона) и до сих пор мы можем по собственному опыту утверждать, что более высоким спросом и интересом все это время у нас пользуются именно шестидесятники. Это если говорить о дорогих, инвестиционного уровня вещах. А так еще хорошо продается нижний ценовой сегмент современного искусства, примерно до 60 000 рублей. Но для серьезных инвестиций этот вариант практически не подходит.

6. Нужно регулярно проверять свой выбор и что-то продавать. В кризис — особенно. Совершать сплошные покупки без такой проверки боем недальновидно. Это порождает иллюзии и фантазии. Неофиты увешивают стены тем, что понравилось, мысленно представляя, как их работы с каждым днем становятся дороже. А совсем не факт, что это так. В конце концов, инвестирование не должно превращаться в слепое накопительство. Пробуйте продавать ранее купленное. Ушло дороже или за те же деньги — значит, все в порядке. Ну а если нет, то нужно анализировать и своевременно извлекать урок. Добавлю, что влюбляться в одного художника с инвестиционной точки зрения особенно рискованно. Хотя эту фазу проходят очень многие неофиты.

7. В кризис стоит забыть про логику «Пусть в худшем случае я не заработаю, но своё-то уж всегда смогу вернуть». Это самообман. Такой же, как огульное утверждение «Искусство всегда растет в цене». Не всегда оно растет. А уж с такими выкрутасами в экономике и подавно. Многие хорошие художники в период с 2007 по 2017 год подешевели даже в рублях. Подчеркиваю: хорошие. А уж в долларах просели почти все: будь то классика XIX века, шестидесятники или соцреализм. Хорошо было только русскому авангарду, причем в Лондоне. Но цена входного билета в этот особый мир не многим по карману. Вывод? Нельзя инвестировать на последние. Нужно осознавать, а лучше даже переоценивать риски. А еще лучше подкреплять свою уверенность способом, описанным в п. 6 — пожалуй, самом полезном пункте из всех перечисленных.

Итак, будем исходить из действительности. Чем характеризуется нынешний кризис. Первое: есть низкие цены — в два и более раз ниже, чем в 2007–2008 годах, в пересчете на доллары. Этим, поверьте, уже пользуются опытные дилеры. Значит, цены примерно у дна. Второе: продолжительность кризиса непредсказуема. В отличие от прошлых спадов, когда были естественные предпосылки и цикличность, теперь нас давит политика. Понятно, что однажды тучи рассеются, но через три года или через 10 лет — никто не знает.

Как в этих условиях будет разумнее вести себя начинающему коллекционеру и инвестору? У меня есть три напутствия:

1. Не нужно играть против рынка. Как минимум, стоит четко ориентироваться на пул ликвидных авторов. И не нужно тешить себя иллюзиями, что не пользующееся спросом сегодня завтра вдруг баснословно вырастет в цене. Это возможно, но это уже игры для профессионалов.

2. Не нужно сильно переплачивать. Не то время. В переплате нет большой беды, если речь идет о шедевре. Но это уже такие нюансы, которые опять же по зубам лишь профессионалам. О том же, как самому правильно оценить картину и не переплатить, можно почитать здесь.

3. При любых сомнениях лучше отказаться от сделки. Это касается в первую очередь подлинности (см. «Как не купить подделку»), а также доверия к месту покупки (см. «Зачем покупать искусство на аукционах?»). Хорошие возможности еще появятся, суетиться не нужно. Особенно поначалу.



  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх