art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru



Литература: Рената Таньчук. Искусство коллекционирования
ARTinvestment.RU   04 августа 2020

Исследование феномена коллекционирования, написанное научным, но очень живым языком

Искусство коллекционирования. Коллекционирование как форма культуральной активности

Автор: Рената Таньчук
Год издания: 2011 (перевод на русский – 2016)
Объем: 372 страницы
Издательство: Вроцлавский университет, Польша / Гуманираный центр, Украина
ISBN: 9788322931776

«Коллекция является не адекватной репрезентацией мира или какого-либо его фрагмента, прошлого, а скорее их образом, представлением коллекционера о них».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

В литературе об истории искусства – как научной, так и беллетристической – можно встретить различные точки отсчета коллекционирования, как осознанного действия. Кто-то находит их в Древнем Египте, где фараонов в последний путь сопровождало собрание предметов, отобранных жрецами – прообраз кураторского подхода к формированию загробных коллекций. Другие исследователи копают еще глубже, и находят бессистемное коллекционирование в собирательстве – одном из двух основных занятий пещерных людей (другим таким занятием была охота). На фоне этих источников книга «Искусство коллекционирования» идет еще дальше: в ней первым коллекционером на Земле был… Ной. С аргументом, предлагаемым автором, поспорить сложно – в действиях ветхозаветного праведника было «стремление к формированию системы вопреки деструктивной силе времени».

«Мы можем задать вопрос: должны ли мы применять термин «коллекция» только к собранию материальных предметов, или его можно применить и к собраниям опыта, цитат, звуков? Является ли коллекцией собрание номеров поездов, которые записывал в детстве исследователь человеческого сознания Николас Хамфри, стоя на железнодорожном мосту?»

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

Для рецензии на книгу доктора философии, профессора Института культуроведения Вроцлавского университета Ренаты Таньчук можно было ограничиться лишь цитатами из монографии. Впрочем, несколько цитат мы, не удержавшись, в материал поставили. Задача была не из легких – кажется, книга полностью состоит из цитат, бережно оформленных ссылками к первоисточникам академической рукой автора. Исследование очень хорошо структурировано: начиная с частного – попытки осмысления предмета, как артефакта, автор переходит к общему – объединению предметов в коллекцию, как культурную ценность. Очень хорошо проработан исторический аспект коллекционирования, как феномена, статуса, и даже фетиша. В результате пани Таньчук приходит к извечному вопросу: что лежит в основе коллекционирования – тяга к исследованию или жажда обладания? Не обойден стороной и рынок искусства: противопоставление художественной ценности и рыночной стоимости наконец обретает академические очертания, не сравнимые с аргументами оппонентов в социальных сетях.

«Коллекционируемые предметы наделяют символической ценностью на основании критериев, диапазон которых простирается от относительно простых для определения (признанная редкость) до высоко субъективных (эстетическая ценность) и личных (сентиментальная ценность)».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».

Сегодня часто говорится о смене поколений коллекционеров: носители традиции, для многих ставшей профессией, покидают наш мир. На короткий период появляются их молодые вдовы, пока не наиграются либо в искусство, либо в ощущение собственной свободы. Аукционные дома и галереи, не успевая с начала 2010-х годов за вкусами поколения X, чуть не упустили появление денег у поколения Y. Как вдруг оказалось, что повзрослело поколение Z со своими пристрастиями родом из игромании и публичных песенных баттлов. Какое из них станет определяющим в развитии рынка после пандемии? Кем будут заполняться чартерные рейсы и отели вблизи международных ярмарок? Кому станут первыми рассылать приглашения на вечерние торги аукционы? Какое из поколений продолжит дарить свои собрания музеям – неважно, из финансово-налоговых соображений или филантропии?

Может быть, стоит признаться: мы этого не знаем. Лишь верим, что этим поколением история, философия и методология предшественников прежде будет хорошо изучена.

«Коллекционирование – это борьба с хаосом действительности, усилие, направленное на обуздание многозначности вещей. Коллекция останавливает время, его движение задерживается. В коллекции царит вечное «сейчас».

Рената Таньчук, «Искусство коллекционирования».



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top