ArtTactic Outlook 2021: прогнозы в цифрах. Часть 1
ARTinvestment.RU 09 февраля 2021
Прогнозы будущего арт-рынка в краткосрочной и среднесрочной перспективах, а также перспективы отдельных групп художников
В конце минувшей недели ArtTactic выпустил Global Art Market Outlook 2021 — первый среди ежегодных отчетов, традиционно публикуемых крупными аналитиками рынка искусства. Британской компанией материал был логически поделен на три части: прогнозы респондентов отчета относительно развития арт-рынка, подведение итогов года (пусть не смущает, что оно стало «очередным»: важное иногда видится на расстоянии, что в итоге и произошло), а также обзор отдельных региональных рынков.
В опросе, ставшем основой исследования, приняли участие 108 функционеров рынка искусства из числа ключевых игроков (представители аукционных домов, топ-галерей, известные кураторы, коллекционеры и арт-консультанты). Источником данных по объемам продаж не менее традиционно ArtTactic послужили итоги работы трех мировых аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. В качестве региональных рынков были выбраны страны, в которых работают филиалы этих домов, а также те, искусство которых торгуется на основных площадках «большой тройки» в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. Отчет Global Art Market Outlook 2021 рассматривает искусство XX и XXI веков — в основном послевоенное и современное искусство (впрочем, учитывая смешанный формат многих аукционных торгов, иногда в «современные» дни попадал и модернизм, о чем далее будут отдельные примечания).
С методологией закончили, переходим к отчету. В первой части материала мы представляем читателям AI прогнозы функционеров рынка искусства относительно продаж авторов XX и XXI веков в 2021 году.
Перспективы рынка современного искусства (6 и 12 месяцев)
Увеличение объемов продаж современных художников в последующие 6 месяцев рынку предрекли 21 % респондентов опроса, снижение — 33 %. 46 % функционеров рынка искусства считают, что больших колебаний по сравнению с последним полугодием предыдущего года до лета ожидать не приходится.
В среднесрочной перспективе — на весь 2021 год — прогнозы немного отличаются. Так, относительного затишья ожидают уже 61 % опрошенных, роста рынка — 24 %, а падения показателей 2020 года — всего 15 % респондентов ArtTactic.
Таблица 1. Прогнозы объемов продаж рынка современного искусства (6 месяцев), сделанные респондентами ArtTactic в последних четырех отчетах*
Прогноз поведения рынка** | Доля респондентов, % | |||
---|---|---|---|---|
2020, январь | 2020, май | 2020, ноябрь | 2021, январь | |
Рост | 41 | 48 | 15 | 21 |
Стагнация | 53 | 47 | 61 | 46 |
Падение | 6 | 6 | 24 | 33 |
* Данные за прошедшие периоды приведены нами для сравнения c показателями января 2021. Подробнее о прошлогодних отчетах ArtTactic вы можете прочесть в статьях, вышедших на AI в мае и ноябре 2020.
** «Рост» — увеличение объемов продаж искусства относительно предыдущего полугодия, «стагнация» — объемы продаж находятся приблизительно на уровне предыдущего полугодия, «падение» — существенное снижение объемов продаж по сравнению с предыдущими 6 месяцами.
Комментарий AI: что же могло произойти с арт-рынком за два месяца, с ноября по январь, чтобы мнения специалистов изменились? Причем изменились в обе стороны: проценты, забранные из «стагнации», почти равномерно перешли в голоса за рост и падение? Наше предположение: осторожное вдохновение в сторонников роста вселили итоги продаж, опубликованные в минувшем декабре — они оказались существенно выше прогнозов, выданных арт-рынку на старте карантина. Сторонники падения, в свою очередь, достаточно трезво отнеслись к итогам президентской гонки в США: с одной стороны, рынок искусства традиционно поддерживается именно демократическими силами, с другой — не менее вероятным кажется исход, при котором повышенное внимание к определенному искусству в 2020 году может уйти с повестки дня, лишившись административно-финансовой поддержки. На этом фоне интересно, что количество адептов снижения показателей рынка искусства — больше, чем сторонников его роста. Такая у нас политика.
Перспективы продаж отдельных сегментов художников (12 месяцев)
Наибольший оптимизм (50 %) в отношении роста показателей продаж в респондентов отчета вселяют молодые художники, за ними следуют умершие художники послевоенного искусства и топ-художники среди ныне живущих (в положительную динамику обеих этих категорий верят 43 % опрошенных). 31 % уверенности в росте набрали признанные современные художники — имена, которые не избалованы ни маркетинговыми кампаниями «великих», ни возросшим интересом коллекционеров к молодым.
Самый низкий процент риска падения продаж принадлежит современным топ-звездам (3 %) и послевоенным художникам (4 %), наибольшему риску подвержены как раз восходящие звезды — 23 %. Признанные современные авторы расположились посередине — снижение их продаж предрекают 13 % респондентов отчета.
Таблица 2. Перспективы продаж отдельных сегментов художников (12 месяцев)
Сегмент творчества / статус художника | Доля респондентов, % | ||
---|---|---|---|
Рост | Стагнация | Падение | |
Художники послевоенного искусства | 43 | 53 | 4 |
Ведущие современные художники | 43 | 54 | 3 |
Признанные современные художники | 31 | 55 | 14 |
Молодые современные художники | 50 | 27 | 23 |
Комментарий AI: сказанное в предыдущем комментарии в полной мере относится и к распределению художников по степени маркетинговой значимости — противоречивое отношение к молодым авторам это хорошо показывает. Интересно, что при разделении рынка на сверхдорогое и доступное искусство (что мы наблюдаем в последние 5 лет) в вымываемый «средний класс» визуально попадают признанные современные художники — а, скажем, не неудачливые молодые или художники, притормозившие развитие в середине карьеры. Спешим успокоить читателей: просто у ArtTactic не было возможности ввести дополнительные сегменты. Предоставь британская компания более широкий выбор категорий художников для голосования своим респондентам — «признанные современные» авторы имели бы куда лучшие показатели. А так — примерно половина из них до следующего кризиса перешагнет в «звезды», другая половина — останется на стенах коллекционеров в качестве напоминания, что современное искусство нужно либо любить всем сердцем (и ни о чем не жалеть), либо продавать на волне спекулятивного спроса.
В следующей части статьи мы рассмотрим перспективы первичного и вторичного арт-рынков, а также остановимся на прогнозах продаж предметов искусства в разных ценовых категориях.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210209_outlook.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210209_outlook.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн