Современные художники в кризис: Пол Маккарти
ARTinvestment.RU   24 декабря 2020

История художника, создавшего самый узнаваемый новогодний символ последнего десятилетия

Выбор художника для последнего материала в календарном году очень ответственная редакционная задача. Обычно это громкое и успешное имя, реже — автор, ассоциирующийся с Рождеством и Новым годом. И совсем редко издания пишут о неуспешных художниках — правда, для этого провал последних должен быть оглушительным. Наш сегодняшний герой совместил в себе эти три качества: его карьера знала взлеты и падения, а количество скульптур на праздничную тематику делает его самым «новогодним» из признанных современных художников.

Встречайте: Пол Маккарти (1945) — художник, который развенчивает миф об «американской мечте», подвергая безжалостной критике лицемерие, двойные стандарты, жестокость и репрессивные механизмы, которые он усматривает в национальной массовой культуре и обществе потребления. Выстраивая свои произведения на популярных культурных символах, он деконструирует основы мировоззрения современной Америки.

С помощью искаженных и гипертрофированных образов из Голливуда, политики, философии, науки, искусства, литературы и телевидения Маккарти обращается к бессознательному, показывая изнаночную сторону пестрой обертки из сказок и иллюзий, за которой скрывается мир подавленных страхов и желаний. Творческая практика Маккарти крайне многогранна — перформанс, фотография, видео-арт, инсталляция, скульптура и живопись. Еще с 1960-х годов он начал выходить за границы привычных жанров искусства, используя в своих произведениях нестандартные материалы, в том числе пищевые продукты. В скульптуре и инсталляциях Маккарти применяет стекловолокно, силикон и винил, а также опирается на последние достижения электроники и робототехники.

Карьерные вехи Пола Маккарти

Пол Маккарти родился в Солт-Лейк-Сити. Сначала будущий художник поступил в Университет Юты в родном городе, а затем перебрался в Калифорнию. Здесь он получил степень бакалавра изящных искусств в области живописи в Институте искусств Сан-Франциско и окончил магистратуру по направлению мультимедиа, кино и искусство в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе — в нем художник впоследствии преподавал около 20 лет (1982–2002).

Маккарти жил и работал в Лос-Анджелесе с 1970 года и довольно быстро стал известен в узком художественном кругу Западного побережья. Тем не менее он долгое время находился в изоляции от галерейного и музейного мира, в первую очередь из-за радикальности своих практик. Как многих художников этого поколения, Маккарти привлекали многосложная материальная фактура и пугающая, апеллирующая к глубинной психологии сторона абстрактного экспрессионизма, которые он облек в форму перформанса.

Выразительность его знаменитых работ 1970-х годов, перформансов Sauce (1974), Class Fool (1976), фильма Rocky (1976), во многом основывалась на введении в образный ряд произведения типично американских продуктов массового потребления — кетчуп, майонез, шоколадный соус и лубриканты замещали собой различные телесные жидкости. В основе концепции перформансов лежала потеря контроля над обычно подавляемыми в обществе эмоциональными проявлениями. В рамках акций это выливалось в демонстрацию художником пограничных состояний: от истерического смеха до агрессии и насилия. Нередко в подобных произведениях Маккарти прочитывают параллели с венским акционизмом, однако сам художник резко разграничивает свою деятельность и работы венских художников, подчеркивая значительную роль иронии и юмора в своей практике (кроме того, в отличие от европейских предшественников и последователей, Маккарти никогда не занимался членовредительством).

Около 1983 года Макккарти перестал проводить перформансы, сосредоточившись на создании видео-арта и скульптур. Появились новые персонажи — сумасшедший Санта, герои детских сказок, к примеру Хайди и Пиноккио. И хотя в то время художник едва ли вводил политический контекст в свои произведения напрямую, в них подспудно ощущался эмоциональный хаос в стране, потрясенной Вьетнамской войной и проблемой СПИДа.

Работы Маккарти виделись настолько экстремальными в своей сюжетике, что долго находились вне рынка искусства. Художнику пришлось подрабатывать в сфере строительства и фотографии, что иногда приводило его в киностудии Лос-Анджелеса. Голливуд и процесс создания кино-фантазии с 1990-х годов выступают главными источниками идей для его видео, которые, начиная с Carribean Pirates (2001–2003), становятся все более и более грандиозными и дорогими в производстве. От интерпретации сказки о Белоснежке (WS, 2013) и «Бунтаря без причины» (Rebel Dabble Babble, 2013) художник переходит к более общим размышлениям на тему кино, которые приобретают эпический и политизированный характер в его недавних видеопроектах CSSC: Coach Stage Stage Coach (2017) и DADDA: Donald and Daisy Duck Adventure (2018).

Прорывом в карьере художника стала выставка Helter Skelter в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (1992), пародирующая телешоу Bonanza. За ней последовало участие в Венецианской биеннале (1993), Биеннале Уитни (1995) и экспозиция в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1995, Projects: Paul McCarthy). С тех пор персональные проекты Маккарти прошли в Тейт Модерн (2003), Музее современного искусства в Стокгольме (2006), Музее американского искусства Уитни (2008), Новой национальной галерее в Берлине (2012).

Полемика вокруг произведений Маккарти обычное явление, учитывая специфику его творческой практики. Гораздо более удивительной кажется ситуация, когда работа «сама» создает переполох, не запланированный художником. Так, в 2008 году объект Маккарти Complex Shit, установленный на территории Центра Пауля Клее в Берне, был поднят в воздух силой ветра, пролетел над землей и, выбив окна в близлежащих теплице и детском доме, завис на линиях электропередачи. Происшествие было подробно освещено в международной прессе.

Но, вероятно, самый громкий скандал вокруг творчества Маккарти был связан с рождественской тематикой. В октябре 2014 года на Вандомской площади в Париже появилась надувная скульптура Tree. Объект официально позиционировался как ёлка, но сразу вызвал возмущение у ряда местных жителей, которые небезосновательно нашли в его форме отсылку к вполне конкретной секс-игрушке. Художник вовсе не отрицал, что придал «елке» такой вид ради шутки. Через 2 дня после установки скульптуры неизвестные вандалы, забравшись на забор позади объекта, перекрыли подачу воздуха и перерезали тросы, удерживающие конструкцию. Восстанавливать «елку» не стали.

Tree не первый проект Маккарти с использованием мотива «елки», предназначенный для европейского города. Бронзовая скульптура Santa Claus (2001), в которой Санта Клаус держит в руках творчески преображенный автором символ Рождества, была создана для Роттердама. Хотя изначально выбранная для объекта локация (напротив концертного зала на Schouwburgplein) была отвергнута горожанами, скульптура все же сумела найти свое место в городе — на площади Eendrachtsplein. А в 2016 году и Tree получила второй рождение в виде постоянной инсталляции в Paramount Ranch 3 в горах Санта-Моника, на этот раз встретив теплый прием публики, которая высоко оценила ее художественные качества.

Работы Пола Маккарти находятся в собраниях Музея современного искусства и Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, Галереи Тейт и Тейт Модерн в Лондоне, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Стокгольме, Музее современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке и др. Основная галерея, представляющая творчество художника, — Hauser & Wirth.

Пол Маккарти в цифрах

Аукционная история художника началась в 1998 году с продажи небольшой скульптуры First One (1992) за $3,5 тыс. на нью-йоркском Sotheby’s. Следующих результатов пришлось ожидать два сезона: аукционная активность коллекционеров возобновилась в 2000-м, когда на торги Christie’s по обе стороны Атлантики были выставлены фотографии перформанса Маккарти в далеком 1974 году — их стоимость по молотку варьировалась от $3 до $5 тыс. Однако уже в 2001 году скульптура Assortment (the Trunks: Human Object) (1973–1983) была продана за $200 тыс. — как могут догадаться проницательные читатели, на Phillips de Pury. На тех же торгах самого «карьерообразующего» аукционного дома фотография другого перформанса Маккарти ушла с молотка уже за $45 тыс. Для понимания значения места продажи упомянем, что в том же 2001 году небольшая живописная работа художника была продана австралийским аукционом Lawson-Menzies всего за $148.

В период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Пол Маккарти вошел без аукционных объемов Дэмиена Хёрста, но вполне готовым к рекордам художником: за пять лет середины 2000-х он заработал 40 % объема публичных продаж за все время, включая нынешний год. Лучшей публичной продажей тех лет является скульптура Bear and Rabbit on a Rock (1992): жизнеописание медведя и кролика, в большинстве стран получившее бы рейтинг 18+, было продано за $1,3 млн на Christie’s в Нью-Йорке. Кризис 2008 года ожидаемо уменьшил объемы продаж художника, после чего кривая аукционной карьеры Маккарти повела себя весьма странно: из сезона в сезон едва выбиралась за суммарную выручку свыше $500 тыс., но при этом «выдала» два пиковых года — 2011 ($5,4 млн) и 2016-й ($2,7 млн). В 2011-м состоялась и самая дорогая аукционная продажа художника: за $4,0 млн по молотку ушла инсталляция Tomato Head (Green) (1994), при эстимейте $1–1,5 млн. Интересная деталь: статью о работе для аукционного каталога Christie’s написал не кто-нибудь, а Ральф Ругофф — будущий куратор 58-й Венецианской биеннале 2019 года.

Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $370 тыс., что является лучшим результатом Маккарти за сезон начиная с 2017 года. Кроме того, доля непроданных лотов — 18 % — является самым низким показателем с 2007 года (в среднем с 2008 по 2019 год 45 % всех аукционных лотов покидали торги при своих). Всего к настоящему моменту на счету Пола Маккарти 383 проданных лота, 29 % из которых — «родная» автору скульптура, а 43 % — фотодокументация перформансов «лихих» 1970-х. Тем не менее, согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Пола Маккарти вырос на 281 % — а в «пиковый» сезон 2011 года повышался на 1650 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Пола Маккарти, 2000–2020

Название работы
(год создания)
Материал, техника Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ млн Превышение среднего эстимейта, %
1 Tomato Head (Green) (1994) Стекловолокно, полиуретан, резина, металл, пластик, ткань Christie's, Нью-Йорк 2011 4,00 220,0
2 Tripod (2007) Стекловолокно, смола, пигмент, сталь Christie's, Нью-Йорк 2016 1,70 –32,0
3 Bear and Rabbit on a Rock (1992) Мех, металл, поролон, пластик Christie's, Нью-Йорк 2007 1,30 4,0
4 Alpine Man (1992) Деревянная бочка, латекс, стеклянные глаза, одежда Christie's, Лондон 2010 1,02 –35,0
5 Santa Long Neck (2004) Бронза, пигмент Phillips de Pury, Нью-Йорк 2005 0,75 25,0
6 Chocolate silicone blockhead (1999–2000) Силикон Sotheby's, Нью-Йорк 2011 0,70 16,7
7 Santa Long Neck (2004) Бронза, пигмент Sotheby's, Нью-Йорк 2015 0,70 –30,0
8 White Snow Dwarf (Sleepy) (2010) Силикон Sotheby's, Лондон 2013 0,64 0,0
9 Red Plug (c.1995) Смола, стекловолокно Sotheby's, Лондон 2006 0,49 –20,0
10 Hammer Head (2003–2004) Литой силиконовый каучук Phillips de Pury, Нью-Йорк 2006 0,48 –4,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Пола Маккарти, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон <10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн >$5 млн
Объем продаж $ тыс. 289 2,738 2,329 5,626 2,789 8,018 289
% 1,3 12,6 10,7 25,8 12,8 36,8 1,3
шт. 86 96 32 24 4 4 86

Таблица 3. Динамика продаж Пола Маккарти на аукционных торгах, 2003–2020

Показатель / Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем продаж $ тыс. 148 841 1,638 2,287 2,115 954 362 1,285 5,422
шт. 5 21 18 18 17 13 12 10 10
Показатель / Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж $ тыс. 415 748 328 873 2,725 351 304 271 370
шт. 10 9 11 13 16 11 8 15 13

Пол Маккарти и индикатор доверия

Как мы помним, индикатор доверия рынку современного искусства от ArtTactic делится на краткосрочную (6 месяцев) и долгосрочную (10 лет) перспективу отдельных художников. Начнем с плохого: ни в мае, ни в ноябре 2020 года эксперты арт-рынка не включили Пола Маккарти в список из 35 признанных современных художников, чьему рынку прогнозировался хоть какой-нибудь позитив в ближайшем полугодии.

Тем не менее художник присутствует в обоих рейтингах в перспективе долгосрочной: в майской версии Маккарти досталось последнее, 35-е место с 25 баллами из 100 (где 100 — полное доверие, 0 — такое же полное отсутствие перспектив), а к ноябрю художник, отвоевав 3 позиции, разместился на 32-м месте с 34 баллами. Добавим для полноты картины, что места с 33-е по 35-е (т. е. ниже Пола Маккарти) заняли Томас Рафф, Шон Скалли и Гленн Браун.

Для сравнения: в 2009 году в самом первом индикаторе ArtTactic Маккарти занял 19-ю строчку и получил от экспертов 48 баллов — вполне стабильный уровень доверия. А сразу за ним, с более низкими результатами, в рейтинге стояли Аниш Капур, Нео Раух и Джордж Кондо. Как сложилась карьера этих троих художников — напоминать, думаем, не нужно.

Комментарий AI: скромная на момент создания цюрихская галерея Hauser & Wirth начала работу с художником еще в 1997 году — тогда ее авторитет был значительно ниже реноме неуправляемого американца, работавшего на родине с гигантом David Zwirner. Однако, открывая свое лондонское пространство в 2003 году, Hauser & Wirth шокировала чопорных британцев именно выставкой Маккарти. Не случись в 2004 году знаковой продажи маринованной акулы Дэмиена Херста, возможно, место главного скандалиста 2000-х досталось бы нашему сегодняшнему герою. Но Чарльзу Саатчи поколение YBA — молодых британских художников — оказалось ближе немолодого американца, и в скоростной поезд 2004–2008 Маккарти заскочил лишь в вагон третьего класса, как третьесортный по стоимости художник.

Движемся дальше. Что такое 2011 год (рекордный для Пола Маккарти по всем показателям) в общем контексте рынка искусства? Первый сезон, затмивший показатели 2007 года по объему продаж после кризиса 2008–2009: выручка аукционных домов и частных продаж составила $64,6 млрд (данные Art Basel & UBS), превысив показатели 2010 года на 21 %! В 2011-м на публичном рынке было продано (данные Artprice) более 41 тыс. предметов современного искусства (рекордное количество на то время) с общей выручкой более $1,26 млрд. А 1,9 тыс. лотов были проданы дороже $100 тыс. каждый — на 26 % больше, чем в 2010 году (1,4 тыс.). Скептики скажут (и будут отчасти правы): дескать, такие показатели были достигнуты за счет активизации коллекционеров китайского современного искусства. Но применительно к Полу Маккарти предлагаем учесть, что за период двухлетнего кризиса средние цены многих фаворитов рынка американского современного искусства пошли вниз, а немалая часть авторов и вовсе ушла с рынка. Соответственно, самому рынку нужны были свежие имена, не запятнавшие себя спекулятивными продажами 2006–2007 годов. Одним из них и стал Пол Маккарти. Ровно на год.

Причины, на наш взгляд, следует искать в прошлом. Дело в том, что шансы стать топ-художником у автора, начинавшего свою карьеру с перформанса, даже при поддержке Hauser & Wirth, изначально были невелики. Полу Маккарти это почти удалось: в упомянутом рейтинге ArtTactic он — единственный из плеяды перформансистов, кто сумел перестроиться на коммерческий (продаваемый) формат производимых активов. Причем, сделал это не в «формате Марины Абрамович», заявив о претензиях на кураторство и зарабатывая львиную долю доходов от организации выставок, а именно производя физические объекты. Параллельно вторичный рынок вовсю продавал лимитированные (ключевое слово!) серии фотографий с перформансов 1970-х годов. Когда лимит (как правило, от 4 до 6 копий каждого фото) закончился — свернулись и аукционные фото-продажи, а допечатывать тираж художник и основная представлявшая его галерея посчитали делом зазорным. Понимая, что поддерживать реноме «борца с устоями» каким-то образом нужно, Hauser & Wirth стала инициировать размещение больших надувных скульптур Маккарти в европейских городах. Только вот, в отличие от KAWS’а, чьи надувные Компаньоны мирно плавали в гаванях азиатских портов, стать символами своего времени ни зеленая елочка нецелевого использования, ни Санта с вызывающим предметом в руках, не смогли. Так случается, когда художник не моделирует желаемое будущее, а полностью проникает в текущие мысли общества.

При этом Пол Маккарти — художник искренний, и порядочный по отношению к своему зрителю: еще будучи перформансистом, он никогда не использовал обезболивающие и иные препараты (ни на кого не намекаем! — AI.), а честно признавался: «Это кетчуп, это шоколад, а все происходящее вокруг — Голливуд». В 2020 году, чтобы оставаться на рыночной волне, главному Санта-Клаусу мирового арт-рынка следовало бы пойти по одному из двух путей: либо возобновить перформансы, перенеся их на просторы видеоконференций Zoom, либо стать в своих работах чуть добрее. Ни на одно, ни на другое Пол Маккарти не пошел.

В ответ рынок не перестал его любить — но перестал покупать. Потому что, когда сам 2020-й год словно грозит тебе предметом, заимствованным из творческого арсенала художника, покупать оригинал произведения не особо тянет. Надеемся, 2021-й станет в этом отношении добрее. С наступающим, Пол Маккарти!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201224_maccarthy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201224_maccarthy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх