art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




ArtTactic Outlook 2021: прогнозы в цифрах. Часть 3
ARTinvestment.RU   11 февраля 2021

Объемы аукционных продаж искусства XX–XXI вв. в различных регионах в 2020 году

Первую и вторую части статьи вы можете прочесть здесь и здесь.

В третьей части материала, посвященного отчету Global Art Market Outlook 2021 от британского аналитика ArtTactic, мы разберем данные о региональных сборах ведущих аукционных домов за прошедший сезон.

Объемы аукционных рынков искусства XX–XXI вв. отдельных регионов, 2020

Общий объем аукционных продаж ведущих аукционных домов в мировых регионах в 2020 году составил $3,13 млрд, что на 21 % ниже аналогичного показателя 2019-го ($3,95 млрд).

Тем не менее результат 2020 года в десятилетней ретроспективе превысил объемы продаж искусства XX–XXI вв. сразу в трех сезонах — турбулентном 2016-м (+13 %), а также посткризисных 2010-м (+18 %) и 2011-м (+57 %).

Таблица 1. Объем аукционных продаж искусства XX–XXI вв. на основных региональных рынках, 2020*

Региональные рынки Объем аукционных продаж, $ млрд в год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
США 2,40 2,91 2,25 1,57 2,71 2,51 2,33 1,77
Великобритания 0,69 0,89 0,98 0,58 0,77 1,17 0,85 0,74
Европа 0,16 0,16 0,19 0,15 0,18 0,25 0,22 0,14
Азия 0,32 0,30 0,25 0,30 0,32 0,35 0,36 0,32
Остальной мир 0,16 0,18 0,16 0,16 0,18 0,17 0,20 0,16
Итого 3,73 4,44 3,83 2,76 4,16 4,45 3,95 3,13

* аукционные дома, включенные ArtTactic в выборку: Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Poly Auction, China Guardian, Bonhams, Astaguru, Saffronart, Tehran Auction, ArtHouse, Strauss & Co, MacDougall’s.

Комментарий AI: отчет ArtTactic, ограниченный данными нескольких аукционных домов и полутора веками искусства, не дает исчерпывающего представления об объеме всего арт-рынка — тем не менее выручка ведущих продавцов (читай: поведение ведущих покупателей. — AI.) в ретроспективе является очень показательной. Несмотря на самые мрачные предсказания аналитиков, пандемия обошлась с рынком искусства в целом лояльно — бывало и хуже, причем бывало даже на нашей памяти (2009–2011, 2016). Другое дело, что нынешняя рецессия не завершится с окончанием последнего карантина или повсеместно проведенной вакцинацией — после пережитого в 2020-м человечество, скорее всего, перейдет к более осознанному потреблению и избирательному отношению к затратам. Мы же хотим обратить внимание на другое: с каждым новым изданным отчетом (а нас вскоре ожидают и Artprice, и Art Basel & UBS) мы будем все отчетливее понимать, что арт-рынок не рухнул, а большинство криков «Все пропало!» оказались обычным кликушеством. Тем не менее ретрансляторов арт-смуты можно лишь поблагодарить за бесплатную перепись неудачников — информацию, которую рынок искусства давно не обновлял. Ведь, если присмотреться, «все пропало» у них еще до 2020 года.

Краткие итоги 2020 года и перспективы продаж искусства XX–XXI вв. в 2021-м

• США

Объем аукционных продаж в 2020 году: $1,77 млрд.

В сравнении с результатами 2019 года: –24,1 %.

Основные тенденции 2020 года: популярность «смешанной модели» аукционных торгов»; уменьшение доли рынка на фоне роста продаж в Лондоне и Гонконге.

Ведущий аукционный дом по выручке: Christie’s (48,5 %).

Прогноз на 2021 год: умеренно-положительный.

• Великобритания

Объем аукционных продаж в 2020 году: $737 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –13,2 %.

Основные тенденции 2020 года: несмотря на «Брексит», сокративший количество европейских продавцов, основная выручка на лондонских торгах была сделана до начала пандемии.

Ведущий аукционный дом по выручке: Sotheby’s (53,2 %)

Прогноз на 2021 год: негативный.

• Европа

Объем аукционных продаж в 2020 году: $144 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –34,5 %.

Основные тенденции 2020 года: значительный рост продаж на «чистых» европейских онлайн-аукционах; укрепление позиций Парижа за счет торгов с телемостами.

Ведущий аукционный дом по выручке: Christie’s (нет данных в %)

Прогноз на 2021 год: умеренный.

• Китай

Объем аукционных продаж в 2020 году: $170,0 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: +22,5 %.

Основные тенденции 2020 года: совместные торги местных аукционных домов с мировыми брендами; основное внимание аукционы уделили региональному искусству (материковый Китай); интерес к международным молодым художникам (Гонконг).

Ведущие аукционные дома по выручке: Poly и China Guardian (66,8 % суммарно).

Прогноз на 2021 год: положительный.

• Япония и Южная Корея

Объем аукционных продаж в 2020 году: $70,9 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –43,3 %.

Основные тенденции 2020 года: резкое падение южнокорейского рынка в карантин, 96 % проданного в регионе искусства — работы японских художников.

Ведущие аукционные дома по выручке: Sotheby’s и Christie’s (нет данных в %)

Прогноз на 2021 год: умеренный.

• Юго-восточная Азия

Объем аукционных продаж в 2020 году: $12,1 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –35,2 %.

Основные тенденции 2020 года: продолжение падения объемов продаж с 2016 года после 5-летнего поступательного роста рынка (2010–2015); ведущая роль искусства Индонезии (41 %) и Вьетнама (31 %).

Ведущие аукционные дом по выручке: Sotheby’s и Christie’s (нет данных в %)

Прогноз на 2021 год: умеренно-негативный.

• Южная Азия

Объем аукционных продаж в 2020 году: $76,5 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –6,6 %.

Основные тенденции 2020 года: увеличение доли индийских аукционных домов на фоне продаж Sotheby’s и Christie’s; рост «чистых» онлайн-продаж в регионе; персональные аукционные рекорды индийских художников на местных торгах.

Ведущие аукционные дома по выручке: Saffronart (40,1 %) и Astaguru (32,9 %).

Прогноз на 2021 год: умеренно-негативный.

• Ближний Восток

Объем аукционных продаж в 2020 году: $21,2 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –36,8 %.

Основные тенденции 2020 года: несмотря на отсутствие статусных физических торгов в Лондоне (искусство) и Женеве (ювелирная продукция), местные аукционные продажи не увеличились; в регионе укрепилась роль Bonhams и местных современных художников, в т. ч. женщин.

Ведущий аукционный дом по выручке: Tehran Auction (35,5 %)

Прогноз на 2021 год: умеренный.

• Африка

Объем аукционных продаж в 2020 году: $30,5 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –2,5 %.

Основные тенденции 2020 года: несмотря на сохранение четырех полноценных торгов в Лондоне (Sotheby’s и Bonhams — по 2), лидирующие позиции занимают местные аукционные дома.

Ведущий аукционный дом по выручке: Strauss & Co (59,0 %).

Прогноз на 2021 год: умеренно-положительный.

• Латинская Америка

Объем аукционных продаж в 2020 году: $737 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –24,1 %.

Основные тенденции 2020 года: объем продаж региональных импрессионистов и модернистов впервые превысил выручку за современное искусство; Sotheby’s и Phillips включили латиноамериканских авторов в каталоги международных торгов в Лондоне и Нью-Йорке.

Ведущий аукционный дом по выручке: Sotheby’s и Phillips (69,2 % суммарно).

Прогноз на 2021 год: негативный.

• Россия и СНГ

Объем аукционных продаж в 2020 году: $41,8 млн.

В сравнении с результатами 2019 года: –38,1 %

Основные тенденции 2020 года: возвращение к объемам продаж уровня 2018 года, пропуск Bonham’s «русских недель» в июне — июле; лидирующая роль Sotheby’s по итогам года

Ведущий аукционный дом по выручке: Sotheby’s (65,2 %)

Прогноз на 2021 год: умеренный.

Таблица 2. Прогнозы продаж искусства XX–XXI вв. на отдельных региональных рынках (12 месяцев), сделанные респондентами ArtTactic*

Региональные рынки Доля респондентов, %
Рост Стагнация Падение
Китай 50 32 18
Африка 33 44 22
США 31 52 17
Европа 21 45 34
Латинская Америка 19 31 50
Япония и Южная Корея 19 59 22
Великобритания 18 32 50
Юго-восточная Азия 15 46 38
Россия и СНГ 11 44 44
Ближний Восток 11 67 22
Южная Азия 7 52 41

* «Рост» — увеличение объемов продаж искусства относительно предыдущего года, «стагнация» — объемы продаж находятся приблизительно на уровне предыдущего года, «падение» — существенное снижение объемов продаж по сравнению с последними 12 месяцами.

Комментарий AI: прежде всего рекомендуем обратиться к нашему собственному исследованию итогов 2020 года для рынка русского искусства, где мы использовали данные продаж 174 аукционных домов (а не четырех в случае ArtTactic, пусть и наиболее крупных), из которых 12 представляют внутренний российский рынок. Цифры из Global Outlook 2021 немного отличаются от наших и по другой причине: например, британский аналитик оставил за бортом отдельные торги русским декоративно-прикладным искусством Sotheby’s (что было продиктовано временным охватом исследования), а вот ДПИ от Christie’s, проведенные в один день с искусством изобразительным, наоборот, посчитал.

В целом итоговые данные по рынкам читались по результатам отдельных событий еще в 2020 году: например, рост рынка патриотически настроенного Китая (покупали своих художников в изоляции), снижение активности коллекционеров с Ближнего Востока, лишившихся статусного «вечернего Лондона», а также прогнозируемое экспортное оживление африканского искусства, поддержанного не только британскими торгами, но и отдельной ярмаркой 1–54, состоявшейся даже в карантин. Тем не менее новую информацию отчет однозначно принес — достаточно взглянуть на регионы, которые наименьшим образом пострадали в пандемию, чтобы заметить: главными действующими лицами там оказались местные аукционные дома, а не сетевые офисы глобальных продавцов.

Другими словами, арт-рынок активнее развивался там, где региональным коллекционерам практически не мешали, не отвлекали от местной арт-синицы в руках перспективами «современного международного» журавля в небе. Это не призыв, а информация к размышлению.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200211_outlook_3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200211_outlook_3.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
  • 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
  • 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
  • 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
  • 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх