Угроза «стрижки» депозитов. Последствия для арт-рынка
ARTinvestment.RU   11 февраля 2016

Хорошо, что возможность изъятия вкладов пока отрицается. Плохо, что она уже всерьез обсуждается

Времена такие, что от заголовков в деловой прессе глаза лезут на лоб. Включаешь утром компьютер, а там — «Минфин допустил конвертацию вкладов граждан в капитал проблемных банков». Цитата:

«Крупные вклады частных лиц могут быть принудительно конвертированы в капитал проблемных банков, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Раньше предполагалось, что спасать банки будут за счет средств компаний.

Как сообщил Моисеев, крупные депозиты — размером от 100 млн руб. — частных лиц могут быть принудительно конвертированы для финансового оздоровления в капитал проблемных российских банков в рамках нового механизма bail-in (принудительная конвертация требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или уставный капитал банка). “По сути экономической деятельности физлица с такими крупными вкладами не отличаются от юридических”, — цитирует слова чиновника ТАСС» (источник: rbc.ru).

Хотите верьте, хотите нет.

С другой стороны, а почему нет? Разве мало мы раньше наблюдали абсурда? Закон о запрете долларовых депозитов в Думу пару лет назад вносили? Вносили. Вклады СБС-Агро после кризиса 1998 года купонами на бытовую технику выдавал? Выдавал. А это, согласитесь, подиковиннее будет.

Почему же не поверить в bail-in (так по-научному называется «стрижка»)? Или не поверить в принудительную конвертацию долларовых вкладов в рубли? Или в запрет валютных вкладов? Или в запрет на снятие валюты, как в соседнем государстве?

Да вот же и Европа тут нам в пример. «Стрижка» крупных депозитов была совсем недавно применена в Республике Кипр — члене Европейского Союза. В 2013 году несколько тысяч вкладчиков Bank of Cyprus лишились 47,5 % от вкладов больше 100 000 евро, получив взамен акции банка. Да, отобрали не все. Но многие из тех, кто скромно рассчитывал прожить «халявщиком», неожиданно для себя стали «партнерами».

У нас, конечно, не какой-нибудь Кипр. Но нервозность уже присутствует. Ведь это сейчас говорят про порог в 100 млн рублей. А потом «длину» стрижки с обсуждаемых 100 млн рублей могут запросто пересмотреть и снизить порог до «кипрских» 9 млн руб. (это и есть 100 000 евро в пересчете). Масла в огонь подливают еженедельные новости об отзывах лицензий, в том числе и у гигантов уровня Внешпромбанка, владельцы которых умудряются сбежать, несмотря на хваленый контроль ЦБ и усилия спецслужб. Убегают с деньгами, оставив вкладчиков один на один с изумленным Агентством по страхованию вкладов. Это, конечно, лучше, чем раньше. Напомню, что сегодня закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (статья 11) гарантирует вкладчикам выплату в 1,4 млн рублей на один вклад, включая валютный. Это примерно 18 тысяч долларов по нынешнему курсу. То есть для того, чтобы разместить в банках один миллион долларов, нужно 55 таких гарантированных государством вкладов. Неудобно. И хуже того, все понимают, что АСВ не резиновое.

Поэтому деньги на вкладах в русских банках миллионеры держат не часто. Кто не вывез за рубеж (а там тоже не спокойно: в той же Швейцарии русских уже начали сильно тревожить), тот держит в ячейках или дома — по-разному. Или рассматривают другие варианты.

Вы, наверное, решили, что с этого момента мы начнем агитировать за искусство как единственную альтернативу наличности? Не совсем. Да, есть мнение, что раз игры в депозиты становятся опасными, то люди бросятся покупать искусство. Но есть другое мнение, что тут нет прямой связи. Лично я не верю, что в кризис миллионеры бросятся массово покупать искусство. По разным причинам. Потому что в искусстве что-то понимает от силы 1 % из 155 тысяч русских миллионеров. А для тех, кто сам не разбирается, вложение в произведения искусства заведомо рискованный вариант. Не станет оно массовым, потому что в отличие от тех же акций искусство нельзя мгновенно обратить в деньги. Что в кризис особенно важно. Ну а самое главное — предметы инвестиционного класса так просто не найдешь. Нужно ждать оказии.

Вообще в кризис нельзя ничего хорошо продать. И искусство в том числе. В кризис можно только сидеть с деньгами и ждать случая купить что-то уникальное дешевле, чем раньше.

А что покупать? Давайте рассмотрим не то, что в кризис подешевело, а то, что в разгар кризиса оказалось в дефиците.

Коттеджи на Рублёвке? Не дефицит. Множество объектов выставлено на продажу.

Элитные квартиры? Очень много предложений.

Золото? Тоже очереди не стоят.

Акции «Газпрома»? Ну, это уж совсем вариант для оптимистов.

А вот шедевров вопреки нашим ожиданиям на рынке так и не появилось в сколь-нибудь заметном количестве. Это по-прежнему дефицит. И не только на местном рынке, но и у таких монстров как Sotheby’s и Christie’s. Можно вспомнить, что их русские торги из года в год становятся слабее. Интересных работ становится все меньше, а будет еще хуже. И тут точно есть о чем подумать.

Но вернемся к последствиям «стрижки» депозитов для арт-рынка.

Хорошо, что возможность частичного изъятия вкладов пока всеми на словах отрицается. Плохо, что она уже серьезно обсуждается.

Теоретически «стрижка» может повлечь временный и очень краткосрочный всплеск покупок альтернативных активов, но в целом иллюзий нет. Любое ухудшение ситуации в любом сегменте рынка (будь то «стрижка» депозитов или новые валютные ограничения) не пойдет на пользу и сфере альтернативных инвестиций. От нагнетания ситуации с депозитами выигрывают разве что владельцы банковских хранилищ (и то, если это банки с госучастием типа Сбера), да воры-домушники. Резкие движения в сфере финансов порождают у обеспеченных людей неуверенность и страх. В таких условиях проходит настроение покупать что-либо вообще и искусство тоже. Тем более, когда арт-рынок тоже периодически «кошмарят» паспортизацией и налогом на роскошь. 

Тем не менее со своей колокольни мы видим, что для покупок на перспективу время сейчас самое подходящее. В первую очередь для покупок вещей уникальных за нормальные деньги. Такие варианты нужно ловить. Почему? На искусство крепкого инвестиционного класса цены перестали быть завышенными. В пересчете на доллары такие цены были, пожалуй, лет 10–12 назад. Продавцы, подстраиваясь под реалии, идут на очень существенные скидки. Глядя на статистику собственного AI Аукциона, мы не можем отделаться от мысли, что через несколько лет, скорее всего, будем вспоминать эти цифры, эти цены и кусать локти. Так что те, кто готов сегодня покупать вещи высокого качества и ликвидные с прицелом лет так на 5–7 вперед, — вряд ли пожалеют.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160211_millionaires.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160211_millionaires.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх