ArtTactic Outlook 2021: прогнозы в цифрах. Часть 1
ARTinvestment.RU   09 февраля 2021

Прогнозы будущего арт-рынка в краткосрочной и среднесрочной перспективах, а также перспективы отдельных групп художников

В конце минувшей недели ArtTactic выпустил Global Art Market Outlook 2021 — первый среди ежегодных отчетов, традиционно публикуемых крупными аналитиками рынка искусства. Британской компанией материал был логически поделен на три части: прогнозы респондентов отчета относительно развития арт-рынка, подведение итогов года (пусть не смущает, что оно стало «очередным»: важное иногда видится на расстоянии, что в итоге и произошло), а также обзор отдельных региональных рынков.

В опросе, ставшем основой исследования, приняли участие 108 функционеров рынка искусства из числа ключевых игроков (представители аукционных домов, топ-галерей, известные кураторы, коллекционеры и арт-консультанты). Источником данных по объемам продаж не менее традиционно ArtTactic послужили итоги работы трех мировых аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. В качестве региональных рынков были выбраны страны, в которых работают филиалы этих домов, а также те, искусство которых торгуется на основных площадках «большой тройки» в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. Отчет Global Art Market Outlook 2021 рассматривает искусство XX и XXI веков — в основном послевоенное и современное искусство (впрочем, учитывая смешанный формат многих аукционных торгов, иногда в «современные» дни попадал и модернизм, о чем далее будут отдельные примечания).

С методологией закончили, переходим к отчету. В первой части материала мы представляем читателям AI прогнозы функционеров рынка искусства относительно продаж авторов XX и XXI веков в 2021 году.

Перспективы рынка современного искусства (6 и 12 месяцев)

Увеличение объемов продаж современных художников в последующие 6 месяцев рынку предрекли 21 % респондентов опроса, снижение — 33 %. 46 % функционеров рынка искусства считают, что больших колебаний по сравнению с последним полугодием предыдущего года до лета ожидать не приходится.

В среднесрочной перспективе — на весь 2021 год — прогнозы немного отличаются. Так, относительного затишья ожидают уже 61 % опрошенных, роста рынка — 24 %, а падения показателей 2020 года — всего 15 % респондентов ArtTactic.

Таблица 1. Прогнозы объемов продаж рынка современного искусства (6 месяцев), сделанные респондентами ArtTactic в последних четырех отчетах*

Прогноз поведения рынка** Доля респондентов, %
2020, январь 2020, май 2020, ноябрь 2021, январь
Рост 41 48 15 21 
Стагнация 53 47 61 46 
Падение 6 6 24 33 

* Данные за прошедшие периоды приведены нами для сравнения c показателями января 2021. Подробнее о прошлогодних отчетах ArtTactic вы можете прочесть в статьях, вышедших на AI в мае и ноябре 2020.

** «Рост» — увеличение объемов продаж искусства относительно предыдущего полугодия, «стагнация» — объемы продаж находятся приблизительно на уровне предыдущего полугодия, «падение» — существенное снижение объемов продаж по сравнению с предыдущими 6 месяцами.

Комментарий AI: что же могло произойти с арт-рынком за два месяца, с ноября по январь, чтобы мнения специалистов изменились? Причем изменились в обе стороны: проценты, забранные из «стагнации», почти равномерно перешли в голоса за рост и падение? Наше предположение: осторожное вдохновение в сторонников роста вселили итоги продаж, опубликованные в минувшем декабре — они оказались существенно выше прогнозов, выданных арт-рынку на старте карантина. Сторонники падения, в свою очередь, достаточно трезво отнеслись к итогам президентской гонки в США: с одной стороны, рынок искусства традиционно поддерживается именно демократическими силами, с другой — не менее вероятным кажется исход, при котором повышенное внимание к определенному искусству в 2020 году может уйти с повестки дня, лишившись административно-финансовой поддержки. На этом фоне интересно, что количество адептов снижения показателей рынка искусства — больше, чем сторонников его роста. Такая у нас политика.

Перспективы продаж отдельных сегментов художников (12 месяцев)

Наибольший оптимизм (50 %) в отношении роста показателей продаж в респондентов отчета вселяют молодые художники, за ними следуют умершие художники послевоенного искусства и топ-художники среди ныне живущих (в положительную динамику обеих этих категорий верят 43 % опрошенных). 31 % уверенности в росте набрали признанные современные художники — имена, которые не избалованы ни маркетинговыми кампаниями «великих», ни возросшим интересом коллекционеров к молодым.

Самый низкий процент риска падения продаж принадлежит современным топ-звездам (3 %) и послевоенным художникам (4 %), наибольшему риску подвержены как раз восходящие звезды — 23 %. Признанные современные авторы расположились посередине — снижение их продаж предрекают 13 % респондентов отчета.

Таблица 2. Перспективы продаж отдельных сегментов художников (12 месяцев)

Сегмент творчества / статус художника Доля респондентов, %
Рост Стагнация Падение
Художники послевоенного искусства 43 53 4
Ведущие современные художники 43 54 3
Признанные современные художники 31 55 14
Молодые современные художники 50 27 23

Комментарий AI: сказанное в предыдущем комментарии в полной мере относится и к распределению художников по степени маркетинговой значимости — противоречивое отношение к молодым авторам это хорошо показывает. Интересно, что при разделении рынка на сверхдорогое и доступное искусство (что мы наблюдаем в последние 5 лет) в вымываемый «средний класс» визуально попадают признанные современные художники — а, скажем, не неудачливые молодые или художники, притормозившие развитие в середине карьеры. Спешим успокоить читателей: просто у ArtTactic не было возможности ввести дополнительные сегменты. Предоставь британская компания более широкий выбор категорий художников для голосования своим респондентам — «признанные современные» авторы имели бы куда лучшие показатели. А так — примерно половина из них до следующего кризиса перешагнет в «звезды», другая половина — останется на стенах коллекционеров в качестве напоминания, что современное искусство нужно либо любить всем сердцем (и ни о чем не жалеть), либо продавать на волне спекулятивного спроса.

В следующей части статьи мы рассмотрим перспективы первичного и вторичного арт-рынков, а также остановимся на прогнозах продаж предметов искусства в разных ценовых категориях.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210209_outlook.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210209_outlook.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх