КАПТЕРЕВ Валерий Всеволодович (1900–1981) Рукописи Мертвого моря. 1976
Текущая ставка
-
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ИШИН Александр Владимирович (1941–2015) После бани. 2010
Текущая ставка
19 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
КОЛЯДА Сергей Авксентьевич (1907– 1996) Театр на Таганке. 1977
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00

Русские торги в июне. Краткий прогноз на Bonhams и Sotheby’s
ARTinvestment.RU   26 мая 2008

Похоже, это уже можно назвать тенденцией, когда менее известные широкой публике (чем громкие Sotheby’s и Christie’s) аукционные дома к сезону русских торгов собирают коллекцию лотов, пусть и не такую дорогую, зато весьма интересную

Похоже, это уже можно назвать тенденцией, когда менее известные широкой публике (чем громкие Sotheby’s и Christie’s) аукционные дома к сезону русских торгов собирают коллекцию лотов, пусть и не такую дорогую, зато весьма интересную. Оказывается, если не гнаться за дорогими титанами реализма XIX века (понятно, что с них комиссия получается больше), то картина мира русского искусства становится куда более яркой и разнообразной. Особенно, если антиквариат разбавить неофициальным послевоенным и современным искусством.

Вот кто скажет, например, почему на аукционах в наше время ни разу не выставлялись произведения Юрия Злотникова, яркого, самобытного художника, разработчика своих фирменных «сигнальных систем»? На самом деле, в далеком 1990-м году на еще более далеком нью-йоркском Habsburg-Feldman выставлялись несколько его гуашей и, понятно, остались непроданными и непонятыми. Такое даже негативным опытом назвать нельзя, все равно что доски для серфинга зимой в Финляндии продавать. В июне предстоит вторая попытка. На Bonhams. Русские покупатели этот аукцион уже распробовали, и D надеется, что пара гуашей Юрия Злотникова уйдет в пределах эстимейтов. Хотя для прогнозов случай сложный, ведь референсных продаж, на которые можно было бы опереться, не было вообще.

ЮРИЙ ЗОЛОТНИКОВ Композиция без названия №1 ЮРИЙ ЗОЛОТНИКОВ Композиция без названия №1. 1989. Бумага, гуашь. 61 x 87 Оценка аукциона (эстимейт): 3–5 тыс. фунтов. Прогноз D: 3 тыс. фунтов. Bonhams. 09.06.08. Лот 117

Не было таких открытых аукционных продаж и у питерского «митька» Дмитрия Шагина. Зато известности хоть отбавляй. «Братание» — это один из опорных сюжетов «митьковской» философии: никого не хотим победить и т. д. «Братание» относится к наивному экспрессионизму, глубоко русскому, искреннему жанру. Вещь добрая, к тому же 1988 год, когда идеи непротивления разгильдяев «митьков» переживали свой расцвет. Сегодня, к сожалению, все изменилось. И время, и люди, и идеи. Художник Владимир Шинкарев, который собственно и придумал слово «митек», в честь образа братка Мити, Дмитрия Шагина, просит больше не причислять его к «митькам». Можно считать, что «митьков» больше нет. Вероятно, Валентина Матвиенко переборщила с содействием «митькам», с поддержанием самобытного культурного бренда Петербурга. Сближение с властью не могло пойти арт-сообществу на пользу. А тут еще появились сообщения, что Шагин стал членом предвыборного штаба Медведева по просьбе Матвиенко. Впрочем, не о том сейчас речь. На картине не 2008 год. И Шагин двадцать лет назад другой, и время другое. Устроители почему-то ставят «Братанию» эстимейт 7–9 тыс. фунтов. Может, что-то знают о галерейных продажах? Опираясь исключительно на интуицию, D ставит прогноз 7,5 тыс. фунтов.

Название работы Лидии Мастерковой, выставленной на торгах Вonhams, «Одна, потеряна, забыта» — это, предположительно, первые строчки арии Манон из оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско». В русском переводе, положенном на музыку, та же фраза звучит как «Гибель судьба сулит мне злая». Сюжет метафорический, странный дельфин, чувствуется стык с сюрреалистической мистикой. Вообще, похожая композиция Мастерковой, почти такого же размера, только куда более раннего 1973 года (http://artinvestment.ru/auctions/8445/records.html?work_id=660070) продавалась на Sotheby’s 15 февраля 2007 года и ушла за 81,6 тыс. фунтов. Сможет ли работа «Одна, потеряна, забыта» 1990 года превзойти прошлогоднюю цену в два раза, как предписывается эстимейтом? У D есть сомнения. Прогноз — 120 тыс. фунтов, по нижней границе.

ЛИДИЯ Мастеркова Одна, потеряна, забыта ЛИДИЯ МАСТЕРКОВА Одна, потеряна, забыта. 1990. Холст, масло, коллаж. 100 x 81 Оценка аукциона (эстимейт): 120-180 тыс. фунтов. Прогноз D: 120 тыс. фунтов. Bonhams. 09.06.08. Лот 90 AR

Одна из немногих признанных художников-женщин в русском неофициальном искусстве, Лидия Мастеркова, умерла 12 мая 2008 года (да, в один день с Робертом Раушенбергом). За спиной художницы лианозовского круга, куда ее ввел сокурсник Николай Вечтомов, целая летопись «другого искусства». И его главные выставки: разогнанная «озеленителями» выставка на пленэре в Беляево («бульдозерная выставка», 1974 год), ненадолго разрешенная выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975 год), выставка в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов (картины Мастерковой были сняты до открытия) и вошедшие в историю квартирные выставки. С 1975 года Мастеркова работала во Франции. В 2006-м состоялась ее ретроспектива в Третьяковской галерее.

Гуашь «Таруса 1993» Эдуарда Штейнберга, тоже ставшего русским парижанином, — это графическое воспоминание о бурной молодости в местах, где одна благополучная интеллигенция набиралась творческих сил, а другая туда возвращалась из сталинских лагерей. Если посмотреть фрагментарные воспоминания шестидесятников, то роль Тарусы, пожалуй, не ниже Лианозово. Штейнберг провел в Тарусе не так уж много времени — с 1957 по 1961 год, но по-прежнему возвращается в нее в своих работах. Эстимейт для пусть большой, метровой, но все-таки гуаши стоит очень смелый — от 20 тыс. фунтов. А ведь еще недавно, когда холсты вдруг продались за 12 тыс. фунтов, эта цена считалась весьма высокой. Не исключено, что по нижней границе в 20 тыс. фунтов графика Эдуарда Штейнберга и найдет покупателя, хотя D куда меньше удивится, если «Таруса 1993» останется непроданной.

Вообще, что-то с эстимейтами на Bonhams в этот раз совсем сурово. За маленькую работу (29,3 x 36,2 см) Александра Харитонова, узнаваемые «кружева» с религиозным сюжетом, аукцион назначил эстимейт 40–50 тыс. фунтов. Год назад тоже маленькую картину купили на MacDougall’s за 36 тыс. фунтов, было дело. Но этот результат пока не системный. Пусть попробуют снова продать за 40 тыс. фунтов. Прогноз D — по нижней границе эстимейта или not sold.

АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ На Рождество АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ На Рождество. 1975 Холст, масло. 29,3 x 36,2 Оценка аукциона (эстимейт): 40–50 тыс. фунтов. Прогноз D: 40 тыс. фунтов. Bonhams. 09.06.08. Лот 83

А вот довольно большой (64 x 50) «Прикуп» маслом на бумаге Владимира Немухина по мнению D скорее недооценен. Работа приятная, холсты стоят дороже 50 тыс. фунтов или около того. Так что, и бумага на этом фоне воспряла. Прогноз D — 16 тыс. фунтов, а то и больше.

Картина Владимира Янкилевского со странным названием «1» не скажет много о творчестве художника, если будет в собрании единственной. Это минус. Она, конечно, характерна, узнаваема, декоративна, но недостаточно откровенна. Домыслить можно многое, но в глаза не бросается. Это Янкилевский для кабинета руководителя или даже для гостиной, Янкилевский-лайт. Его владельцем вполне можно представить искреннего ценителя творчества художника, просто не желающего постоянно отвечать на расспросы менее подготовленных зрителей.

Пока Янкилевский недооценен и с трудом продается за деньги, указанные в эстимейте. Однако в последнее время отмечается ускорение ценовой динамики. Прогноз D — 40 тыс. фунтов.

Закончим разговор об аукционных «восьмидесятниках» и «шестидесятниках» на картине «Парусник» Михаила Шварцмана, которая выставлена на Sotheby’s. Большое масло. 1975 год. Вещь публиковалась. А эстимейт консервативный — до 70 тыс. фунтов. Картины Шварцмана на аукционах способны продаваться заметно дороже. Прогноз D — 90 тыс. фунтов.

Перейдем к антикварной теме и продолжим о парусниках. Картина под названием «Парусная шлюпка», уже кисти Наталии Гончаровой, — это топ-лот Bonhams, работа с эстимейтом 1,5–2 млн фунтов. Большая, почти метр в высоту, и очень декоративная. Собственно, об этой работе D уже писал подробно1. В свое время ее получил в дар директор галерей Тейт сэр Джон Ротенштейн от Гончаровой и Ларионова, с которыми он дружил. С таким интересным провенансом вещь и поступила на торги. Их исход может оказаться неожиданным, например 3,5 млн фунтов. Все-таки предположительно 1911 год, хотя и не факт. Напомним, что рекорд для работ Гончаровой пока составляет 4,4 млн фунтов — столько заплатили в прошлом году на Christie’s за «Сбор яблок» 1909 года.

ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ 1 ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ 1. 1993. Холст, масло. 86,5 x 112 Оценка аукциона (эстимейт): 30–50 тыс. фунтов. Прогноз D: 40 тыс. фунтов. Bonhams. 09.06.08. Лот 102 AR

Кстати, параллельно на Sotheby’s за ее куда менее внятный натюрморт с фруктами 1912–1913 гг. назначен эстимейт 2–3 млн фунтов. Для последнего прогноз D — по нижней границе эстимейта.

Справедливее было бы, если б истинным топ-лотом антикварного раздела «Сотбиса» стал холст «Материнство» 1910 года Владимира Баранова-Россине. На памяти D это лучшая работа художника, когда-либо появлявшаяся на аукционных торгах. Речь действительно идет о шедевре музейного уровня. И эстимейт назначен внушительный 1,2–1,8 млн фунтов. Даже вызывающе большой. Но, учитывая уровень произведения, можно предположить, например, что заплатят 1,2 млн фунтов. По крайней мере, покупку за такие деньги уже нельзя считать излишне эмоциональной, и в ней сохранится высокий инвестиционный потенциал.

Теперь несколько слов о работах, которые сложно причислить к топ-лотам, хотя по-своему они интересны. Вот, например, «Волы, везущие камни» кисти известного символиста, члена «Мира искусства» и «Голубой розы» Павла Кузнецова. Работа 1931 года. В это время он защищался от атмосферы подступающего пропагандистского искусства как раз вот в подобных сценах сельской жизни. Произведения Кузнецова сравнительно редко появляются на торгах и вполне способны стоить в пределах эстимейта 150–200 тыс. фунтов. А прогноз D конкретно для «Волов» — 150 тыс. фунтов.

Картина русского парижанина, «графа абстракционизма», Андрея Ланского «Воспоминание о замке Рокерейн» 1959 года выставлена с эстимейтом 100–150 тыс. фунтов. Прогноз D — 110 тыс. фунтов. Комфортный размер, сохранившееся название, яркая палитра — все это работает на успех лота. Приятный и важный момент — наличие публикации этой картины в каталоге выставки «Русский Париж», с успехом прошедшей в Русском музее в 2003 году.

В каталоге той же выставки можно найти и работу Александры Экстер «Женщина с птицами» конца 1920-х годов, уже после ее эмиграции в 1924 году в Италию, а потом во Францию. В этой работе специалисты отмечают интересную переходность: Экстер от кубо-футуризма возвращается к линейности, переводит прежние объемы в плоскость, использует фирменные двухконтурные приемы. При эстимейте 450–650 тыс. фунтов более вероятный исход по мнению D — 800 тыс. фунтов.

Что ж, скоро проверим, насколько верны оказались наши предположения. Аукционное шоу состоится 9 июня, ждать осталось совсем недолго. Причем это только начало.Вторая неделя лета для покупателей произведений искусства станет весьма насыщенной. Напомним, что 11 июня будут еще русские торги на Sotheby’s, а 12–13 июня состоится аукцион MacDougall’s.

 


  • НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Парусная шлюпка
  • ВЛАДИМИР БАРАНОВ-РОССИНЕ Материнство

 

Источники: www.sothebys.com, www.bonhams.com, www.artinvestment.ru

Материал подготовил
Владимир Богданов


1См.: В. Богданов. Арт-новости // Dиректор-Инфо. — 2008 — №6. — С. 44–48. Возврат



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх