Современные художники в кризис: Олафур Элиассон
ARTinvestment.RU   08 апреля 2021

История художника, который лучше других умеет создавать атмосферу: в музее, на биеннале и даже на экране смартфона

В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге 2020 года за шесть месяцев карантина поднялся на 17 позиций вверх — с 28-го места на 11-е. Отчасти доверие респондентов стало следствием перехода автора к востребованному рынком цифровому искусству, отчасти — его многократных обращений к проблемам экологии, ставшим особенно актуальными в период пандемии.

Встречайте: Олафур Элиассон (1967) — датско-исландский художник, чья междисциплинарная практика охватывает скульптуру, живопись, фотографию, видео, инсталляцию и архитектурные проекты. В исследованиях аспектов зрительного восприятия, движения и телесного опыта Элиассон соединяет науку и искусство и, трансформируя окружающее пространство, устанавливает связь между индивидуальным переживанием и общественным сознанием.

Карьерные вехи Олафура Элиассона

Элиассон родился в Копенгагене, куда его родители переехали из Исландии в 1960-х. Вскоре семья распалась, отец художника вернулся в Исландию, а сын регулярно приезжал к нему на лето. Исландские пейзажи с резкими световыми контрастами и драматической линией горизонта в многом вдохновили его последующее творчество. Занимаясь рисунком с самого детства, к подростковому возрасту Элиассон был в нем уже довольно силен. Тем не менее он не думал о карьере художника, юноша серьезно увлекался брейк-дансом, выступал в клубах, концертных залах и даже выиграл скандинавский чемпионат.

В 1987 году дед Элиассона по линии отца покончил жизнь самоубийством, а сам отец был госпитализирован в клинику для лечения алкоголизма. Будущий художник приехал в Исландию, чтобы помочь следить за своей двухлетней единокровной сестрой. Мучаясь от скуки, он решил подать документы в Датскую королевскую академию изящных искусств. Его приняли, а в 1990 году на деньги от стипендии художник уже оказался в Нью-Йорке. Он работал ассистентом в студиях живописцев и погрузился в изучение философии, в частности феноменологии Гуссерля.

Настоящий старт творческой практике Элиассона дал переезд в Кёльн (1993), который в то время становился одним из важнейших художественных центров Европы. Здесь он начал эксперименты в области инсталляции, его работы периодически появлялись на выставках местных галерей. Вскоре он устроил свою первую персональную выставку: в арендованном гараже художник впервые искусственно создал радугу. В следующем году он переехал в Восточный Берлин и подписал контракт с Neuger’s gallery. Вскоре он основал «лабораторию пространственных исследований», Studio Olafur Eliasson, объединяющую под одной крышей архитекторов, инженеров и художников для создания масштабных проектов, инсталляций и скульптур, которые изучают вопросы восприятия, движения, чувственного опыта и самоощущения человека в природной и рукотворной среде.

В 1996-м состоялась первая выставка Элиассона в Нью-Йорке, в пространстве Tanya Bonakdar Gallery, с которой он сотрудничает до сих пор. Через год художник принял участие в Биеннале искусства в Сан-Паулу. Международное внимание к нему привлек проект Green River. В 1998 году во время Берлинской биеннале художник без предупреждения окрасил воды Шпрее во флуоресцентный зеленый, бросив туда горстку красителя. Впоследствии он повторил эксперимент в Моссе (1998), Бремене (1998), Лос-Анджелесе (1999), Стокгольме (2000) и Токио (2001). В 1999 году Элиассон выполнил павильон из стальных трубок (Spiral Pavilion) для Венецианской биеннале, который сейчас является перманентной инсталляцией в парке Кунстхалле Билефельд.

Спустя два года художник получил заказ от Тейт Модерн на работу для Турбинного зала. Проект The Weather Project, осуществленный в 2003 году, вероятно, до сих пор остается его самым известным произведением, за полгода он привлек в музей около двух миллионов посетителей. Художник превратил высокий потолок зала в огромное зеркало, в котором зрители могли наблюдать себя, освещенных искусственным солнцем из сотен монохроматических лампочек, в окружении тумана. Несколько ранее том же году Элиассон представил Данию на Венецианской биеннале.

Интересы художника во многом связаны со светом и его воздействием на человека. Проект Room For One Colour (1998), неоднократно воспроизводившийся в различных формах, предлагал зрителям зайти в комнату, залитую желтым светом, полностью менявшим восприятие других цветов. В 360 degrees Room For All Colours (2002) совершенно новое переживание пространства было обусловлено интенсивным воздействием света в цилиндрической замкнутой форме. Your Black Horizon (2005) для 51-й Венецианской биеннале, выполненный художником совместно с архитектором Давидом Аджайе, представлял собой уже архитектурный объект. В абсолютно темном пространстве построенного Аджайе временного павильона художник создал «линию горизонта», опоясывающую весь интерьер в виде светодиодной ленты, на которой был «записан» свет Венеции за один день, от рассвета до заката. В 2007, сотрудничая с архитектором Хьетилем Трёдалом Торсеном, художник создал временный павильон Serpentin Gallery в Кенсингтонских садах в Лондоне.

Обращение Элиассона к архитектурной практике не ограничилось временными объектами. В 2011 году увидели свет сразу два масштабных проекта: Your rainbow panorama, круглый коридор из цветного стекла, «радужная панорама» из всех цветов спектра, был установлен на крыше музея АРоС в Дании. Буквально в тот же месяц завершилось строительство концертного зала «Харпа» в Рейкьявике — плода совместных усилий художника и бюро Henning Larsen Architects. Для здания Элиассон разработал фасад из стали и стекла, пластины которого отражают мельчайшие атмосферные перемены и сияют под воздействием солнечного света. За проект Олафур и Henning Larsen Architects были награждены Премией Миса ван дер Роэ. А в 2018 году Элиассон впервые самостоятельно выступил в роли архитектора: Studio Olafur Eliasson спроектировала здание Fjordenhus для датского города Вайле.

Большое значение для Элиассона имеет благотворительная деятельность, нацеленная на решение глобальных проблем. Вместе с женой, историком искусства Марианной Крог Дженсен, они усыновили двух детей из Эфиопии и учредили фонд для детей-сирот 121Ethiopia.org. В 2006 году по заказу Louis Vuitton лампа в форме глаза, проецирующая через окно магазина бренда желтый свет на улицу, появилась сначала в здании бутика в Нью-Йорке, а затем и по всему миру. Все деньги от заказа ушли на поддержку фонда Элиассона и Дженсен. В 2012 году художник запустил проект Little Sun, в рамках которого компания Элиассона и инженера Фредерика Оттесена начала производство маленьких светильников, работающих на солнечном свете, — они продаются во многих странах, испытывающих трудности с электроснабжением.

Размышляя о проблемах изменения климата, взаимосвязи окружающей среды и городского пространства, художник населял набережные Нью-Йорка водопадами (The New York City Waterfalls, 2008), перемещал айсберги из Гренландии на площади Парижа и Копенгагена (Ice Watch, 2014). В 2019 году во время Climate Action Summit художника назначили Послом доброй воли ООН.

Масштабные персональные выставки и проекты художника прошли в Музее современного искусства Сан-Франциско (2007–2008), Музее современного искусства и MoMA PS1 в Нью-Йорке (2008), Музее искусств Далласа (2008–2009), Музее современного искусства Чикаго (2009), Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке (2014), Fondation Louis Vuitton в Париже (2014), Музее современного искусства в Стокгольме (2015), Leeum, Samsung Museum of Art в Сеуле и Long Museum в Шанхае (2016) и многих других. В 2017-м Элиассон принял участие в Венецианской биеннале. В прошлом году персональная выставка художника In real life привлекала в Тейт Модерн около 2500 посетителей в день (затем экспозиция переместилась в Музей Гуггенхайма в Бильбао).

Работы художника находятся в собраниях Галереи Тейт, Музея современного искусства и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея современного искусства Сан-Франциско, Музея современного искусства Лос-Анджелеса MOCA, Центра Помпиду и Fondation Louis Vuitton в Париже и многих других.

Олафур Элиассон в цифрах

Аукционная история художника началась в 2000 году с продажи тиражной литографии за $128 на гамбургском аукционе Hauswedell & Nolte, в основном специализирующемся на книгах. В двух следующих сезонах 2001–2002 на публичных торгах появилось уже 12 работ Элиассона (в основном фотографии), самая высокая стоимость которых по молотку составила $15 тыс. на нью-йоркском Christie’s. Период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Олафур провел блестяще: стартовал с продажи большеформатной живописи за $149 тыс. (2004, Bruun Rasmussen, Копенгаген) и завершил аукционным рекордом, который держится до сих пор: скульптура Fivefold Eye (2000) ушла за $1,32 млн на Christie’s в Лондоне в 2007 году. После кризиса 2008 года объемы продаж художника держались на достойном уровне до 2011-го, после чего пошли вниз, и эта отрицательная динамика наблюдается и сегодня. За этот же период количество лотов, ежегодно выставляемых на продажу, выросло, а процент непроданных предметов снизился: читатели AI со стажем без труда догадаются, что речь идет об уменьшении средней стоимости работ Олафура Элиассона.

Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $513 тыс. — довольно скромный результат. В том же году доля непроданных лотов художника — 12 % — обновила его исторический минимум. Всего к настоящему моменту на счету Олафура Элиассона 681 проданных предмета, 54 % из которых — фотографии, а скульптура (включая знаковые световые инсталляции) составляет 29 %. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен художника вырос на 273 % — а в «пиковый» сезон 2017 года повышался на 383 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Олафура Элиассона, 2000–2021

Название работы
 (год создания)

 Направление искусства

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

Превышение среднего эстимейта, %

1

Fivefold Eye (2000)

Скульптура

Christie's, Лондон

2007

1,323

519,0

2

The Waterfall Series (1996)

Фотография

Sotheby's, Лондон

2011

0,497

77,1

3

The Waterfall Series (1996)

Фотография

Sotheby's, Нью-Йорк

2010

0,380

442,9

4

Quadruple Spiral Projection (2004)

Скульптура

Bukowskis, Стокгольм

2010

0,329

–17,3

5

1m³ light (1999)

Световая инсталляция

Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк

2009

0,300

–25,0

6

The Fault Series (2001)

Фотография

Phillips de Pury & Company, Лондон

2007

0,278

133,3

7

Colour Experiment No. 72 (2015)

Живопись

Sotheby's, Лондон

2019

0,210

95,4

8

Color experiment No. 3 (2009)

Живопись

Phillips, Нью-Йорк

2015

0,210

68,0

9

The River Raft Series (2000)

Фотография

Christie's, Нью-Йорк

2006

0,200

33,3

10

The Cave Series, Looking In (1998)

Фотография

Christie's, Нью-Йорк

2006

0,190

26,7

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Олафура Элиассона, проданных на аукционных торгах, 2004–2021

Ценовой диапазон

<$10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1–5 млн

Объем продаж

$ млн

1,09

3,39

4,89

6,08

1,32

%

6,5

20,2

29,2

36,2

7,9

шт.

251

142

66

35

1

Таблица 3. Динамика продаж Олафура Элиассона на аукционных торгах, 2004–2021

Показатель / Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Объем продаж

$ млн

221

637

1,137

2,627

1,309

742

1,480

1,283

491

шт.

9

32

45

44

37

17

29

22

17

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Объем продаж

$ млн

774

721

1,404

781

578

739

1,143

513

18

шт.

20

24

36

23

22

26

34

28

6

Олафур Элиассон и индикатор доверия

Год назад, по итогам первого полугодия 2020 года художник занял 28-ю строчку в списке признанных современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе, получив 29 баллов из 100 возможных. В ноябрьском рейтинге 2020-го Элиассон с 71 баллом поднялся уже на 11-ю строчку аналогичного рейтинга. Другими словами, официальный рынок считает, что до лета 2021 года продажам датско-исландского художника ничто не угрожает.

Олафур Элиассон также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в ноябре 2020 года он получил 22-ю строчку в рейтинге (42 балла), а 12 лет назад — 18-ю (48 баллов). К слову, в 2009-м Элиассон опередил нескольких героев наших прошлых материалов — Джорджа Кондо, Шона Скалли и Уильяма Кентриджа.

Комментарий AI. Когда в январе 2020 года Элиассон вместе с KAWS совершил художественный «каминг-аут» — перевел свои работы в цифровой формат и выставил их на платформе дополненной реальности Acute Art, многие задались вопросом: а ему-то это зачем? Летающие по экранам смартфонов скульптуры KAWS’а смотрелись куда более органично и сразу же стали непременным атрибутом всего арт-сообщества в единой интернет-борьбе с пандемией. Тогда как адаптированные для дополненной реальности объекты Элиассона — радуги, цветы, цыплята и северное сияние — воспринимались неподготовленной (т. е. не знакомой с работами датчанина на многочисленных биеннале) аудиторией очень сдержанно. Более художественно подкованная аудитория разочаровалась в цифровизации художника по иной причине: они-то надеялись с помощью смартфона превратить свой дом в знаковую световую инсталляцию — но в итоге получили исландские кочки да лужайки. Тем не менее сотрудничеством с Acute Art Элиассон громко напомнил о себе — что перед началом непредвиденной пандемии оказалось чрезвычайно важно.

В целом рынок художника работает подобно рынкам Дэмьена Херста и Джеффа Кунса: объемные вещи находятся в музеях и частных коллекциях, а на аукционные торги выставляется небольшой по размеру, продаваемый формат. Правда, имеется и отличие: Херст и Кунс представлены на аукционах тиражными производными своих «шедевров», специально созданными после оригиналов — а фотографии Олафура Элиассона являются творческими первопроходцами в рыночной карьере автора, имеющими высокую самостоятельную ценность. Разместить дома полноценную атмосферную инсталляцию (не берем в расчет виртуальный аналог на смартфоне, о чем говорилось выше) особо никому в голову не придет: люди привыкли восхищаться творчеством датчанина, когда тому способствует атмосфера — музея, биеннале или некоммерческого павильона крупной арт-ярмарки. Нечто подобное мы испытываем, видя в живой природе слона: замираем от его величия, массово делаем фотографии и делимся с друзьями — но отнюдь не горим желанием притащить гиганта в собственный дом. Потому что величие слона проявляется только в его естественных условиях.

То же и с творчеством Олафура Элиассона. Его естественная среда — Исландия, и раз в два года — культурный «зоопарк» в Венеции.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210408_OlafurEliasson_All.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210408_OlafurEliasson_All.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх