Художник недели: Александр Богомазов
ARTinvestment.RU   28 января 2020

Художник-авангардист, теоретик, педагог. Украинский «Пикассо», прошедший за свою недолгую жизнь огромный творческий путь. Его работа представлена на аукционе AI на этой неделе

Александр Константинович Богомазов (1880–1930). Аукционы не так часто балуют своих клиентов этим именем. Если еще в 1960-х годах на блошиных рынках Украины можно было купить его рисунки за «копейки», то сегодня стоимость его произведений на аукционах огромна.

На мировом арт-рынке были представлены его ранние работы. Например, в 2008 году на Sotheby’s в Нью-Йорке за $481 000 был продан холст «На берегу реки», решенный в пуантилистической манере, характерной для творчества художника 1906–1909 годов.

Экспонировавшийся на персональной выставке в Тулузе в 1991 году «Портрет жены художника» (начало 1910-х) на лондонских торгах Sotheby’s в 2004 году ушел с аукциона в 8 раз дороже эстимейта, за $313 838.

Так же высоко взлетела цена «Абстрактного пейзажа», проданного в 2005 году на Sotheby’s за $1 273 501. Сегодня работа находится в частной коллекции (Киев).

Появляются на рынке и графические листы художника.

Откуда же такой интерес к его творчеству? Богомазов — художник, чья жизнь сложилась полно и трагично: он испытал и признание, и радость преподавания, но умер практически в нищете в разгар гонений на «формальное» искусство. Еще в Киевском художественном училище он познакомился с учившейся там же Александрой Экстер. Благодаря Экстер Богомазов открыл для себя иностранные течения в живописи, бесконечные измы, проникся ими, особенно творчеством итальянских футуристов, испробовал различные техники — от импрессионизма до абстракции, но смог всё переосмыслить и выработать собственный язык, формализованный в его трактате «Живопись и элементы».

Специалисты выделяют в творчестве Александра Богомазова несколько этапов, признавая самыми яркими периоды кубофутуризма (1913–1917) и спектрализма (1920–1930).

Богомазов занимался не только практикой живописи, он активно разрабатывал теоретические основы искусства. Его творческий поиск был начат с экспериментов с импрессионистскими и особенно постимпрессионистскими методами, где точка есть движущая сила. В 1914 Богомазов заканчивает трактат «Живопись и элементы» (на два года раньше, чем Кандинский, как некоторые исследователи любят отмечать), в котором выявляет первичный элемент живописи — точку на картинной плоскости. «Динамика (принцип футуризма) ведет развитие от точки к линии, передвижение которой даёт в результате площадь. Это, по мнению Богомазова, и вызывает к жизни феномен формы, существующей лишь с “момента движения первичного элемента”», — пишет Д. Е. Горбачёв (Богомазов А. Живопись и элементы : Из трактата / А. Богомазов; Публ. Д. Горбачева и М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. № 2 (20). С. 144).

Кстати, в 2015 на Christie’s продавалась одна из ярких работ периода кубофутуризма — яркий и запоминающийся «Портрет Ванды Монастырской, жены художника». Д. Е. Горбачёв так анализирует эту работу: «Он превращает лицо в пересечение “силовых линий”: вертикалей и горизонталей, овалов, острых углов. Эти приемы “пластической деформации” непосредственно соотносятся с теорией, изложенной художником в его трактате “Живопись и элементы”» (Д. Горбачев. Работы Василия Ермилова и Александра Богомазова в Нью-Йорке // Пинакотека. М., 2006, № 23–24. С. 171).

Вообще для картин Богомазова характерна невероятная живость происходящего на полотне, яркие сочные краски и отсутствие перспективы. Художник писал урбанистические сюжеты (поезда, улицы, базары и т. п.), создал огромное количество автопортретов и портретов своей семьи, обращался к натюрморту.

В 1920-х годах станковая живопись для Богомазова начинает отходить на второй план: он погружен в преподавание, в общественную жизнь. В 1922 году Богомазов стал профессором станковой живописи Киевского художественного института, где вместе с ним работали В. Пальмов, В. Татлин, В. Голубятников, М. Бойчук, Л. Крамаренко. В 1928–1930 годах в этом же институте преподавал Малевич.

В это время теоретические исследования привели художника к воплощению так называемого метода «растяжки цвета», полихромности и условности цветовых отношений. Это прослеживается в его последних работах — студийных натюрмортах. Таким является представленный на торгах AI Аукциона «Постановочный натюрморт» (или «Экспериментальный натюрморт») 1927–1928 годов. Работа была приобретена у вдовы художника в 1960-е годы, в то время, когда к ней протаптывали паломнические тропы многие интересанты, в их числе был и Игорь Дыченко. Натюрморт написан на обороте макета расписания выпускных экзаменов учеников III класса Художественно-Ремесленной Учебной Мастерской Печатного дела в г. Киеве; возможно, что этот лист остался у художника еще со времен его преподавания в мастерских (1918–1919).

Используя комплементарные цвета (синий и желтый), художник строит композицию постановочного натюрморта, экспериментальный характер которого раскрывается через цветовое взаимодействие. В одной из частных коллекций подобный натюрморт был представлен в другом колористическом решении, его цветовая схема включала три основных цвета (синий, желтый, красный) и один дополнительный (зеленый). Взаимодействие цветов и их эмоциональная составляющая являются основными аспектами исследования.

В этом же ключе разрабатывается его картина «Пильщики», где четыре основных цвета распределены соответственно символике: земля — красно-розовая, лица — желто-оранжевые, небо — интенсивно-синее.

Последние годы жизни художника были омрачены тяжелой болезнью и нарастающим давлением по отношению к тем, чье видение искусства отличалось от официального… Имя Богомазова было на долгие годы вычеркнуто из истории советского и украинского искусства, и сейчас заново открывается для нас.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200128_bogomazov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200128_bogomazov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх