Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри
ARTinvestment.RU   18 января 2021

Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран

Респондентами четвертого по счету ежегодного отчета Artsy Gallery Insights Report («Галерейный мир изнутри — 2020») выступили 1758 галерей из 97 стран — рекордное количество не только для Artsy, но и в мировом масштабе (самый статусный отчет, выпускаемый Art Basel & UBS, в лучшие годы мог похвастаться лишь 1,1 тыс. ответов. — AI.). Внимательное отношение галерей к участию в опросах образца 2020 года понятно: в минувшем карантинном сезоне объединиться, поделиться, внести посильную лепту в любой коллективный арт-процесс означало — выжить. В результате мы имеем более-менее репрезентативную картину того, как события последнего года повлияли на непубличный рынок искусства и какие технологии галеристы берут на вооружение, вступая в 2021 год. Основные итоги отчета с комментариями AI предлагаются читателю ниже.

Изменилось соотношение сил в галерейной части арт-рынка

Доля крупных галерей (7 и более штатных сотрудников) по сравнению с 2019 годом практически осталась прежней, однако количество галерей среднего размера (2–6 штатных сотрудников) снизилось на 6 %. В то же время количество небольших галерей (с 1-2 штатными сотрудниками) увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. Как показывает отчет, это увеличение является результатом увольнений и сокращения среди галерей среднего размера, стремящихся сохранить бизнес.

Таблица 1. Состав галерейного рынка в 2019–2020 годах

Размер галерей Часть рынка, %
2019 2020
Небольшие (1-2 сотрудника) 22 42
Средние (2–6 сотрудников) 62 44
Крупные (7 и более сотрудников) 15 14

Социальные сети заменили ярмарки в качестве основного канала продаж

На фоне предсказуемого сокращения частных продаж рост сделок через социальные сети оказался неожиданным. Средний маркетинговый бюджет галереи на социальные сети по сравнению с 2019 годом увеличился на 92 %, а сами социальные сети заняли третье место в топ-каналах продаж — место, которое в отчетах Artsy ранее занимали ярмарки (напомним, что отчет Art Basel & UBS в последние пять лет уверенно отдавал первое место в качестве канала галерейных продаж ярмаркам. — AI.). Респонденты сообщили, что в 2020 году наиболее часто используемыми инструментами продаж в социальных сетях были обычные публикации, истории в Instagram и прямые сообщения в чатах.

Таблица 2. Каналы галерейных продаж в 2019–2020 годах (по степени уменьшения эффективности)

2019 2020
Работа с существующими клиентами Работа с существующими клиентами
Личные встречи с клиентами в галерее Продажи на интернет-сайте галереи
Арт-ярмарки Продажи посредством социальных сетей
Продажи на интернет-сайте галереи Личные встречи с клиентами в галерее
Сделки на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs) Сделки на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs)
Продажи посредством социальных сетей Арт-ярмарки
Продажи по рекомендациям арт-консультантов Продажи по рекомендациям арт-консультантов

Галереи освоили новые методы продаж, ввиду невозможности коллекционеров посещать галереи лично

В 2020 году видеоконференции и онлайн-аукционы предложили галереям успешную альтернативу физическим контактам для установления связи с покупателями и увеличения продаж. 16 % галерей назвали видеоконференции (частные посещения мастерских художников, персональные консультации) наиболее успешным каналом связи, обеспечившим очень серьезный уровень продаж. Онлайн-аукционы по успешности оказались на втором месте — их важность отметили 14 % респондентов. Далее по степени снижения успешности каналов продаж следуют: публичное (для массовой аудитории. — AI.) посещение мастерской или вебинар с художником, участие в онлайн-ярмарках, виртуальные выставки, онлайн-кабинеты на сайтах галерей.

• Составители отчета впервые обратили внимание на ценовую открытость галерей на интернет-ресурсах

Резкое усиление роли Интернета как канала галерейных продаж (см. табл. 2) побудило составителей отчета впервые обратить внимание на ценовую открытость галерей. Согласно исследованию Artsy, на интернет-ресурсах работы с объявленными ценами продавались в 6 раз чаще, чем с кнопкой-призывом связаться с галереей для получения дополнительной информации.

Таблица 3. Эффективность ценовой открытости галерей на интернет-ресурсах в 2020 году

Политика ценовой открытости галереи  Галереи без единой продажи, % Галереи, совершившие продажи, %
Не указывали цены 65 30
Указывали цены на некоторые работы 10 27
Указывали цены на все работы 25 43

Для галерей, совершивших сделки с искусством в 2020-м, ценовую открытость можно рассматривать как один из самых важных, но не единственный фактор в ряду покупательских мотивов, о чем говорят в общем-то равные показатели различной ценовой открытости (с превалированием все-таки полного раскрытия цен — 43 %). Для тех же, кто не совершил ни одной арт-сделки, полное сокрытие цен от интернет-аудитории очевидно стало определяющим фактором неудачи (60 %).

Галереи расширили свою онлайн-аудиторию

Перемещение галерей в Интернет увеличило их клиентскую базу. 73 % респондентов отчета сообщили, что по меньшей мере половина коллекционеров, с которыми они установили онлайн-отношения в 2020 году (от запроса дополнительной информации о работе — до совершения сделки. — AI.), обратились в данные галереи впервые. Учитывая привычку молодого поколения совершать онлайн-покупки, продажа предметов искусства через Интернет позволила галереям в 2020 году удвоить число покупателей в возрасте от 18 до 35 лет и тем самым расширить возрастной диапазон своих коллекционеров. Правда, количество галерей, основными покупателями которых является молодежь, составило всего 4 %.

Таблица 4. Интернет-покупатели галерей в 2020 году

Класс покупателей Доля галерей-респондентов, %
Отсутствие интернет-покупателей 8
В основном старые покупатели 19
В основном новые покупатели 35
Примерно равное количество старых и новых покупателей 37

Еще раз акцентируем внимание читателей: «новый» — не означает «молодой»: 35 % галерей в данной таблице относятся к новым покупателям всех возрастов. Другими словами, если из соответствующей строки вычесть коллекционеров моложе 35 лет, доля галерей, работающей со «свежей кровью» в возрасте будет равна 31 %. И это очень высокий показатель, в первую очередь обусловленный влиянием образовательных циклов об искусстве, ставших эмоциональной панацеей в пандемию 2020 года.

Больше галерей, чем когда-либо прежде, перешли на «чистый онлайн»

В связи с отменой мероприятий, запретами на поездки и сокращением посещаемости в городах по всему миру многие галереи перешли на бизнес-модель, подразумевающую работу исключительно в онлайн-среде. Так, 35 % респондентов отчета сообщили, что работают без физического пространства — что более чем вдвое превышает аналогичные цифры, полученные Artsy в 2018 и 2019 годах (по 15 %. — AI.). Интернет-продавцы искусства планируют пересмотреть свою политику не раньше конца 2021 года, когда ожидается массовая вакцинация, — тогда наступит ясность, вернутся ли они к привычной экспозиционной работе или останутся в Сети постоянно. Многие галереи не исключают, что в наступившем году перейдут в «чистый онлайн» не только из-за вышеупомянутых причин, но также ввиду финансовых затруднений и невозможности содержать физическое пространство.

Таблица 5. Основные расходы галерей на продвижение в 2020 году

Статья расходов Среднее значение, $ тыс. Изменение по сравнению с показателями 2019-го, %
Арт-ярмарки 29,8 –31
Печатные материалы 7,0 –3
Мероприятия (кроме арт-ярмарок) 6,9 –18
Платформы продажи искусства 6,7 49
Платная реклама 6,1 22
Сайт галереи 4,5 32
Электронный маркетинг 3,7 95

Комментарий AI: еще осенью ArtTactic писал, что лучше к пандемии адаптировались не галереи, а представители публичного рынка — аукционные дома. Artsy, пытаясь совместить одно с другим на своей платформе, под конец 2020 года даже провел онлайн-конференцию How to Meet the 2020 Collector Online («Коллекционер-2020: встретимся в Сети»), стремясь найти инструменты для повышения объемов частных сделок (а заодно — увеличить собственный траффик и продажу подписок). На конференции все участники в один голос заявили о серьезнейшей проблеме: инструменты-то нашли (онлайн, вестимо), а рабочих рук (ориентирующихся в интернет-маркетинге профессионалов) в арт-среде крайне мало. В спешном порядке на помощь галереям с насиженных мест были сорваны Instagram-маркетологи, доселе обслуживавшие несовершеннолетних бьюти-блогеров и сообщества карантинных кулинаров. Однако, судя по тому, что интернет-маркетинг по затратам занял последнее место в перечне расходов галерей, последние либо не до конца оценили важность подачи информации в соцсетях, либо просто не успели заплатить специалистам, которые этим занимаются. Надеемся, все же последнее — иначе к 2022 году просторы TikTok будут усеяны скелетами непосещаемых галерейных профилей.

«Война отчетов» в очередной раз предстала во всей красе. Естественно, речь идет о ценности арт-ярмарок как основного канала галерейных продаж и его месте в соответствующем рейтинге (см. табл. 2). Так, по версии Artsy, они смещены с 3-го места в 2019-м на 6-е в 2020-м в пользу продаж на интернет-сайтах самих галерей и на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs), тогда как в отчетах Art Basel & UBS ярмарки, естественно, остаются на незыблемом первом месте. Но здесь правда лежит на поверхности, просто названа по-другому: знакомые с «суповым набором» галерей клиенты и вправду приобретали работы чаще других — просто для этого приезжали на саму арт-ярмарку или заранее заказывали «засветку» на ней забронированного искусства. Ровно такого же эксклюзивного подхода они ждут и сегодня: им подавай Zoom-конференции и FaceTime-прогулки в индивидуальном порядке — точно так же, как сопровождение арт-консультантом в привычном арт-мире.

А вот разница в продажах в пользу тех, кто задействует фактор ценовой открытости, — хороший знак. Причем, впервые о нем заявляется не на пальцах, а с цифрами (табл. 3). К сожалению, галереи, перешедшие в онлайн «по бедности нашей», а не ввиду очевидных причин, связанных с перемещением основной аудитории, — за чертой бедности и останутся. 8 % респондентов, не имеющих клиентов даже с передислокацией в Интернет, — это про них (табл. 3). Сохранению существующих клиентов в качестве основных покупателей галерей можно порадоваться. Зададимся одним лишь вопросом: как с ними поддерживалась связь? Неужто по стационарному телефону, ставшему анахронизмом еще до пандемии? Нет, скорее, через мессенджеры и чаты — в таком случае можно ли считать этот канал продаж «не онлайновским»? Вообще есть подозрение, что через пару лет само деление на онлайн и офлайн пропадет из лексикона само собой, сменится гибридными моделями, первые из которых в 2020-м доказали свою эффективность и жизнеспособность.

«Совместный труд для моей пользы — объединяет», как утверждал известный персонаж, поэтому надеемся, что общество вслед за ним устремится к объединению и обойдется без борьбы за права технологий.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210118_artsy_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210118_artsy_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх