How true our predictions for June auction in London
ARTinvestment.RU   15 июня 2015

The improved conditions did not come, rather the contrary. However this forecast does not need to be a prophet: lower class Russian trading occurs systematically for the past six years

Забегая вперед: с настроением и общей тенденцией мы, конечно же, угадали (см. «Русское искусство на чужбине — 2. Чего ожидать от лондонских торгов в июне 2015-го»). Улучшения конъюнктуры не наступило, скорее наоборот. Впрочем для такого прогноза не надо быть пророком: понижение класса русских торгов планомерно происходит на протяжении вот уже шести лет. Каталоги мельчают, а сверхбогатые русские коллекционеры переключаются на престижные торги «импрессионистов и модернистов», где торгуются за предметы международного значения.

Июнь 2015-го не стал исключением. Кроме скандала со снятым в итоге Айвазовским, а также необъяснимого лично для меня рекорда Серебряковой и удачной перепродажи Пиросмани, вспомнить-то особо и нечего. Высокой активности и бурной борьбы не было. Продажи по лотам на разных площадках составили менее 64 %. Если точнее, то:

  • Christie’s — 63 %
  • Sotheby’s — 63,2 %
  • Bonhams — 24,8 %
  • Maxim Boxer — 59 %.

А теперь перейду к разбору по лотам: какие наши прогнозы сбылись, какие нет и почему. Пойдем по лотам в том же порядке, как было в прогнозе.

Комментарий: Прогноз сбылся. Самая дорогая картина русского мариниста была выставлена повторно на продажу по более низкой цене. Но не продана — так и осталась самой дорогой.

А почему? В 2007 году, в период эйфории ее купили почти с шестикратным превышением эстимейта — более чем за $5 млн. Красивый жест, но кто ж знал, что так все сложится. Сейчас пытались продать хотя бы на 2 миллиона дешевле в пересчете на доллары. Но по нашему мнению, скидка должна была быть еще больше: уж слишком высокой в тот раз была переплата. А конъюнктура с тех пор заметно ухудшилась. Айвазовского на первоклассных торгах много все последние годы. Говорят, сдатчики стоят в очередь, чтобы их вещь взяли в каталог. В целом это уже общий тренд: эпоха заоблачных цен на художников национального значения проходит — Айвазовского будут покупать и дальше, но уже совсем по другим ценам.

Комментарий: Прогноз полностью сбылся. Эту красивую и редкую вещь купил бывший наш соотечественник, миллиардер, в недавнем прошлом премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Верхнего эстимейта вещь не достигла, как мы и предполагали. Почему? Остается повторить свое объяснение из прогноза: «В мире имя самоучки Пиросмани не на слуху. В то время как $2 млн — это деньги, с которыми можно приобретать уже первые имена мирового значения». Вместе с тем, на мой вкус, это лучшая покупка прошедших торгов в высшем ценовом сегменте.

Комментарий: 100%-ное попадание в прогнозе. Хотя раньше бы за эту шикарную вещь заплатили куда дороже. Но Рерихов на торгах нынче едва ли не больше, чем Айвазовских. А покупателей стало меньше. Злые языки предполагают (бездоказательно, но убедительно), что ухудшение конъюнктуры может быть связано с крушением «Мастер-банка» в прошлом году, среди клиентов и владельцев которого якобы были важные покупатели работ Рериха.

Комментарий: Тут мимо. Причина — цена. Мы заранее намекали, что цена завышена (в 2008 году эта работа была продана за $95 тыс.). Но была надежда, что найдется покупатель по цене чуть ниже эстимейта: в Москве не так давно прошла резонансная выставка Целкова, и мы рассчитывали на рост непраздного интереса. Этого не произошло. И кстати, на недавнем московском аукционе VLADEY неплохую работу Целкова выставляли за разумные деньги, но тоже не смогли продать. Художник от этого хуже не стал — шестидесятник, безусловно, первого ряда. Но я бы не исключал, что после серии таких событий цены на работы Целкова скорректируются вниз.

Комментарий: По счету мы не угадали, но тут нам впору засчитать техническую победу. Лот был снят. Это тот самый скандальный Айвазовский, который, предположительно, был похищен из частной коллекции в России. И с которым зачем-то упрямился Sotheby’s. Если бы мы заранее знали о претензиях со стороны правоохранительных органов, то угадали бы с прогнозом на 100 %. Дорого покупать Айвазовского на первоклассном аукционе без гарантий юридической чистоты — это полнейшая глупость. Собственно, об этом и предупредил наш Константин Бабулин в эфире РБК-ТВ за полчаса до снятия картины с торгов. Дальше все и произошло в соответствии с его прогнозом.

Комментарий: Прогноз не сбылся. Скорее всего, дело опять в цене. В прогнозе мы писали «если холст уйдет за запрашиваемые $2,5 млн, то это будет хорошо. Настораживает лишь то, что таких цен на Саврасова отродясь не было. Его аукционный рекорд — $1,4 млн». Вывод напрашивается один: для музейного уровня работы художника национального значения даже $2 млн теперь уже слишком много.

Комментарий: Не сбылось. Тоже дело в цене. Нет у меня другого объяснения, кроме того, что теперь $118 тыс. за метровый холст концептуалиста Олега Васильева — это теперь стало слишком дорого. Да и пул коллекционеров, понимающих значение Васильева, наверное, не очень велик. Сработало, очевидно, все вместе.

Комментарий: Прогноз был чрезмерно оптимистичный: мы думали, Вейсберг уйдет выше эстимейта, но цена осталась в пределах предварительной оценки. Нас можно понять: уж больно вещь приглянулась, да и важная выставка Вейсберга в Москве не успела забыться. Смотрю абзацем выше на Васильева, а до этого на Целкова и думаю: может, $100 тыс. — это теперь новый психологический предел для шестидесятников?

Комментарий: Ну да, ошиблись в прогнозе в два раза. Зато покупатель точно порадуется. Отличная цена, красивая вещь, а теперь еще и отличный аукционный провенанс. Сплошные плюсы. Кстати, показывая гостям новую покупку, продавец сможет с полным правом ввернуть, что это работа самых дорогих художников актуального искусства. Виноградов и Дубоссарский уже много лет возглавляют аукционный рейтинг «актуальщиков».

Комментарий: И еще одно 100%-ное попадание в нашем прогнозе. Но это было не сложно. Нужно только представить, что перед нами покупатель, который знает московские галерейные цены и руководствуется рациональными мотивами. И теперь у него в собрании появилась не просто коллекционная вещь, купленная в галерее, а работа с провенансом «приобретено на Sotheby’s в 2015 году».

Комментарий: А вот это жаль. Вещь яркая, с эмоцией. Хотя наш собственный опыт аукционов AI говорит, что и этот результат имеет свои резоны. Во-первых, портрет; во-вторых, мужской портрет; в-третьих, модель — никому сегодня не известный актер, в-четвертых, в образе черта, т. е. на стену не каждый повесит. Вывод: купить работу мог или скрупулезный собиратель Репина, или такой же скрупулезный собиратель истории театра, или музей с приличным финансированием. Вероятно, таковых в этот раз на Bonhams не оказалось. К тому же Bonhams проводил аукцион последним, на третий день, к тому моменту вялые торги Sotheby’s и Christie’s уже изрядно подпортили всем настроение. Так что, возможно, на этом фоне кто-то просто решил воздержаться от покупок.

Комментарий: Тут странно: этот Рерих не ушел даже по минимальному эстимейту. У нас не было завышенных ожиданий, но нижняя граница эстимейта представлялась ценой адекватной. Все-таки 390 тысяч — это вдвое дешевле, чем результат, показанный двумя днями ранее на Christie’s. Впрочем, возможно, дело и не в цене, а в качестве работы, точнее, в ее завершенности: левый верхний угол на фото выглядит странно, нужно было смотреть живьем. В любом случае не срослось: продавец с покупателем не встретились.

Комментарий: А вот это еще один повод поздравить покупателя. Я разговаривал с московским коллекционером, который купил эту вещь на Bonhams, — он очень доволен. Для Рабина 1964 года, ценного, доэмиграционного периода, да с таким живописным сюжетом 17 тысяч долларов не цена, а полцены. Или даже треть. Но, в конце концов, аукционы для того и существуют. Смысл игры в том, чтобы не просто купить хорошую вещь, а сделать это выгодно. А вообще эта покупка вполне поучительна — хороший повод перечитать нашу статью «Инвестиции в работы Оскара Рабина. Чему отдать предпочтение?».

Комментарий: Один из самых интересных лотов аукциона Максима Боксера. Художник с именем, хорошая тема, относительно невысокая цена. В чем дело? Чего не хватило? Теперь на эту тему можно долго рассуждать и фантазировать. Рисунки Алексеева есть на рынке в достаточном количестве, можно выбирать спокойно, без аукционного ажиотажа. Но меня лично смутил бы английский язык. Так же как смущают французские надписи на картинах Оскара Рабина. Все-таки иметь в коллекции работу русского концептуалиста лучше с русским текстом.

Комментарий: О, этой работой я любуюсь регулярно! Точно такая же, из того же тиража, но купленная на аукционе ARTinvestment.RU, висит дома у моей сестры, Маши. Обратите внимание на размер — это большая литография. По сюжету она одна из самых эффектных в альбоме «The Gun & The Heart». Мы прогнозировали $600–700, а продал ее Maxim Boxer за $775. Нормально. Пусть это сегодня не инвестиционная покупка, но отличный вариант для массового коллекционера. Ведь оригинальная графика Пепперштейна стоит в 5–7 раз, а живопись — в 10–15 раз дороже.

Комментарий: Сергей Ануфриев — коллега Павла Пепперштейна по концептуалистской группе «Медицинская герменевтика», соавтор по некогда модной книге «Мифогенная любовь каст», да и вообще много кто еще. Человек известный. Но при этом его аукционная история относительно невелика: 13 событий и всего 5 продаж, из которых три состоялись на одних торгах — 2 июня на аукционе Maxim Boxer. Гербы сказочных персонажей — Мойдодыра, Буратино, Винни-Пуха разлетелись как горячие пирожки. За оригинальную графику $850 — недорого, я думал, что будет почти в два раза дороже. А наивысшую цену на работы Ануфриева — $7,3 тыс. — заплатили в Москве, на «Совкоме» в 2008 году.

На этом пока все. Следующая «русская неделя» пройдет в Лондоне, когда снег ляжет, в конце ноября. Сомневаюсь, что к тому моменту ситуация сильно улучшится. Впрочем, поживем — увидим. А по-настоящему интересное для рынка русского искусства событие состоится гораздо раньше: 24 июня 2015 года Sotheby’s проведет вечерние торги импрессионистов и модернистов. Вот там будут первые имена русского искусства, признанные во всем мире: Хаим Сутин, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал (соответственно 3–6 места рейтинга «Топ-30 русских художников»).

Но самое главное — там будут продавать супрематическую композицию Малевича «Супрематизм. 18-я конструкция», датированную в каталоге 1915 годом. Это редчайший случай, когда на рынок выходит а) подлинная живопись Малевича, б) самого ценного периода, в) с безупречным провенансом и г) полной юридической чистотой. Напомню, что работа попала на аукцион после завершения реституционного спора между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича, в результате чего музей Стеделийк лишился пяти работ создателя супрематизма. Эстимейт у этой вещи — $35–45 млн. Первая из пяти работ — супрематическая композиция сопоставимого класса — 3 ноября 2008 года ушла с торгов за $60 млн. Правда, у нее был размер больше (нынешняя имеет сторону всего 53,3 см) и композиция интереснее. Тем не менее я думаю, что будет $80–90 млн. Скоро узнаем.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top