art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru



Подозрительные руки «Спасителя мира»
ARTinvestment.RU   10 августа 2020

Авторами самой дорогой картины мира являются Джованни Антонио Больтраффио и Салаи, говорится в недавно опубликованном эссе

Вопрос авторства «Спасителя мира» не дает покоя специалистам по искусству итальянского Возрождения и творчеству Леонардо да Винчи. Свою версию происхождения самой дорогой картины в мире предложил в опубликованном в журнале ArtWatch UK эссе французский специалист по творчеству Леонардо, искусствовед Жак Франк. Подкрепляя свое мнение стилистическим сравнением фрагментов (в том числе – рентгенограмм) картины с эталонными произведениями Леонардо и его учеников, главным образом – Салаи и Джованни Антонио Больтраффио, являвшихся главными фигурами его студии в середине 1500-х – начале 1510-х годов, Франк утверждает, что вариант «Спасителя мира», происходящий из коллекции Фредерика Кука и проданный в 2017 году за $450 млн, является леонардеской, то есть работой, созданной в мастерской Леонардо, вероятно, по мотивам его оригинальной картины и, возможно, под его контролем.

К этому выводу Франка главным образом подталкивают очертания благословляющей руки Христа, соотношение ракурса пальцев и ладони которой анатомически не точны, а также схематичное, ритмическое изображение завитков волос Спасителя. «Благословляющий жест Иисуса Христа маловероятен с анатомической точки зрения. При полном поднятии двух первых пальцев руки так, как они изображены на картине, положение остальных пальцев в том ракурсе, в котором они показаны, практически невозможно» – утверждает он. Кроме того, к нетипичным для Леонардо особенностям эксперт относит и подробное изображение ногтей на благословляющей руке.

Не убеждает специалиста и наличие пентименто (нескольких вариантов одного изображения, которые были закрашены) – по его мнению, оба положения пальца были выполнены в ходе одной живописной сессии, а не последовательно, как считалось ранее, следовательно – перед нами не результат изменения творческого замысла художника, а два варианта, оставленные первым автором работы для последующего выбора наиболее удачного из них ретушёром, ставившим финальные штрихи на изображении. (В студиях художников эпохи Возрождения, такой подход к созданию работы, когда один человек создает первоначальный вариант изображения, а второй – главный художник в студии, либо наиболее приближенный к нему помощник – «доводит его до ума», был довольно распространен).

По мнению Франка, исходя из способа построения композиции, наличия упрощенных компилятивных элементов в ракурсах, складках драпировки и других фрагментах изображения фигуры Христа, автором первоначального изображения, скорее всего, мог быть один из самых близких учеников Леонардо позднего периода его творчества Джан Джакомо Капротти да Орено, также известный как Салаи. Именно он не смог выбрать лучший вариант из двух ракурсов большого пальца благословляющей руки. Заканчивал же работу, судя по характерной прорисовке волос и некоторых других деталей, один из самых талантливых учеников да Винчи, максимально перенявший манеру учителя – Джованни Больтраффио.

Точку зрения Жака Франка полностью поддерживает и издатель журнала Макл Дэйли, заявивший, что «Никто не относился канатомии настолько серьезно, как Леонардо. Ситуация с руками, которые просто не могли быть нарисованы Леонардо, лишь одна из вещей, связанных с этой картиной, о которых предпочитают не говорить… Ведь когда обнаруживаешь одну неверную деталь в картине, часто это ведет к осознанию того, что вся картина – неправильная».

Источники: artwatch.org.uk



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top