Художник недели. Александр Лабас
ARTinvestment.RU   30 октября 2017

На AI Аукцион выставлена большая акварель из серии «Октябрь» одного из самых важных художников авангарда 1920–30-х, очевидца событий 1917-го и участника Гражданской войны Александра Лабаса

Сегодня имя Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983) — символ романтики середины 1920-х. Наконец-то война закончилась. Вот-вот добьем последние остатки контрреволюции и заживем по-новому — счастливо. Небеса будут бороздить дирижабли и самолеты, люди будут утром спешить на аэродромы, во все концы большой страны понесутся скоростные поезда, а досуг победившего пролетариата будет скрашивать новое прогрессивное искусство.

С учебниками, где все разложено по полочкам, порой возникает иллюзия, что русский авангард 1910–30-х годов развивался строго по временным и эволюционным этапам, в определенной логике и последовательности. Вот, условно, был «Бубновый валет», потом их сменили Малевич с супрематизмом и Татлин с конструктивизмом, а потом — раз, и пришли станковисты с Лабасом, дальше — Ассоциация художников революционной России и… 1932 год, когда вышло постановление, все объединения художников мигом разогнали и включили народным массам тотальный соцреализм на 50 лет вперед. Из литературы создается впечатление, что того же Татлина и Лабаса разделяла целая эпоха. А на самом деле, если присмотреться, то разница в возрасте у них была всего 15 лет, а с Малевичем у Лабаса разница 22 года. Это был общая кухня, близкий круг общения: с тем же Татлиным они много лет близко дружили, а с Малевичем художник тоже был хорошо знаком: мэтр приходил к Лабасу в мастерскую, чтобы лично составить впечатление о работах двадцатилетнего Лабаса. «Бубновалетовцы» тоже были для Лабаса совсем не из другого мира: учредители легендарного объединения Петр Кончаловский и Илья Машков были его преподавателями. К чему я это? Просто полезно понимать, что все эти очень разные художники одновременно пересекали бушующий океан художественных страстей, пусть и на разных кораблях, лодках, а то и утлых суденышках. Шумели, ссорились, спорили на уровне своих групп и художественных объединений — и с «врагами» и друг с другом. И все это происходило параллельно, в одно и то же время. Например, УНОВИС Малевича — это 1919–1926-й, а объединение «Метод» с Лабасом — это 1922–1925-й. Знаменитый же теперь ОСТ (Общество станковистов), одним из основателей которого был Лабас, начал работу с 1925 года, то есть еще при жизни «Учредителей нового искусства». Художники одного времени, они существовали в большом общем круговороте новаторских идей. Не многие, например, знают, что ныне признанный мастер романтического пластического фигуратива, с его вдохновенными поездами, самолетами и дирижаблями в 1921–1924 годы был серьезно увлечен беспредметной живописью и разрабатывал собственные идеи геометрической абстракции. Лишь в 1924 году Лабас принципиально отказался от абстракции. Но потом, в 1950-е годы и в конце 1970-х, снова возвращался к беспредметности, к цветовым композициям, которые вдохновляли его в молодости и которые 30 лет назад заинтересовали Малевича.

Фигура Лабаса в 1920–30-е годы постоянно была в гуще революционных событий на изофронте. Это были времена высокой конкуренции идей, сопровождавшейся на редкость высоким накалом страстей. Художники выясняли отношения, устраивали публичные диспуты, ссорились и спорили до хрипоты. Постоянно создавались, раскалывались, распадались и собирались заново новые художественные общества и группы. Лабас был одним из заметных участников этих процессов. Но при этом его сложно назвать бунтарем. Он был скорее романтиком. Романтиком смелым (другие не идут на Гражданскую добровольцем в 19 лет), бескомпромиссным в вопросах искусства и, что называется, человеком со стержнем. Подтверждение тому — его позиция после 1932 года, когда в результате печально известного постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» деятельность всех этих сообществ и групп была прекращена и началась борьба с формалистами. Искусство, которое не зовет массы к трудовым и боевым подвигам, объявлено не нужным. Казалось бы, ну, что стоило пойти на компромисс и встроиться в систему соцреалистического производства живописи? Зачем упорствовать, биться, с трудом сводя концы с концами, жить временами только на заработки жены? Ведь цена такой позиции — не только упущенное материальное благополучие, но десятки лет вообще без выставок, без публики, риск быть забытым и выпасть из истории искусства. Да, и все это — видя, как сытно и выгодно устроились в советской системе вчерашние коллеги по цеху. Тем не менее Лабас выбрал путь независимости. Насколько это было возможно.

Никто не мог предвидеть, что в 1932 году Лабас будет отстранен от выставочного процесса не просто надолго, а почти на целых 30 лет. Какое-то время выручала работа в театре. Потом периодически стали появляться заказы на изготовление панорам и диорам. Лабаса задействовали в оформлении важных зарубежных выставок — павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) и др. После войны Лабас продолжил делать панорамы и диорамы, но часто жить приходилось на заработки жены. Его Леони Нойман-Лабас была немкой и переводила книги советских писателей на свой родной язык. При этом во все непростые времена Лабас не прекращал заниматься станковой живописью и графикой.

Несмотря на отсутствие выставок, Александра Аркадьевича Лабаса помнили, он пользовался авторитетом у коллег и молодого поколения неофициальных художников. Для последних он был примером, новатором и несгибаемым художником русского авангарда.

С конца 1950-х работы Лабаса уже удавалось иногда включать в редкие сборные выставки, о которых знали преимущественно лишь свои. Например, в 1959 году 50 произведений Лабаса показали на выставке 26 московских художников, посвященной Московскому коксогазовому заводу, в ДК подмосковного города Видное. Хоть так. А спустя 7 лет у художника прошла куда более заметная групповая выставка с Аксельродом и другими коллегами (1966). Вот ее уже увидела широкая публика, и по ее итогам появились первые после десятилетий забвения публикации в прессе. Ну, а по-настоящему большое возвращение Лабаса к зрителю состоялось лишь в 1976 году на персональной выставке в честь 75-летия художника. В выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком Мосту была показана ретроспектива работ мастера. Тогда же часть работ с той выставки была приобретена лучшими музеями страны.

Сегодня Александр Лабас — один из самых востребованных художников у коллекционеров и любителей искусства, а его выставки в ведущих музеях страны собирают огромные очереди. В 2000 году его персональная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения, прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 2011 году Новая Третьяковка сделала масштабный проект «Александр Лабас. На скорости XX века». А прямо сейчас в Институте русского реалистического искусства проходит важная выставка «Александр Лабас. Октябрь». Живопись и графика» — взгляд не просто художника, а очевидца революционных событий: «Я старался постоянно быть на улице, — вспоминал художник, — меня захватил этот ритм, стрельба, толпы солдат, грузовики с красноармейцами. Это время я удивительно чувствую, и всегда эти образы меня преследуют».

Произведения Александра Лабаса сегодня входят не только в лучшие музейные собрания, но и в статусные частные коллекции. Рынок его остается пока в большей степени галерейным, хотя и на аукционах произведений продавалось немало. В частности, в нашей базе зафиксировано почти 200 аукционных событий. Текущий аукционный рекорд для творчества Лабаса — $360 000 — был установлен на аукционе в Лондоне в 2012 году. Впрочем, для Лабаса это не предел. Просто на аукционах пока не появлялось самых лучших вещей, самых ценимых коллекционерами тем и сюжетов. Особенно высоко в творчестве Лабаса ценится романтика технического прогресса — аэропланы, дирижабли, поезда. Думаю, что вдохновенные живописные вещи этого жанра потенциально могут стоить от $500 000.

Впрочем, высокие цены шедевров не означают, что обычным коллекционерам к Лабасу вовсе не подступиться. Есть вещи куда более доступные. Например, его душевные акварельные пейзажи размером с лист A4 на аукционном рынке в России могут стоить в диапазоне 40 000–90 000 рублей. Они не редкость, их много, есть из чего выбирать. Большие законченные проработанные рисунки купить куда сложнее. На русском аукционном рынке таких примеров давно не было, а на Christie’s в 2015 году большие (класса 60 × 40) гуаши из цикла «Москва» (1950-е) были проданы по $5 700–7 200 за лист. То есть с поправкой на наши внутренние условия (меньше комиссия, другая экономическая ситуация и пр.) это было бы в районе 240 000–300 000 рублей. К слову, акварель Лабаса «На паровозе», представленная сейчас на AI Аукционе, как раз из разряда таких редких вещей: крупная, законченная, с ценной темой (помните про идущую сейчас выставку ««Александр Лабас. Октябрь»» в ИРРИ) и безупречным источником происхождения (из собрания Ольги Бескиной-Лабас). Провенанс особо важен. За Лабасом нужен глаз да глаз: на аукционном и частном рынке ходит очень много подделок.

К счастью, в вопросе с определением подлинности работ сегодня удалось навести порядок, причем образцово-показательным способом — всем в пример. В 2011 году наследница авторского права художника Ольга Бескина-Лабас собрала авторитетный попечительский совет и зарегистрировала в минюсте Лабас-Фонд (Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса). В распоряжении этой организации находится архив художника, опись его произведений, живопись и графика 1920–80-х годов. Сегодня Лабас-Фонд — это место, которое выносит окончательное решение о подлинности произведений Лабаса и выдает соответствующий сертификат. Для коллекционеров и покупателей это огромное подспорье и значительно повышает привлекательность всего рынка художника.

Еще одним важным подспорьем для новых коллекционеров станет развитое информационное освещение творчества мастера. К выставкам Лабаса были изданы роскошные каталоги, его жизненному пути и творчеству посвящены многочисленные статьи и книги. Самая ранняя из монографий — это «Александр Лабас» Евгении Буториной, выпущеннаяя в 1979 году. В 2006-м вышел альбом «Личный Лабас. Александр Лабас в частных собраниях». В 2008 увидела свете книга сына художника Юлия Лабаса «Когда я был большим». В 2004, 2011 и 2012 годах к выставкам Лабаса были изданы каталоги, включая 200-станичный фолиант к проекту Третьяковки «Александр Лабас. На скорости XX века». Наконец, в 2013 году в легендарной серии «Жизнь замечательных людей» вышла монография «Лабас» Наталии Семеновой.

Что еще почитать по теме на AI:
«Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Александр Лабас. Цены, спрос, инвестиции»;
«Александр Лабас в Институте русского реалистического искусства»;
Биография А.А.Лабаса на ARTinvestment.RU;
Форум AI: Коллекция Бориса Суриса в Галеев Галерее. Фоторепортаж;
«Выставка-презентация книги Натальи Семёновой об Александре Лабасе»;
Форум AI: Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб. Раиса Идельсон, Р.Фальк, А.Лабас, А.Родченко;
«ГТГ: “Александр Лабас. На скорости XX века”»;
«Александр Лабас в Русском музее»;
«Открылся сайт Фонда Александра Лабаса»;
«“Фантазии Лабаса” в Московском музее совре менного искусства».



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх