Художник недели: Ансельм Кифер. Сколько стоят работы художника
ARTinvestment.RU   31 мая 2017

Имя столь громкое, что цены априори кажутся баснословными: счет на многие миллионы. Это не совсем так. Многие из тех, кто имеет возможность сегодня собирать лучшие работы наших шестидесятников первого ряда, при желании могут замахнуться и на Кифера

С некоторыми важными оговорками. Но об этом потом.

А сначала о празднике в Питере. Знаменитый немецкий экспрессионист, интеллектуал, гуманист, художник влюбленный и тонко чувствующий литературу, создал новый проект специально для пространства Николаевского зала Эрмитажа. Специально настолько, что в студии Кифера была воссоздана планировка зала, чтобы точно спланировать экспозицию. Работ привезли много. Да что там — колоссальный объем. При этом Кифер пишет все сам. Помощники лишь помогают ему лишь с организационными и хозяйственными вопросами. Мировая звезда мало того что сделала проект под наш музей, так и еще и ключевое высказывание было выбрано на тему русского литературного авангарда. Выставка называется «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Наш «будетлянин», отец «зауми» — один из кумиров Кифера, который уже не первый раз посвящает ему выставку. Те коллекционеры, кто уже видел «Хлебникова», отмечают, что по уровню получилось нечто выдающееся. Из Питера вернулись под сильным впечатлением.

Накануне открытия вместе с самим мэтром в Петербург приехали с полсотни важных зарубежных коллекционеров. Это только начало. Потом их будет гораздо больше. Дело в том, что 72-летний Ансельм Кифер, по мнению знатоков, вместо того чтобы почивать на лаврах, взвинтил темп и достиг пика творческой формы. Примерно 2-3 года назад он радикально сменил манеру и вышел на уровень, который заставил восхититься даже видавших виды ценителей искусства. Дилер Кифера рассказывал, что на последние работы маэстро выстроилась очередь чуть ли не из сотен коллекционеров. Вроде бы за них просят уже многие миллионы (называют аж до $10 млн за отдельные вещи исполинских размеров). Но обращает внимание, что в силу большой разницы в классе сравнивать новые цены с работами прежних лет некорректно. С разумной поправкой на фактор дилера — да, можно это принять как объяснение. Проверить нельзя. Работ Кифера 2015–2017 годов на аукционном рынке действительно пока не встречалось.

Но зато картины более ранних периодов продавались в изобилии.

На их аукционные цены и будем ориентироваться.

Необходимо сразу отметить, что у работ Ансельма Кифера сложился большой и развитый вторичный рынок. В «Артпрайсе» зарегистрировано 493 аукционных эпизода по картинам, 91 по графике, а еще 42 раза продавались его объекты. Это только на аукционах. Без учета галерейных продаж, хотя Кифер давно уже один из самых ликвидных художников на внеаукционном рынке.

Вместе с тем вопреки распространенному мнению Кифер не входит в топ-10 самых дорогих ныне живущих художников. Входной билет в этот клуб стоит почти $20 млн. А у Кифера аукционный рекорд пока составляет $3 570 727. Столько отдали за почти трехметровый холст «Пусть цветет тысяча цветов!» (1999), проданный на Christie’s в феврале 2007 года. Рекорд не очень радостный. Эту работу Кифера на пике рынка купили с большой переплатой, поэтому через 7 лет перепродали там же, на Christie’s, значительно дешевле — за $1 916 785. Кроме этой, было еще несколько аукционных сделок в районе $2 млн. И это, по моему мнению, сейчас реальный потолок. Что это значит? Грубо говоря, аукционные рекорды Кифера сопоставимы с рекордами наших шестидесятников уровня Кабакова и Булатова. Даже ниже.

Неожиданно.

Но отставим в сторону рекорды. Зачем нам пыль в глаза? Давайте лучше посмотрим, сколько обычно стоит на первоклассных аукционах живопись Ансельма Кифера? Графику не рассматриваем, ее доля в структуре рыночного предложения очень мала, цены высоковаты и особого смысла покупать рисунки я не вижу.

Итак, самый выигрышный для абстракций Кифера размер — два на три метра — требует бюджета $800 000–2 000 000. Полутораметровая (по бОльшей стороне) живопись продавались в последние годы по ценам от $250 000. Есть варианты и дешевле. Так, согласно аукционной статистике, даже с бюджетом около $130 000 можно купить работу размером класса 60 × 80 — нормальное масло, эмаль, шеллак, фирменная смешанная техника Кифера, но (!) в основе будет не холст, а фотоколлаж. А это большой минус. Очевидно, что такой живописи потребуется стекло, и вообще есть риск того, что этот материал поведет себя в будущем непредсказуемо.

Что получается? Получается, что по деньгам условная живопись Кифера меньше метра ($130 000) уже сопоставима с бюджетом на коллекционирование наших шестидесятников. Понятно, за эти деньги можно купить несколько масел русских нонконформистов. Но если коллекционеры наберутся терпения и пропустят два-три-четыре хода в плане покупок шестидесятников, то «сэкономленных» денег хватит даже на классика европейского поставангарда. Впрочем, этот тот случай, когда покупать лучше не «вместо», а «вместе». Немецкий шестидесятник в частном собрании вполне уживется с русскими.

Что еще почитать по теме на AI:
«В Эрмитаже открывается выставка Ансельма Кифера»
«Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову»
«Эрмитаж проведет первую в России выставку Ансельма Кифера»



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Наверх