Художник недели: Зенон Комиссаренко
ARTinvestment.RU   05 июня 2017

Впервые на AI Аукционе — графическая работа художника советского авангарда, пионера динамического рисунка и революционной мультипликации, вхутемасовца, ученика Татлина, соратника Никритина. И не нужно себя корить, если раньше не слышали этого имени

Это нормально. Многие не слышали.

Вообще, с Комиссаренко у нас вышла примерно такая же история, как в прошлый раз с Сергеем Симаковым. Толчком к «расследованию» послужила эффектная работа, которую принесли к нам на аукцион. Смотрим, выразительная авангардная графика. Датируется 1960-ми, но по духу словно из 1930-х. Кто автор? Комиссаренко. Странно, имя не на слуху. Ну, мы и давай выяснять. И чутье не подвело. Забегая вперед, скажу, что перед нами оказалась работа одного из художников, стоявших в авангарде «активного революционного искусства» в 1920-е годы.

Вхутемасовскими учителями Зенона Петровича Комиссаренко (1891–1980) были Татлин и Малевич. Его соратниками и единомышленниками — Соломон Никритин, Климент Редько, Александр Тышлер, Сергей Лучишкин, Петр Вильямс, Александр Лабас. Вместе с ними Зенон Комиссаренко развивал идеи проекционизма в группе «Метод», просуществовавшей с 1922 по 1925 год. Концепцию проекционизма придумал Никритин: художник должен производить не вещи искусства, а их «проекции», продуцировать смыслы и методы, на основании которых будут производиться произведения для потребления. Художники «Метода» в то время тяготели к абстракции, полуфигуративной живописи. Но по иронии судьбы их лучшие работы, представленные в Третьяковке, — это вещи более поздние и в целом вполне фигуративные. Например, идеолога группы Соломона Никритина большинство знает по тяжелой экспрессионистской работе «Суд народа» 1934 года, спасенной и подаренной ГТГ коллекционером Костаки.

Увлекшись экспериментальной «динамической графикой», Зенон Комиссаренко встал у истоков советской мультипликации. Еще в 1924 году на безнадежно несовершенных технических средствах он с коллегами сделал экспериментальный пропагандистский анимационный фильм «Межпланетная революция» — сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал и на Марсе на планете всех буржуев разогнал. Этот черно-белый плохо сохранившийся мультфильм можно сегодня посмотреть на ютьюбе. Да, не шедевр. Видно, что создатели изобретают технологию, пытаются собрать картинку кустарными приемами. Но в этом функция авангарда: он не обязан быть красивым, его роль — проложить новую дорогу. С этим Комиссаренко справлялся. В созданной им студии делал первые шаги знаменитый в будущем мультипликатор и режиссер Иван Иванов-Вано. И вот он-то уже через двадцать лет станет автором шедевров «Конек-Горбунок», «Сказка о Царе Салтане». Тоже, к слову, вхутемасовец.



Один из первых советских мультипликационных фильмов «Межпланетная революция» (1924).
Мультипликаторы: Юрий Меркулов, Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев
Источник: youtube.com

Марс, то есть Космос, и еще музыка были, пожалуй, любимыми темами, которые исследовал в своем творчестве Зенон Комиссаренко. В его сохранившихся графических абстракциях историки искусства чувствуют музыкальный ритм, вторжение на территорию «цветомузыки», влияние изобретенного в 1920 году инновационного музыкального инструмента терменвокса. Как знать. Но очень похоже на то.

У художественного наследия Комиссаренко оказалась несчастная судьба. Он много занимался экспериментальной живописью в 1920–40-е годы, но значительная часть его картин погибла при пожаре. Систематизацией и тем более музеефикацией наследия заниматься было некому. В послевоенное время выставляться Комиссаренко удавалось уже очень редко. Последние прижизненные выставки художника прошли в начале 1970-х годов на профессиональных, а не на музейных площадках — в Доме кино и на Мосфильме.

С конца 1960-х Зенон Комиссаренко работал и хранил работы дома у своих друзей. Работал много, создал многие сотни графических листов. Вспоминают, что художник рисовал до последних дней. А дожил Комиссаренко до глубокой старости: умер в 1980-м, за год до своего 90-летия, в доме престарелых для творческих работников. По другим данным, в 1978-м.

К 2000-м годам художник оказался по меньшей мере полузабыт, и лишь в последнее время историки искусства начали размышлять о его роли в истории, устанавливать факты биографии, находить и снова показывать работы публике. В частности, относительно недавно выставка Зенона Комиссаренко прошла у наших друзей в «Открытом клубе». Готовясь к ней, устроители проделали сложную работу по уточнению деталей биографии художника, по выявлению границ его творческих периодов. Но тем не менее в этом вопросе предстоит еще работы непочатый край. Это я к тому, что перед новыми коллекционерами работ Комиссаренко встанет немало исследовательских вызовов.

Произведения Зенона Комиссаренко есть в фондах Нукусского Музея искусств, ГРМ, ММСИ, Ярославского художественного музея и других.

Что касается рынка, то на публичных торгах появлялась до сих пор лишь одна работа Зенона Петровича Комиссаренко: графика «Полет» выставлялась в Америке в 2007 году с эстимейтом $1 200–1 800, не продана. Так что не просто на нашем аукционе, но и в России вообще Комиссаренко будет выставляться в первый раз. Резервная цена будет комфортной, гораздо ниже американского эстимейта. Но в целом, думаю, ориентир на рисунки Комиссаренко должен быть примерно $500–1000 в зависимости от качества. Почему? В плюс работает уровень произведений и связанная с художником история. С другой стороны, по свидетельствам людей, которые окружали его в последние годы, листов этих должно существовать много. Значит, заоблачных цен быть не может. Сначала должен сформироваться круг коллекционеров, а для этого нужна определенная питательная среда: выставки, доступные цены, исследовательская работа, движущие силы. Дальше загадывать не будем — аукцион скоро многое покажет.

Что еще почитать по теме на AI:
Комиссаренко Зенон Петрович (1891–1980), биография



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх