Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Как сбылись наши прогнозы для июньских торгов в Лондоне
ARTinvestment.RU   15 июня 2015

Улучшения конъюнктуры не наступило, скорее наоборот. Впрочем для такого прогноза не надо быть пророком: понижение класса русских торгов планомерно происходит на протяжении вот уже шести лет

Забегая вперед: с настроением и общей тенденцией мы, конечно же, угадали (см. «Русское искусство на чужбине — 2. Чего ожидать от лондонских торгов в июне 2015-го»). Улучшения конъюнктуры не наступило, скорее наоборот. Впрочем для такого прогноза не надо быть пророком: понижение класса русских торгов планомерно происходит на протяжении вот уже шести лет. Каталоги мельчают, а сверхбогатые русские коллекционеры переключаются на престижные торги «импрессионистов и модернистов», где торгуются за предметы международного значения.

Июнь 2015-го не стал исключением. Кроме скандала со снятым в итоге Айвазовским, а также необъяснимого лично для меня рекорда Серебряковой и удачной перепродажи Пиросмани, вспомнить-то особо и нечего. Высокой активности и бурной борьбы не было. Продажи по лотам на разных площадках составили менее 64 %. Если точнее, то:

  • Christie’s — 63 %
  • Sotheby’s — 63,2 %
  • Bonhams — 24,8 %
  • Maxim Boxer — 59 %.

А теперь перейду к разбору по лотам: какие наши прогнозы сбылись, какие нет и почему. Пойдем по лотам в том же порядке, как было в прогнозе.

Комментарий: Прогноз сбылся. Самая дорогая картина русского мариниста была выставлена повторно на продажу по более низкой цене. Но не продана — так и осталась самой дорогой.

А почему? В 2007 году, в период эйфории ее купили почти с шестикратным превышением эстимейта — более чем за $5 млн. Красивый жест, но кто ж знал, что так все сложится. Сейчас пытались продать хотя бы на 2 миллиона дешевле в пересчете на доллары. Но по нашему мнению, скидка должна была быть еще больше: уж слишком высокой в тот раз была переплата. А конъюнктура с тех пор заметно ухудшилась. Айвазовского на первоклассных торгах много все последние годы. Говорят, сдатчики стоят в очередь, чтобы их вещь взяли в каталог. В целом это уже общий тренд: эпоха заоблачных цен на художников национального значения проходит — Айвазовского будут покупать и дальше, но уже совсем по другим ценам.

Комментарий: Прогноз полностью сбылся. Эту красивую и редкую вещь купил бывший наш соотечественник, миллиардер, в недавнем прошлом премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Верхнего эстимейта вещь не достигла, как мы и предполагали. Почему? Остается повторить свое объяснение из прогноза: «В мире имя самоучки Пиросмани не на слуху. В то время как $2 млн — это деньги, с которыми можно приобретать уже первые имена мирового значения». Вместе с тем, на мой вкус, это лучшая покупка прошедших торгов в высшем ценовом сегменте.

Комментарий: 100%-ное попадание в прогнозе. Хотя раньше бы за эту шикарную вещь заплатили куда дороже. Но Рерихов на торгах нынче едва ли не больше, чем Айвазовских. А покупателей стало меньше. Злые языки предполагают (бездоказательно, но убедительно), что ухудшение конъюнктуры может быть связано с крушением «Мастер-банка» в прошлом году, среди клиентов и владельцев которого якобы были важные покупатели работ Рериха.

Комментарий: Тут мимо. Причина — цена. Мы заранее намекали, что цена завышена (в 2008 году эта работа была продана за $95 тыс.). Но была надежда, что найдется покупатель по цене чуть ниже эстимейта: в Москве не так давно прошла резонансная выставка Целкова, и мы рассчитывали на рост непраздного интереса. Этого не произошло. И кстати, на недавнем московском аукционе VLADEY неплохую работу Целкова выставляли за разумные деньги, но тоже не смогли продать. Художник от этого хуже не стал — шестидесятник, безусловно, первого ряда. Но я бы не исключал, что после серии таких событий цены на работы Целкова скорректируются вниз.

Комментарий: По счету мы не угадали, но тут нам впору засчитать техническую победу. Лот был снят. Это тот самый скандальный Айвазовский, который, предположительно, был похищен из частной коллекции в России. И с которым зачем-то упрямился Sotheby’s. Если бы мы заранее знали о претензиях со стороны правоохранительных органов, то угадали бы с прогнозом на 100 %. Дорого покупать Айвазовского на первоклассном аукционе без гарантий юридической чистоты — это полнейшая глупость. Собственно, об этом и предупредил наш Константин Бабулин в эфире РБК-ТВ за полчаса до снятия картины с торгов. Дальше все и произошло в соответствии с его прогнозом.

Комментарий: Прогноз не сбылся. Скорее всего, дело опять в цене. В прогнозе мы писали «если холст уйдет за запрашиваемые $2,5 млн, то это будет хорошо. Настораживает лишь то, что таких цен на Саврасова отродясь не было. Его аукционный рекорд — $1,4 млн». Вывод напрашивается один: для музейного уровня работы художника национального значения даже $2 млн теперь уже слишком много.

Комментарий: Не сбылось. Тоже дело в цене. Нет у меня другого объяснения, кроме того, что теперь $118 тыс. за метровый холст концептуалиста Олега Васильева — это теперь стало слишком дорого. Да и пул коллекционеров, понимающих значение Васильева, наверное, не очень велик. Сработало, очевидно, все вместе.

Комментарий: Прогноз был чрезмерно оптимистичный: мы думали, Вейсберг уйдет выше эстимейта, но цена осталась в пределах предварительной оценки. Нас можно понять: уж больно вещь приглянулась, да и важная выставка Вейсберга в Москве не успела забыться. Смотрю абзацем выше на Васильева, а до этого на Целкова и думаю: может, $100 тыс.  — это теперь новый психологический предел для шестидесятников?

Комментарий: Ну да, ошиблись в прогнозе в два раза. Зато покупатель точно порадуется. Отличная цена, красивая вещь, а теперь еще и отличный аукционный провенанс. Сплошные плюсы. Кстати, показывая гостям новую покупку, продавец сможет с полным правом ввернуть, что это работа самых дорогих художников актуального искусства. Виноградов и Дубоссарский уже много лет возглавляют аукционный рейтинг «актуальщиков».

Комментарий: И еще одно 100%-ное попадание в нашем прогнозе. Но это было не сложно. Нужно только представить, что перед нами покупатель, который знает московские галерейные цены и руководствуется рациональными мотивами. И теперь у него в собрании появилась не просто коллекционная вещь, купленная в галерее, а работа с провенансом «приобретено на Sotheby’s в 2015 году».

Комментарий: А вот это жаль. Вещь яркая, с эмоцией. Хотя наш собственный опыт аукционов AI говорит, что и этот результат имеет свои резоны. Во-первых, портрет; во-вторых, мужской портрет; в-третьих, модель — никому сегодня не известный актер, в-четвертых, в образе черта, т. е. на стену не каждый повесит. Вывод: купить работу мог или скрупулезный собиратель Репина, или такой же скрупулезный собиратель истории театра, или музей с приличным финансированием. Вероятно, таковых в этот раз на Bonhams не оказалось. К тому же Bonhams проводил аукцион последним, на третий день, к тому моменту вялые торги Sotheby’s и Christie’s уже изрядно подпортили всем настроение. Так что, возможно, на этом фоне кто-то просто решил воздержаться от покупок.

Комментарий: Тут странно: этот Рерих не ушел даже по минимальному эстимейту. У нас не было завышенных ожиданий, но нижняя граница эстимейта представлялась ценой адекватной. Все-таки 390 тысяч — это вдвое дешевле, чем результат, показанный двумя днями ранее на Christie’s. Впрочем, возможно, дело и не в цене, а в качестве работы, точнее, в ее завершенности: левый верхний угол на фото выглядит странно, нужно было смотреть живьем. В любом случае не срослось: продавец с покупателем не встретились.

Комментарий: А вот это еще один повод поздравить покупателя. Я разговаривал с московским коллекционером, который купил эту вещь на Bonhams, — он очень доволен. Для Рабина 1964 года, ценного, доэмиграционного периода, да с таким живописным сюжетом 17 тысяч долларов не цена, а полцены. Или даже треть. Но, в конце концов, аукционы для того и существуют. Смысл игры в том, чтобы не просто купить хорошую вещь, а сделать это выгодно. А вообще эта покупка вполне поучительна — хороший повод перечитать нашу статью «Инвестиции в работы Оскара Рабина. Чему отдать предпочтение?».

Комментарий: Один из самых интересных лотов аукциона Максима Боксера. Художник с именем, хорошая тема, относительно невысокая цена. В чем дело? Чего не хватило? Теперь на эту тему можно долго рассуждать и фантазировать. Рисунки Алексеева есть на рынке в достаточном количестве, можно выбирать спокойно, без аукционного ажиотажа. Но меня лично смутил бы английский язык. Так же как смущают французские надписи на картинах Оскара Рабина. Все-таки иметь в коллекции работу русского концептуалиста лучше с русским текстом.

Комментарий: О, этой работой я любуюсь регулярно! Точно такая же, из того же тиража, но купленная на аукционе ARTinvestment.RU, висит дома у моей сестры, Маши. Обратите внимание на размер — это большая литография. По сюжету она одна из самых эффектных в альбоме «The Gun & The Heart». Мы прогнозировали $600–700, а продал ее Maxim Boxer за $775. Нормально. Пусть это сегодня не инвестиционная покупка, но отличный вариант для массового коллекционера. Ведь оригинальная графика Пепперштейна стоит в 5–7 раз, а живопись — в 10–15 раз дороже.

Комментарий: Сергей Ануфриев — коллега Павла Пепперштейна по концептуалистской группе «Медицинская герменевтика», соавтор по некогда модной книге «Мифогенная любовь каст», да и вообще много кто еще. Человек известный. Но при этом его аукционная история относительно невелика: 13 событий и всего 5 продаж, из которых три состоялись на одних торгах — 2 июня на аукционе Maxim Boxer. Гербы сказочных персонажей — Мойдодыра, Буратино, Винни-Пуха разлетелись как горячие пирожки. За оригинальную графику $850 — недорого, я думал, что будет почти в два раза дороже. А наивысшую цену на работы Ануфриева — $7,3 тыс. — заплатили в Москве, на «Совкоме» в 2008 году.

На этом пока все. Следующая «русская неделя» пройдет в Лондоне, когда снег ляжет, в конце ноября. Сомневаюсь, что к тому моменту ситуация сильно улучшится. Впрочем, поживем — увидим. А по-настоящему интересное для рынка русского искусства событие состоится гораздо раньше: 24 июня 2015 года Sotheby’s проведет вечерние торги импрессионистов и модернистов. Вот там будут первые имена русского искусства, признанные во всем мире: Хаим Сутин, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал (соответственно 3–6 места рейтинга «Топ-30 русских художников»).

Но самое главное — там будут продавать супрематическую композицию Малевича «Супрематизм. 18-я конструкция», датированную в каталоге 1915 годом. Это редчайший случай, когда на рынок выходит а) подлинная живопись Малевича, б) самого ценного периода, в) с безупречным провенансом и г) полной юридической чистотой. Напомню, что работа попала на аукцион после завершения реституционного спора между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича, в результате чего музей Стеделийк лишился пяти работ создателя супрематизма. Эстимейт у этой вещи — $35–45 млн. Первая из пяти работ — супрематическая композиция сопоставимого класса — 3 ноября 2008 года ушла с торгов за $60 млн. Правда, у нее был размер больше (нынешняя имеет сторону всего 53,3 см) и композиция интереснее. Тем не менее я думаю, что будет $80–90 млн. Скоро узнаем.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150615_russian_week.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150615_russian_week.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
  • 16.08.2021 Открыт 79-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Николая и Александра Жатовых, Александра Захарова, Константина Звездочетова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Светланы Романовой, Армана Сируняна, Любови Солдатовой
  • 09.08.2021 Открыт 78-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Андрея Бисти, Валерия Газукина, Сергея Геты, Михаила Дронова, Гурия, Наталии и Анастасии Захаровых, Юлии Мамонтовой, Валерия Полиенко, Кирилла Протопопова, Татьяны Соколовой, Кати-Анны Тагути, Елены Утёнковой-Тихоновой, Татьяны Ян
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх