art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Отчет Art Basel & UBS: галереи и COVID-19
ARTinvestment.RU   09 сентября 2020

AI приводит и комментирует данные аналитического отчета по частным продажам в первом полугодии 2020 года

В среду, 9 сентября, Art Basel & UBS выпустили отчет по рынку искусства, последние шесть месяцев находившегося в изоляции и одновременно — в поиске новых направлений развития. Отметим, что «полугодовая» версия отчета публикуется аналитическим отделом ярмарки впервые, чему есть три основных причины. Первая, наиболее очевидная, — рынок вступает в новый осенний сезон и коллекционерам нужны цифры, подтверждающие адаптацию галерей к новым условиям продаж. Две других причины более маркетинговые и, если угодно, персонифицированные: на фоне отмены декабрьской Art Basel Miami Beach крупнейшей ярмарке современного искусства необходимо показать неугасаемую активность (которая, к слову, никуда не исчезала, учитывая как смену владельца, так и регулярные онлайн-вебинары с топ-менеджерами). К тому же публикация последнего годового отчета Art Basel & UBS в марте 2020 года совпала с началом пандемии, и многие фигуранты рынка посчитали аналитику прошедшего года бесполезной (с чем не согласился AI, выжав из цифр 2019 максимум — о чем можно прочесть здесь и здесь). Словом, у составителя отчета Клэр Макэндрю был персональный повод не дожидаться окончания 2020 года и как можно скорее выпустить в ответ критикам что-нибудь свежее. Что в итоге и было сделано.

Основные итоги отчета с комментариями AI

• В опросе приняли участие 960 галерей из 60 стран — представляющие либо современное искусство, либо искусство XX века, либо оба сегмента. Уровни оборотов галерей также различались: от тех, чей годовой объем продаж составляет менее $250 тыс. до топ-галерей с объемом свыше $10 млн.

• 93 % галерей-респондентов с конца января по 1 июля 2020 года закрывали свои стационарные пространства в среднем на 10 недель.

• За первые шесть месяцев 2020 года (с января по июнь включительно) объем продаж галерей в среднем упал на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом медианное значение падения (т.е. если не учитывать показатели топ-галерей, у которых все почти хорошо. — AI.) составляет 43 %, что более похоже на правду. Наибольшее сокращение объемов продаж испытали небольшие галереи с оборотом менее $500 тыс.

• Большинство галерей ожидает, что объем продаж в 2020 году продолжит снижаться, и только 21 % ожидают роста рынка во второй половине года. Не станет отправной точкой восстановления рынка и следующий сезон: рост продаж в 2021 году начнется по мнению менее половины респондентов (45 %).

• Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые 6 месяцев 2020 года выросла более чем в три раза: с 10 % в первом полугодии — 2019 до 37 % в полугодии нынешнем. Что интересно, топ-галереи, год назад имевшие самую низкую долю интернет-сделок с искусством среди остальных галерей, сегодня показали самый высокий рост онлайн-продаж (с 7 % до 38 %).

• Из всех онлайн-транзакций, которые провели галереи, 26 % приходилось на новых покупателей, с которыми у галереи до того не было личных контактов. Больше всего новых онлайн-покупателей (35 %) прибавилось у небольших галерей (с годовым оборотом менее $250 тыс.).

• Отмена арт-ярмарок радикально сократила галерейные продажи через это канал: в первой половине 2020 года(на успевших пройти в физическом варианте и через виртуальные кабинеты ярмарок) галереи осуществили всего 16 % продаж в денежном выражении — по сравнению с 46 % в первом полугодии — 2019. При этом большинство галерей (91 %) считают, что возобновившиеся с осени арт-ярмарки не улучшат это соотношение до конца 2020 года. Треть респондентов прогнозируют активизацию продаж своего искусства на ярмарках в 2021 году.

• Расходы на участие в арт-ярмарках, ранее составлявшие наибольшую долю затрат галереи (в среднем 29 % в 2019 году — выше, чем на заработную плату или аренду), в первой половине 2020 года сократились почти вдвое, а расходы на коммерческие поездки персонала — более чем на треть. Многим галереям это позволило компенсировать отсутствие продаж, в то время как прочие расходы остались примерно на уровне «докарантинного» 2019 года.

• Главными приоритетами галерей в 2019 году были арт-ярмарки и расширение клиентской базы, в первую очередь — за счет географического охвата (опять же, через ярмарки. — AI.). За первое полугодие — 2020 приоритеты заметно сместились в сторону увеличения онлайн-продаж, сокращения расходов и поддержания отношений с существующими клиентами.

• В 2021 году галереи планируют сократить количество арт-ярмарок, на которых они планируют участвовать, в среднем до трех (по сравнению с четырьмя ярмарками в 2019 году).

• В среднем на начало 2020 года в галереях-респондентах работало пятеро сотрудников. Треть галерей с наступлением карантина вынуждены были сократить штат, причем наибольшее сокращение персонала — 38 % — произошло в галереях с объемом продаж искусства от $250 тыс. до $500 тыс. Те, кто вынужден был сокращать штат (а это далеко не все), потеряли в среднем четырех сотрудников — при этом около половины уволенных работали полный рабочий день.

• Пандемия должна была отвлечь многих коллекционеров уровня HNWI (с личным капиталом свыше $2 млн — AI.) от пополнения своих собраний. Тем не менее опрос неожиданно показал, что 92 % из 360 опрошенных UBS коллекционеров — клиентов банка, в первые шесть месяцев года приобрели хотя бы один предмет искусства.

• Большинство (56 %) коллекционеров уровня HNWI потратили в 2020 году на искусство более $100 тыс., а 16 % совершили арт-покупки на общую суммы свыше $1 млн.

• 75 % опрошенных HNWI-коллекционеров приобрели искусство через галерею (а не только у художников напрямую или на аукционных торгах. — AI.), а 41 % сосредоточились на галереях, с которыми ранее имелся опыт успешных сделок. Лишь 14 % опрошенных коллекционеров активно искали и в итоге совершили покупки через новые и/или молодые галереи.

• Покупки через виртуальные кабинеты арт-ярмарок и торговые онлайн-платформы совершили чуть более трети опрошенных коллекционеров. 32 % из них обратились к художнику и/или галерее напрямую через Instagram.

• Распределение коллекционеров-респондентов по возрасту оказалось следующим:

— «Молчаливое поколение» (родившиеся с 1925 по 1942) — 2 %,

— «Бумеры» (родившиеся с 1943 по 1960) — 10 %,

— «Поколение X» (родившиеся с 1961 по 1978) — 35 %,

— «Миллениалы» (родившиеся с 1979 по 2004) — 48 %,

— «Поколение Z» (родившиеся после 2005) — 5 %.

• Большинство (81 %) опрошенных HNWI-коллекционеров считают указание цены припокупке искусства через Интернет важным или необходимым элементом продажи (до 2020 года большинство онлайн-галерей предпочитало ограничиться кнопкой «уточнить цену у продавца». Сегодня коллекционеры на нее просто перестали нажимать. — AI.).

• Несмотря на продолжающиеся ограничения на поездки и проведение полноценных мероприятий, большинство коллекционеров (82 %) по-прежнему активно планирует посещать выставки, музеи и арт-ярмарки в следующие 12 месяцев. 57 % респондентов рассчитывают посетить эти мероприятия как в пределах своей страны, так и за рубежом.

• 59 % опрошенных HNWI-коллекционеров считают, что пандемия увеличила их интерес к приобретению искусства, в том числе 31 % заявили, что это произошло в значительной степени.

Технологии, которыми галереи пользовались в первом полугодии — 2020:

— производство онлайн-контента — 72 %,

— активность в социальных сетях — 69 %,

— виртуальные кабинеты на арт-ярмарках — 67 %,

— платформы, объединяющие вместе несколько галерей и/или ассоциаций, — 57 %,

— электронная почта — 52 %,

— онлайн-галерея — 51 %,

— онлайн-выставка с навигацией по залам (VR, виртуальная реальность) — 37 %,

— 3D-визуализация работ в мобильном приложении (AR, дополненная реальность) — 21 %.

Дополнительные возможности, которыми галереи пользовались в первом полугодии — 2020:

— государственные субсидии — 52 %,

— программы поддержки доходов — 47 %,

— приостановка или снижение арендной платы — 37 %,

— налоговые послабления — 29 %,

— погашаемые государственные займы — 27 %,

— кредиты частных банков — 14 %,

— персональные и частные кредиты — 10 %,

— приостановление или снижение тарифов коммунальных предприятий — 11 %,

— фонды государственных закупок — 8 %,

— кредиты и/или помощь от других организаций — 1 %.

Комментарий AI: «Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал» — хочется начать строчкой Булгакова. Но нет: без арт-ярмарок галереи лишились основного канала продаж, а стоило им массово уйти в онлайн-сегмент, как они ощутили серьезнейшую конкуренцию со стороны Гагосяна и Ко. А галереи, работающие с искусством нижнего ценового сегмента, неожиданно столкнулись с желанием коллекционеров найти молодых художников самостоятельно — через сайт автора или его Instagram. Шутка ли: в опросе самого Art Basel & UBS приняло участие всего 920 галерей из обычного количества в 1300 — остальные респонденты либо не ответили, занятые напряженной работой, либо просто закрылись (всего составители отчета рассылают порядка 7,5 тыс. опросных листов).

Частичной заменой арт-ярмаркам (помимо их виртуальных аналогов, «сделавших» всего 16 % кассы вместо традиционных 40–50 % последних лет) стали технологические решения, где на первое место вышла красивая визуализация и интуитивная навигация. Про облегчение продаж за счет ускорения работы никто особо не думал: в карантине время тянулось, наоборот, медленно. А вот первое подтверждение многочисленным гипотезам насчет желания коллекционера увидеть на сайте цены взамен предложения пообщаться с галеристом, впервые нашло официальное подтверждение на уровне отчета, а не интервью многочисленных арт-аналитиков. Добавим кэтом факту получение галереями различных государственных грантов и субсидий — требующих прозрачной отчетности, которой те ранее тщательно избегали, — и мы имеем первые шаги к той экосистеме рынка искусства, которая сможет не только отпугнуть неискушенного коллекционера и инвестора, но и наконец привлечь их более массово.

Главное теперь — не испортить погоду активизацией рынка. Вот только, видя решимость галерей на полную возобновить ярмарочный сезон — 2021, в это верится с трудом.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top