- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Художник недели: Зенон Комиссаренко
ARTinvestment.RU 05 июня 2017
Впервые на AI Аукционе — графическая работа художника советского авангарда, пионера динамического рисунка и революционной мультипликации, вхутемасовца, ученика Татлина, соратника Никритина. И не нужно себя корить, если раньше не слышали этого имени
Это нормально. Многие не слышали.
Вообще, с Комиссаренко у нас вышла примерно такая же история, как в прошлый раз с Сергеем Симаковым. Толчком к «расследованию» послужила эффектная работа, которую принесли к нам на аукцион. Смотрим, выразительная авангардная графика. Датируется 1960-ми, но по духу словно из 1930-х. Кто автор? Комиссаренко. Странно, имя не на слуху. Ну, мы и давай выяснять. И чутье не подвело. Забегая вперед, скажу, что перед нами оказалась работа одного из художников, стоявших в авангарде «активного революционного искусства» в 1920-е годы.
Вхутемасовскими учителями Зенона Петровича Комиссаренко (1891–1980) были Татлин и Малевич. Его соратниками и единомышленниками — Соломон Никритин, Климент Редько, Александр Тышлер, Сергей Лучишкин, Петр Вильямс, Александр Лабас. Вместе с ними Зенон Комиссаренко развивал идеи проекционизма в группе «Метод», просуществовавшей с 1922 по 1925 год. Концепцию проекционизма придумал Никритин: художник должен производить не вещи искусства, а их «проекции», продуцировать смыслы и методы, на основании которых будут производиться произведения для потребления. Художники «Метода» в то время тяготели к абстракции, полуфигуративной живописи. Но по иронии судьбы их лучшие работы, представленные в Третьяковке, — это вещи более поздние и в целом вполне фигуративные. Например, идеолога группы Соломона Никритина большинство знает по тяжелой экспрессионистской работе «Суд народа» 1934 года, спасенной и подаренной ГТГ коллекционером Костаки.
Увлекшись экспериментальной «динамической графикой», Зенон Комиссаренко встал у истоков советской мультипликации. Еще в 1924 году на безнадежно несовершенных технических средствах он с коллегами сделал экспериментальный пропагандистский анимационный фильм «Межпланетная революция» — сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал и на Марсе на планете всех буржуев разогнал. Этот черно-белый плохо сохранившийся мультфильм можно сегодня посмотреть на ютьюбе. Да, не шедевр. Видно, что создатели изобретают технологию, пытаются собрать картинку кустарными приемами. Но в этом функция авангарда: он не обязан быть красивым, его роль — проложить новую дорогу. С этим Комиссаренко справлялся. В созданной им студии делал первые шаги знаменитый в будущем мультипликатор и режиссер Иван Иванов-Вано. И вот он-то уже через двадцать лет станет автором шедевров «Конек-Горбунок», «Сказка о Царе Салтане». Тоже, к слову, вхутемасовец.
Один из первых советских мультипликационных фильмов «Межпланетная революция» (1924).
Мультипликаторы: Юрий Меркулов, Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев
Источник: youtube.com
Марс, то есть Космос, и еще музыка были, пожалуй, любимыми темами, которые исследовал в своем творчестве Зенон Комиссаренко. В его сохранившихся графических абстракциях историки искусства чувствуют музыкальный ритм, вторжение на территорию «цветомузыки», влияние изобретенного в 1920 году инновационного музыкального инструмента терменвокса. Как знать. Но очень похоже на то.
У художественного наследия Комиссаренко оказалась несчастная судьба. Он много занимался экспериментальной живописью в 1920–40-е годы, но значительная часть его картин погибла при пожаре. Систематизацией и тем более музеефикацией наследия заниматься было некому. В послевоенное время выставляться Комиссаренко удавалось уже очень редко. Последние прижизненные выставки художника прошли в начале 1970-х годов на профессиональных, а не на музейных площадках — в Доме кино и на Мосфильме.
С конца 1960-х Зенон Комиссаренко работал и хранил работы дома у своих друзей. Работал много, создал многие сотни графических листов. Вспоминают, что художник рисовал до последних дней. А дожил Комиссаренко до глубокой старости: умер в 1980-м, за год до своего 90-летия, в доме престарелых для творческих работников. По другим данным, в 1978-м.
К 2000-м годам художник оказался по меньшей мере полузабыт, и лишь в последнее время историки искусства начали размышлять о его роли в истории, устанавливать факты биографии, находить и снова показывать работы публике. В частности, относительно недавно выставка Зенона Комиссаренко прошла у наших друзей в «Открытом клубе». Готовясь к ней, устроители проделали сложную работу по уточнению деталей биографии художника, по выявлению границ его творческих периодов. Но тем не менее в этом вопросе предстоит еще работы непочатый край. Это я к тому, что перед новыми коллекционерами работ Комиссаренко встанет немало исследовательских вызовов.
Произведения Зенона Комиссаренко есть в фондах Нукусского Музея искусств, ГРМ, ММСИ, Ярославского художественного музея и других.
Что касается рынка, то на публичных торгах появлялась до сих пор лишь одна работа Зенона Петровича Комиссаренко: графика «Полет» выставлялась в Америке в 2007 году с эстимейтом $1 200–1 800, не продана. Так что не просто на нашем аукционе, но и в России вообще Комиссаренко будет выставляться в первый раз. Резервная цена будет комфортной, гораздо ниже американского эстимейта. Но в целом, думаю, ориентир на рисунки Комиссаренко должен быть примерно $500–1000 в зависимости от качества. Почему? В плюс работает уровень произведений и связанная с художником история. С другой стороны, по свидетельствам людей, которые окружали его в последние годы, листов этих должно существовать много. Значит, заоблачных цен быть не может. Сначала должен сформироваться круг коллекционеров, а для этого нужна определенная питательная среда: выставки, доступные цены, исследовательская работа, движущие силы. Дальше загадывать не будем — аукцион скоро многое покажет.
Что еще почитать по теме на AI:
Комиссаренко Зенон Петрович (1891–1980), биография
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20170602_artist_zenon_komissarenko_avantgarde.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20170602_artist_zenon_komissarenko_avantgarde.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор