- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри
ARTinvestment.RU 18 января 2021
Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран
Респондентами четвертого по счету ежегодного отчета Artsy Gallery Insights Report («Галерейный мир изнутри — 2020») выступили 1758 галерей из 97 стран — рекордное количество не только для Artsy, но и в мировом масштабе (самый статусный отчет, выпускаемый Art Basel & UBS, в лучшие годы мог похвастаться лишь 1,1 тыс. ответов. — AI.). Внимательное отношение галерей к участию в опросах образца 2020 года понятно: в минувшем карантинном сезоне объединиться, поделиться, внести посильную лепту в любой коллективный арт-процесс означало — выжить. В результате мы имеем более-менее репрезентативную картину того, как события последнего года повлияли на непубличный рынок искусства и какие технологии галеристы берут на вооружение, вступая в 2021 год. Основные итоги отчета с комментариями AI предлагаются читателю ниже.
• Изменилось соотношение сил в галерейной части арт-рынка
Доля крупных галерей (7 и более штатных сотрудников) по сравнению с 2019 годом практически осталась прежней, однако количество галерей среднего размера (2–6 штатных сотрудников) снизилось на 6 %. В то же время количество небольших галерей (с 1-2 штатными сотрудниками) увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. Как показывает отчет, это увеличение является результатом увольнений и сокращения среди галерей среднего размера, стремящихся сохранить бизнес.
Таблица 1. Состав галерейного рынка в 2019–2020 годах
Размер галерей | Часть рынка, % | |
---|---|---|
2019 | 2020 | |
Небольшие (1-2 сотрудника) | 22 | 42 |
Средние (2–6 сотрудников) | 62 | 44 |
Крупные (7 и более сотрудников) | 15 | 14 |
• Социальные сети заменили ярмарки в качестве основного канала продаж
На фоне предсказуемого сокращения частных продаж рост сделок через социальные сети оказался неожиданным. Средний маркетинговый бюджет галереи на социальные сети по сравнению с 2019 годом увеличился на 92 %, а сами социальные сети заняли третье место в топ-каналах продаж — место, которое в отчетах Artsy ранее занимали ярмарки (напомним, что отчет Art Basel & UBS в последние пять лет уверенно отдавал первое место в качестве канала галерейных продаж ярмаркам. — AI.). Респонденты сообщили, что в 2020 году наиболее часто используемыми инструментами продаж в социальных сетях были обычные публикации, истории в Instagram и прямые сообщения в чатах.
Таблица 2. Каналы галерейных продаж в 2019–2020 годах (по степени уменьшения эффективности)
2019 | 2020 |
---|---|
Работа с существующими клиентами | Работа с существующими клиентами |
Личные встречи с клиентами в галерее | Продажи на интернет-сайте галереи |
Арт-ярмарки | Продажи посредством социальных сетей |
Продажи на интернет-сайте галереи | Личные встречи с клиентами в галерее |
Сделки на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs) | Сделки на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs) |
Продажи посредством социальных сетей | Арт-ярмарки |
Продажи по рекомендациям арт-консультантов | Продажи по рекомендациям арт-консультантов |
• Галереи освоили новые методы продаж, ввиду невозможности коллекционеров посещать галереи лично
В 2020 году видеоконференции и онлайн-аукционы предложили галереям успешную альтернативу физическим контактам для установления связи с покупателями и увеличения продаж. 16 % галерей назвали видеоконференции (частные посещения мастерских художников, персональные консультации) наиболее успешным каналом связи, обеспечившим очень серьезный уровень продаж. Онлайн-аукционы по успешности оказались на втором месте — их важность отметили 14 % респондентов. Далее по степени снижения успешности каналов продаж следуют: публичное (для массовой аудитории. — AI.) посещение мастерской или вебинар с художником, участие в онлайн-ярмарках, виртуальные выставки, онлайн-кабинеты на сайтах галерей.
• Составители отчета впервые обратили внимание на ценовую открытость галерей на интернет-ресурсах
Резкое усиление роли Интернета как канала галерейных продаж (см. табл. 2) побудило составителей отчета впервые обратить внимание на ценовую открытость галерей. Согласно исследованию Artsy, на интернет-ресурсах работы с объявленными ценами продавались в 6 раз чаще, чем с кнопкой-призывом связаться с галереей для получения дополнительной информации.
Таблица 3. Эффективность ценовой открытости галерей на интернет-ресурсах в 2020 году
Политика ценовой открытости галереи | Галереи без единой продажи, % | Галереи, совершившие продажи, % |
---|---|---|
Не указывали цены | 65 | 30 |
Указывали цены на некоторые работы | 10 | 27 |
Указывали цены на все работы | 25 | 43 |
Для галерей, совершивших сделки с искусством в 2020-м, ценовую открытость можно рассматривать как один из самых важных, но не единственный фактор в ряду покупательских мотивов, о чем говорят в общем-то равные показатели различной ценовой открытости (с превалированием все-таки полного раскрытия цен — 43 %). Для тех же, кто не совершил ни одной арт-сделки, полное сокрытие цен от интернет-аудитории очевидно стало определяющим фактором неудачи (60 %).
• Галереи расширили свою онлайн-аудиторию
Перемещение галерей в Интернет увеличило их клиентскую базу. 73 % респондентов отчета сообщили, что по меньшей мере половина коллекционеров, с которыми они установили онлайн-отношения в 2020 году (от запроса дополнительной информации о работе — до совершения сделки. — AI.), обратились в данные галереи впервые. Учитывая привычку молодого поколения совершать онлайн-покупки, продажа предметов искусства через Интернет позволила галереям в 2020 году удвоить число покупателей в возрасте от 18 до 35 лет и тем самым расширить возрастной диапазон своих коллекционеров. Правда, количество галерей, основными покупателями которых является молодежь, составило всего 4 %.
Таблица 4. Интернет-покупатели галерей в 2020 году
Класс покупателей | Доля галерей-респондентов, % |
---|---|
Отсутствие интернет-покупателей | 8 |
В основном старые покупатели | 19 |
В основном новые покупатели | 35 |
Примерно равное количество старых и новых покупателей | 37 |
Еще раз акцентируем внимание читателей: «новый» — не означает «молодой»: 35 % галерей в данной таблице относятся к новым покупателям всех возрастов. Другими словами, если из соответствующей строки вычесть коллекционеров моложе 35 лет, доля галерей, работающей со «свежей кровью» в возрасте будет равна 31 %. И это очень высокий показатель, в первую очередь обусловленный влиянием образовательных циклов об искусстве, ставших эмоциональной панацеей в пандемию 2020 года.
• Больше галерей, чем когда-либо прежде, перешли на «чистый онлайн»
В связи с отменой мероприятий, запретами на поездки и сокращением посещаемости в городах по всему миру многие галереи перешли на бизнес-модель, подразумевающую работу исключительно в онлайн-среде. Так, 35 % респондентов отчета сообщили, что работают без физического пространства — что более чем вдвое превышает аналогичные цифры, полученные Artsy в 2018 и 2019 годах (по 15 %. — AI.). Интернет-продавцы искусства планируют пересмотреть свою политику не раньше конца 2021 года, когда ожидается массовая вакцинация, — тогда наступит ясность, вернутся ли они к привычной экспозиционной работе или останутся в Сети постоянно. Многие галереи не исключают, что в наступившем году перейдут в «чистый онлайн» не только из-за вышеупомянутых причин, но также ввиду финансовых затруднений и невозможности содержать физическое пространство.
Таблица 5. Основные расходы галерей на продвижение в 2020 году
Статья расходов | Среднее значение, $ тыс. | Изменение по сравнению с показателями 2019-го, % |
---|---|---|
Арт-ярмарки | 29,8 | –31 |
Печатные материалы | 7,0 | –3 |
Мероприятия (кроме арт-ярмарок) | 6,9 | –18 |
Платформы продажи искусства | 6,7 | 49 |
Платная реклама | 6,1 | 22 |
Сайт галереи | 4,5 | 32 |
Электронный маркетинг | 3,7 | 95 |
Комментарий AI: еще осенью ArtTactic писал, что лучше к пандемии адаптировались не галереи, а представители публичного рынка — аукционные дома. Artsy, пытаясь совместить одно с другим на своей платформе, под конец 2020 года даже провел онлайн-конференцию How to Meet the 2020 Collector Online («Коллекционер-2020: встретимся в Сети»), стремясь найти инструменты для повышения объемов частных сделок (а заодно — увеличить собственный траффик и продажу подписок). На конференции все участники в один голос заявили о серьезнейшей проблеме: инструменты-то нашли (онлайн, вестимо), а рабочих рук (ориентирующихся в интернет-маркетинге профессионалов) в арт-среде крайне мало. В спешном порядке на помощь галереям с насиженных мест были сорваны Instagram-маркетологи, доселе обслуживавшие несовершеннолетних бьюти-блогеров и сообщества карантинных кулинаров. Однако, судя по тому, что интернет-маркетинг по затратам занял последнее место в перечне расходов галерей, последние либо не до конца оценили важность подачи информации в соцсетях, либо просто не успели заплатить специалистам, которые этим занимаются. Надеемся, все же последнее — иначе к 2022 году просторы TikTok будут усеяны скелетами непосещаемых галерейных профилей.
«Война отчетов» в очередной раз предстала во всей красе. Естественно, речь идет о ценности арт-ярмарок как основного канала галерейных продаж и его месте в соответствующем рейтинге (см. табл. 2). Так, по версии Artsy, они смещены с 3-го места в 2019-м на 6-е в 2020-м в пользу продаж на интернет-сайтах самих галерей и на платформах арт-продаж (Artsy, 1stdibs), тогда как в отчетах Art Basel & UBS ярмарки, естественно, остаются на незыблемом первом месте. Но здесь правда лежит на поверхности, просто названа по-другому: знакомые с «суповым набором» галерей клиенты и вправду приобретали работы чаще других — просто для этого приезжали на саму арт-ярмарку или заранее заказывали «засветку» на ней забронированного искусства. Ровно такого же эксклюзивного подхода они ждут и сегодня: им подавай Zoom-конференции и FaceTime-прогулки в индивидуальном порядке — точно так же, как сопровождение арт-консультантом в привычном арт-мире.
А вот разница в продажах в пользу тех, кто задействует фактор ценовой открытости, — хороший знак. Причем, впервые о нем заявляется не на пальцах, а с цифрами (табл. 3). К сожалению, галереи, перешедшие в онлайн «по бедности нашей», а не ввиду очевидных причин, связанных с перемещением основной аудитории, — за чертой бедности и останутся. 8 % респондентов, не имеющих клиентов даже с передислокацией в Интернет, — это про них (табл. 3). Сохранению существующих клиентов в качестве основных покупателей галерей можно порадоваться. Зададимся одним лишь вопросом: как с ними поддерживалась связь? Неужто по стационарному телефону, ставшему анахронизмом еще до пандемии? Нет, скорее, через мессенджеры и чаты — в таком случае можно ли считать этот канал продаж «не онлайновским»? Вообще есть подозрение, что через пару лет само деление на онлайн и офлайн пропадет из лексикона само собой, сменится гибридными моделями, первые из которых в 2020-м доказали свою эффективность и жизнеспособность.
«Совместный труд для моей пользы — объединяет», как утверждал известный персонаж, поэтому надеемся, что общество вслед за ним устремится к объединению и обойдется без борьбы за права технологий.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210118_artsy_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210118_artsy_report.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии