- Арт-новости
- Пожелания к сообщениям об атрибуции живописи
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
- Помогите оценить комплект ювелирных изделий Эрнста Неизвестного
- А.М.Каманин (1905-1989), "Над осенними полями", 1958 год
- А.М.Каманин "Зимний пейзаж" 1947 год
- Куплю работы Казанских художников
- Павел Радимов, Абрамцево 1954 год
- В.Чупрунов, альбом акварельных работ, 1920
- Куплю картины польских, финских и славенских художников
Современные художники в кризис: Олафур Элиассон
ARTinvestment.RU 08 апреля 2021
История художника, который лучше других умеет создавать атмосферу: в музее, на биеннале и даже на экране смартфона
В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге 2020 года за шесть месяцев карантина поднялся на 17 позиций вверх — с 28-го места на 11-е. Отчасти доверие респондентов стало следствием перехода автора к востребованному рынком цифровому искусству, отчасти — его многократных обращений к проблемам экологии, ставшим особенно актуальными в период пандемии.
Встречайте: Олафур Элиассон (1967) — датско-исландский художник, чья междисциплинарная практика охватывает скульптуру, живопись, фотографию, видео, инсталляцию и архитектурные проекты. В исследованиях аспектов зрительного восприятия, движения и телесного опыта Элиассон соединяет науку и искусство и, трансформируя окружающее пространство, устанавливает связь между индивидуальным переживанием и общественным сознанием.
Карьерные вехи Олафура Элиассона
Элиассон родился в Копенгагене, куда его родители переехали из Исландии в 1960-х. Вскоре семья распалась, отец художника вернулся в Исландию, а сын регулярно приезжал к нему на лето. Исландские пейзажи с резкими световыми контрастами и драматической линией горизонта в многом вдохновили его последующее творчество. Занимаясь рисунком с самого детства, к подростковому возрасту Элиассон был в нем уже довольно силен. Тем не менее он не думал о карьере художника, юноша серьезно увлекался брейк-дансом, выступал в клубах, концертных залах и даже выиграл скандинавский чемпионат.
В 1987 году дед Элиассона по линии отца покончил жизнь самоубийством, а сам отец был госпитализирован в клинику для лечения алкоголизма. Будущий художник приехал в Исландию, чтобы помочь следить за своей двухлетней единокровной сестрой. Мучаясь от скуки, он решил подать документы в Датскую королевскую академию изящных искусств. Его приняли, а в 1990 году на деньги от стипендии художник уже оказался в Нью-Йорке. Он работал ассистентом в студиях живописцев и погрузился в изучение философии, в частности феноменологии Гуссерля.
Настоящий старт творческой практике Элиассона дал переезд в Кёльн (1993), который в то время становился одним из важнейших художественных центров Европы. Здесь он начал эксперименты в области инсталляции, его работы периодически появлялись на выставках местных галерей. Вскоре он устроил свою первую персональную выставку: в арендованном гараже художник впервые искусственно создал радугу. В следующем году он переехал в Восточный Берлин и подписал контракт с Neuger’s gallery. Вскоре он основал «лабораторию пространственных исследований», Studio Olafur Eliasson, объединяющую под одной крышей архитекторов, инженеров и художников для создания масштабных проектов, инсталляций и скульптур, которые изучают вопросы восприятия, движения, чувственного опыта и самоощущения человека в природной и рукотворной среде.
В 1996-м состоялась первая выставка Элиассона в Нью-Йорке, в пространстве Tanya Bonakdar Gallery, с которой он сотрудничает до сих пор. Через год художник принял участие в Биеннале искусства в Сан-Паулу. Международное внимание к нему привлек проект Green River. В 1998 году во время Берлинской биеннале художник без предупреждения окрасил воды Шпрее во флуоресцентный зеленый, бросив туда горстку красителя. Впоследствии он повторил эксперимент в Моссе (1998), Бремене (1998), Лос-Анджелесе (1999), Стокгольме (2000) и Токио (2001). В 1999 году Элиассон выполнил павильон из стальных трубок (Spiral Pavilion) для Венецианской биеннале, который сейчас является перманентной инсталляцией в парке Кунстхалле Билефельд.
Спустя два года художник получил заказ от Тейт Модерн на работу для Турбинного зала. Проект The Weather Project, осуществленный в 2003 году, вероятно, до сих пор остается его самым известным произведением, за полгода он привлек в музей около двух миллионов посетителей. Художник превратил высокий потолок зала в огромное зеркало, в котором зрители могли наблюдать себя, освещенных искусственным солнцем из сотен монохроматических лампочек, в окружении тумана. Несколько ранее том же году Элиассон представил Данию на Венецианской биеннале.
Интересы художника во многом связаны со светом и его воздействием на человека. Проект Room For One Colour (1998), неоднократно воспроизводившийся в различных формах, предлагал зрителям зайти в комнату, залитую желтым светом, полностью менявшим восприятие других цветов. В 360 degrees Room For All Colours (2002) совершенно новое переживание пространства было обусловлено интенсивным воздействием света в цилиндрической замкнутой форме. Your Black Horizon (2005) для 51-й Венецианской биеннале, выполненный художником совместно с архитектором Давидом Аджайе, представлял собой уже архитектурный объект. В абсолютно темном пространстве построенного Аджайе временного павильона художник создал «линию горизонта», опоясывающую весь интерьер в виде светодиодной ленты, на которой был «записан» свет Венеции за один день, от рассвета до заката. В 2007, сотрудничая с архитектором Хьетилем Трёдалом Торсеном, художник создал временный павильон Serpentin Gallery в Кенсингтонских садах в Лондоне.
Обращение Элиассона к архитектурной практике не ограничилось временными объектами. В 2011 году увидели свет сразу два масштабных проекта: Your rainbow panorama, круглый коридор из цветного стекла, «радужная панорама» из всех цветов спектра, был установлен на крыше музея АРоС в Дании. Буквально в тот же месяц завершилось строительство концертного зала «Харпа» в Рейкьявике — плода совместных усилий художника и бюро Henning Larsen Architects. Для здания Элиассон разработал фасад из стали и стекла, пластины которого отражают мельчайшие атмосферные перемены и сияют под воздействием солнечного света. За проект Олафур и Henning Larsen Architects были награждены Премией Миса ван дер Роэ. А в 2018 году Элиассон впервые самостоятельно выступил в роли архитектора: Studio Olafur Eliasson спроектировала здание Fjordenhus для датского города Вайле.
Большое значение для Элиассона имеет благотворительная деятельность, нацеленная на решение глобальных проблем. Вместе с женой, историком искусства Марианной Крог Дженсен, они усыновили двух детей из Эфиопии и учредили фонд для детей-сирот 121Ethiopia.org. В 2006 году по заказу Louis Vuitton лампа в форме глаза, проецирующая через окно магазина бренда желтый свет на улицу, появилась сначала в здании бутика в Нью-Йорке, а затем и по всему миру. Все деньги от заказа ушли на поддержку фонда Элиассона и Дженсен. В 2012 году художник запустил проект Little Sun, в рамках которого компания Элиассона и инженера Фредерика Оттесена начала производство маленьких светильников, работающих на солнечном свете, — они продаются во многих странах, испытывающих трудности с электроснабжением.
Размышляя о проблемах изменения климата, взаимосвязи окружающей среды и городского пространства, художник населял набережные Нью-Йорка водопадами (The New York City Waterfalls, 2008), перемещал айсберги из Гренландии на площади Парижа и Копенгагена (Ice Watch, 2014). В 2019 году во время Climate Action Summit художника назначили Послом доброй воли ООН.
Масштабные персональные выставки и проекты художника прошли в Музее современного искусства Сан-Франциско (2007–2008), Музее современного искусства и MoMA PS1 в Нью-Йорке (2008), Музее искусств Далласа (2008–2009), Музее современного искусства Чикаго (2009), Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке (2014), Fondation Louis Vuitton в Париже (2014), Музее современного искусства в Стокгольме (2015), Leeum, Samsung Museum of Art в Сеуле и Long Museum в Шанхае (2016) и многих других. В 2017-м Элиассон принял участие в Венецианской биеннале. В прошлом году персональная выставка художника In real life привлекала в Тейт Модерн около 2500 посетителей в день (затем экспозиция переместилась в Музей Гуггенхайма в Бильбао).
Работы художника находятся в собраниях Галереи Тейт, Музея современного искусства и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея современного искусства Сан-Франциско, Музея современного искусства Лос-Анджелеса MOCA, Центра Помпиду и Fondation Louis Vuitton в Париже и многих других.
Олафур Элиассон в цифрах
Аукционная история художника началась в 2000 году с продажи тиражной литографии за $128 на гамбургском аукционе Hauswedell & Nolte, в основном специализирующемся на книгах. В двух следующих сезонах 2001–2002 на публичных торгах появилось уже 12 работ Элиассона (в основном фотографии), самая высокая стоимость которых по молотку составила $15 тыс. на нью-йоркском Christie’s. Период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Олафур провел блестяще: стартовал с продажи большеформатной живописи за $149 тыс. (2004, Bruun Rasmussen, Копенгаген) и завершил аукционным рекордом, который держится до сих пор: скульптура Fivefold Eye (2000) ушла за $1,32 млн на Christie’s в Лондоне в 2007 году. После кризиса 2008 года объемы продаж художника держались на достойном уровне до 2011-го, после чего пошли вниз, и эта отрицательная динамика наблюдается и сегодня. За этот же период количество лотов, ежегодно выставляемых на продажу, выросло, а процент непроданных предметов снизился: читатели AI со стажем без труда догадаются, что речь идет об уменьшении средней стоимости работ Олафура Элиассона.
Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $513 тыс. — довольно скромный результат. В том же году доля непроданных лотов художника — 12 % — обновила его исторический минимум. Всего к настоящему моменту на счету Олафура Элиассона 681 проданных предмета, 54 % из которых — фотографии, а скульптура (включая знаковые световые инсталляции) составляет 29 %. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен художника вырос на 273 % — а в «пиковый» сезон 2017 года повышался на 383 %.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Олафура Элиассона, 2000–2021
№ | Название работы | Направление искусства | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Fivefold Eye (2000) | Скульптура | Christie's, Лондон | 2007 | 1,323 | 519,0 |
2 | The Waterfall Series (1996) | Фотография | Sotheby's, Лондон | 2011 | 0,497 | 77,1 |
3 | The Waterfall Series (1996) | Фотография | Sotheby's, Нью-Йорк | 2010 | 0,380 | 442,9 |
4 | Quadruple Spiral Projection (2004) | Скульптура | Bukowskis, Стокгольм | 2010 | 0,329 | –17,3 |
5 | 1m³ light (1999) | Световая инсталляция | Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк | 2009 | 0,300 | –25,0 |
6 | The Fault Series (2001) | Фотография | Phillips de Pury & Company, Лондон | 2007 | 0,278 | 133,3 |
7 | Colour Experiment No. 72 (2015) | Живопись | Sotheby's, Лондон | 2019 | 0,210 | 95,4 |
8 | Color experiment No. 3 (2009) | Живопись | Phillips, Нью-Йорк | 2015 | 0,210 | 68,0 |
9 | The River Raft Series (2000) | Фотография | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,200 | 33,3 |
10 | The Cave Series, Looking In (1998) | Фотография | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,190 | 26,7 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Олафура Элиассона, проданных на аукционных торгах, 2004–2021
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 1,09 | 3,39 | 4,89 | 6,08 | – | 1,32 |
% | 6,5 | 20,2 | 29,2 | 36,2 | – | 7,9 | |
шт. | 251 | 142 | 66 | 35 | – | 1 |
Таблица 3. Динамика продаж Олафура Элиассона на аукционных торгах, 2004–2021
Показатель / Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 221 | 637 | 1,137 | 2,627 | 1,309 | 742 | 1,480 | 1,283 | 491 |
шт. | 9 | 32 | 45 | 44 | 37 | 17 | 29 | 22 | 17 | |
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Объем продаж | $ млн | 774 | 721 | 1,404 | 781 | 578 | 739 | 1,143 | 513 | 18 |
шт. | 20 | 24 | 36 | 23 | 22 | 26 | 34 | 28 | 6 |
Олафур Элиассон и индикатор доверия
Год назад, по итогам первого полугодия 2020 года художник занял 28-ю строчку в списке признанных современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе, получив 29 баллов из 100 возможных. В ноябрьском рейтинге 2020-го Элиассон с 71 баллом поднялся уже на 11-ю строчку аналогичного рейтинга. Другими словами, официальный рынок считает, что до лета 2021 года продажам датско-исландского художника ничто не угрожает.
Олафур Элиассон также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в ноябре 2020 года он получил 22-ю строчку в рейтинге (42 балла), а 12 лет назад — 18-ю (48 баллов). К слову, в 2009-м Элиассон опередил нескольких героев наших прошлых материалов — Джорджа Кондо, Шона Скалли и Уильяма Кентриджа.
Комментарий AI. Когда в январе 2020 года Элиассон вместе с KAWS совершил художественный «каминг-аут» — перевел свои работы в цифровой формат и выставил их на платформе дополненной реальности Acute Art, многие задались вопросом: а ему-то это зачем? Летающие по экранам смартфонов скульптуры KAWS’а смотрелись куда более органично и сразу же стали непременным атрибутом всего арт-сообщества в единой интернет-борьбе с пандемией. Тогда как адаптированные для дополненной реальности объекты Элиассона — радуги, цветы, цыплята и северное сияние — воспринимались неподготовленной (т. е. не знакомой с работами датчанина на многочисленных биеннале) аудиторией очень сдержанно. Более художественно подкованная аудитория разочаровалась в цифровизации художника по иной причине: они-то надеялись с помощью смартфона превратить свой дом в знаковую световую инсталляцию — но в итоге получили исландские кочки да лужайки. Тем не менее сотрудничеством с Acute Art Элиассон громко напомнил о себе — что перед началом непредвиденной пандемии оказалось чрезвычайно важно.
В целом рынок художника работает подобно рынкам Дэмьена Херста и Джеффа Кунса: объемные вещи находятся в музеях и частных коллекциях, а на аукционные торги выставляется небольшой по размеру, продаваемый формат. Правда, имеется и отличие: Херст и Кунс представлены на аукционах тиражными производными своих «шедевров», специально созданными после оригиналов — а фотографии Олафура Элиассона являются творческими первопроходцами в рыночной карьере автора, имеющими высокую самостоятельную ценность. Разместить дома полноценную атмосферную инсталляцию (не берем в расчет виртуальный аналог на смартфоне, о чем говорилось выше) особо никому в голову не придет: люди привыкли восхищаться творчеством датчанина, когда тому способствует атмосфера — музея, биеннале или некоммерческого павильона крупной арт-ярмарки. Нечто подобное мы испытываем, видя в живой природе слона: замираем от его величия, массово делаем фотографии и делимся с друзьями — но отнюдь не горим желанием притащить гиганта в собственный дом. Потому что величие слона проявляется только в его естественных условиях.
То же и с творчеством Олафура Элиассона. Его естественная среда — Исландия, и раз в два года — культурный «зоопарк» в Венеции.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210408_OlafurEliasson_All.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210408_OlafurEliasson_All.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 04.12.2023 Кража литографии Шагала из нью-йоркской галереи заставила экспертов переосмыслить ее ценность Изначально она была оценена в $100 000
- 04.12.2023 ArtReview опубликовал рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства Топ-100 возглавила художница Нэн Голдин
- 01.12.2023 Крупнейшее в мире хранилище произведений искусства появится в Южной Корее Его площадь составит чуть меньше 100 000 квадратных метров
- 30.11.2023 Ассоциация галерей запускает ярмарку современного искусства |catalog| Первый выпуск пройдет с 15 по 17 декабря
- 29.11.2023 Международный Forbes опубликовал новый список «30 до 30» В него вошли несколько современных художников
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 24.11.2023 Итоги AI Аукциона № 507 Общая выручка составила 13 млн рублей
- 22.11.2023 Sotheby’s проведет торги, посвященные изделиям Фаберже 28 ноября в Лондоне коллекционерам предложат около 200 лотов
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
- 21.11.2023 Музей русского импрессионизма объявил выставочные планы на 2024 год Все выставки будут посвящены русскому искусству первой трети XX века
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Арт-новости
- Пожелания к сообщениям об атрибуции живописи
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
- Помогите оценить комплект ювелирных изделий Эрнста Неизвестного
- А.М.Каманин (1905-1989), "Над осенними полями", 1958 год
- А.М.Каманин "Зимний пейзаж" 1947 год
- Куплю работы Казанских художников
- Павел Радимов, Абрамцево 1954 год
- В.Чупрунов, альбом акварельных работ, 1920
- Куплю картины польских, финских и славенских художников