- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine
How true our predictions for June auction in London
ARTinvestment.RU 15 июня 2015
The improved conditions did not come, rather the contrary. However this forecast does not need to be a prophet: lower class Russian trading occurs systematically for the past six years
Забегая вперед: с настроением и общей тенденцией мы, конечно же, угадали (см. «Русское искусство на чужбине — 2. Чего ожидать от лондонских торгов в июне 2015-го»). Улучшения конъюнктуры не наступило, скорее наоборот. Впрочем для такого прогноза не надо быть пророком: понижение класса русских торгов планомерно происходит на протяжении вот уже шести лет. Каталоги мельчают, а сверхбогатые русские коллекционеры переключаются на престижные торги «импрессионистов и модернистов», где торгуются за предметы международного значения.
Июнь 2015-го не стал исключением. Кроме скандала со снятым в итоге Айвазовским, а также необъяснимого лично для меня рекорда Серебряковой и удачной перепродажи Пиросмани, вспомнить-то особо и нечего. Высокой активности и бурной борьбы не было. Продажи по лотам на разных площадках составили менее 64 %. Если точнее, то:
- Christie’s — 63 %
- Sotheby’s — 63,2 %
- Bonhams — 24,8 %
- Maxim Boxer — 59 %.
А теперь перейду к разбору по лотам: какие наши прогнозы сбылись, какие нет и почему. Пойдем по лотам в том же порядке, как было в прогнозе.
Комментарий: Прогноз сбылся. Самая дорогая картина русского мариниста была выставлена повторно на продажу по более низкой цене. Но не продана — так и осталась самой дорогой.
А почему? В 2007 году, в период эйфории ее купили почти с шестикратным превышением эстимейта — более чем за $5 млн. Красивый жест, но кто ж знал, что так все сложится. Сейчас пытались продать хотя бы на 2 миллиона дешевле в пересчете на доллары. Но по нашему мнению, скидка должна была быть еще больше: уж слишком высокой в тот раз была переплата. А конъюнктура с тех пор заметно ухудшилась. Айвазовского на первоклассных торгах много все последние годы. Говорят, сдатчики стоят в очередь, чтобы их вещь взяли в каталог. В целом это уже общий тренд: эпоха заоблачных цен на художников национального значения проходит — Айвазовского будут покупать и дальше, но уже совсем по другим ценам.
Комментарий: Прогноз полностью сбылся. Эту красивую и редкую вещь купил бывший наш соотечественник, миллиардер, в недавнем прошлом премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Верхнего эстимейта вещь не достигла, как мы и предполагали. Почему? Остается повторить свое объяснение из прогноза: «В мире имя самоучки Пиросмани не на слуху. В то время как $2 млн — это деньги, с которыми можно приобретать уже первые имена мирового значения». Вместе с тем, на мой вкус, это лучшая покупка прошедших торгов в высшем ценовом сегменте.
Комментарий: 100%-ное попадание в прогнозе. Хотя раньше бы за эту шикарную вещь заплатили куда дороже. Но Рерихов на торгах нынче едва ли не больше, чем Айвазовских. А покупателей стало меньше. Злые языки предполагают (бездоказательно, но убедительно), что ухудшение конъюнктуры может быть связано с крушением «Мастер-банка» в прошлом году, среди клиентов и владельцев которого якобы были важные покупатели работ Рериха.
Комментарий: Тут мимо. Причина — цена. Мы заранее намекали, что цена завышена (в 2008 году эта работа была продана за $95 тыс.). Но была надежда, что найдется покупатель по цене чуть ниже эстимейта: в Москве не так давно прошла резонансная выставка Целкова, и мы рассчитывали на рост непраздного интереса. Этого не произошло. И кстати, на недавнем московском аукционе VLADEY неплохую работу Целкова выставляли за разумные деньги, но тоже не смогли продать. Художник от этого хуже не стал — шестидесятник, безусловно, первого ряда. Но я бы не исключал, что после серии таких событий цены на работы Целкова скорректируются вниз.
Комментарий: По счету мы не угадали, но тут нам впору засчитать техническую победу. Лот был снят. Это тот самый скандальный Айвазовский, который, предположительно, был похищен из частной коллекции в России. И с которым зачем-то упрямился Sotheby’s. Если бы мы заранее знали о претензиях со стороны правоохранительных органов, то угадали бы с прогнозом на 100 %. Дорого покупать Айвазовского на первоклассном аукционе без гарантий юридической чистоты — это полнейшая глупость. Собственно, об этом и предупредил наш Константин Бабулин в эфире РБК-ТВ за полчаса до снятия картины с торгов. Дальше все и произошло в соответствии с его прогнозом.
Комментарий: Прогноз не сбылся. Скорее всего, дело опять в цене. В прогнозе мы писали «если холст уйдет за запрашиваемые $2,5 млн, то это будет хорошо. Настораживает лишь то, что таких цен на Саврасова отродясь не было. Его аукционный рекорд — $1,4 млн». Вывод напрашивается один: для музейного уровня работы художника национального значения даже $2 млн теперь уже слишком много.
Комментарий: Не сбылось. Тоже дело в цене. Нет у меня другого объяснения, кроме того, что теперь $118 тыс. за метровый холст концептуалиста Олега Васильева — это теперь стало слишком дорого. Да и пул коллекционеров, понимающих значение Васильева, наверное, не очень велик. Сработало, очевидно, все вместе.
Комментарий: Прогноз был чрезмерно оптимистичный: мы думали, Вейсберг уйдет выше эстимейта, но цена осталась в пределах предварительной оценки. Нас можно понять: уж больно вещь приглянулась, да и важная выставка Вейсберга в Москве не успела забыться. Смотрю абзацем выше на Васильева, а до этого на Целкова и думаю: может, $100 тыс. — это теперь новый психологический предел для шестидесятников?
Комментарий: Ну да, ошиблись в прогнозе в два раза. Зато покупатель точно порадуется. Отличная цена, красивая вещь, а теперь еще и отличный аукционный провенанс. Сплошные плюсы. Кстати, показывая гостям новую покупку, продавец сможет с полным правом ввернуть, что это работа самых дорогих художников актуального искусства. Виноградов и Дубоссарский уже много лет возглавляют аукционный рейтинг «актуальщиков».
Комментарий: И еще одно 100%-ное попадание в нашем прогнозе. Но это было не сложно. Нужно только представить, что перед нами покупатель, который знает московские галерейные цены и руководствуется рациональными мотивами. И теперь у него в собрании появилась не просто коллекционная вещь, купленная в галерее, а работа с провенансом «приобретено на Sotheby’s в 2015 году».
Комментарий: А вот это жаль. Вещь яркая, с эмоцией. Хотя наш собственный опыт аукционов AI говорит, что и этот результат имеет свои резоны. Во-первых, портрет; во-вторых, мужской портрет; в-третьих, модель — никому сегодня не известный актер, в-четвертых, в образе черта, т. е. на стену не каждый повесит. Вывод: купить работу мог или скрупулезный собиратель Репина, или такой же скрупулезный собиратель истории театра, или музей с приличным финансированием. Вероятно, таковых в этот раз на Bonhams не оказалось. К тому же Bonhams проводил аукцион последним, на третий день, к тому моменту вялые торги Sotheby’s и Christie’s уже изрядно подпортили всем настроение. Так что, возможно, на этом фоне кто-то просто решил воздержаться от покупок.
Комментарий: Тут странно: этот Рерих не ушел даже по минимальному эстимейту. У нас не было завышенных ожиданий, но нижняя граница эстимейта представлялась ценой адекватной. Все-таки 390 тысяч — это вдвое дешевле, чем результат, показанный двумя днями ранее на Christie’s. Впрочем, возможно, дело и не в цене, а в качестве работы, точнее, в ее завершенности: левый верхний угол на фото выглядит странно, нужно было смотреть живьем. В любом случае не срослось: продавец с покупателем не встретились.
Комментарий: А вот это еще один повод поздравить покупателя. Я разговаривал с московским коллекционером, который купил эту вещь на Bonhams, — он очень доволен. Для Рабина 1964 года, ценного, доэмиграционного периода, да с таким живописным сюжетом 17 тысяч долларов не цена, а полцены. Или даже треть. Но, в конце концов, аукционы для того и существуют. Смысл игры в том, чтобы не просто купить хорошую вещь, а сделать это выгодно. А вообще эта покупка вполне поучительна — хороший повод перечитать нашу статью «Инвестиции в работы Оскара Рабина. Чему отдать предпочтение?».
Комментарий: Один из самых интересных лотов аукциона Максима Боксера. Художник с именем, хорошая тема, относительно невысокая цена. В чем дело? Чего не хватило? Теперь на эту тему можно долго рассуждать и фантазировать. Рисунки Алексеева есть на рынке в достаточном количестве, можно выбирать спокойно, без аукционного ажиотажа. Но меня лично смутил бы английский язык. Так же как смущают французские надписи на картинах Оскара Рабина. Все-таки иметь в коллекции работу русского концептуалиста лучше с русским текстом.
Комментарий: О, этой работой я любуюсь регулярно! Точно такая же, из того же тиража, но купленная на аукционе ARTinvestment.RU, висит дома у моей сестры, Маши. Обратите внимание на размер — это большая литография. По сюжету она одна из самых эффектных в альбоме «The Gun & The Heart». Мы прогнозировали $600–700, а продал ее Maxim Boxer за $775. Нормально. Пусть это сегодня не инвестиционная покупка, но отличный вариант для массового коллекционера. Ведь оригинальная графика Пепперштейна стоит в 5–7 раз, а живопись — в 10–15 раз дороже.
Комментарий: Сергей Ануфриев — коллега Павла Пепперштейна по концептуалистской группе «Медицинская герменевтика», соавтор по некогда модной книге «Мифогенная любовь каст», да и вообще много кто еще. Человек известный. Но при этом его аукционная история относительно невелика: 13 событий и всего 5 продаж, из которых три состоялись на одних торгах — 2 июня на аукционе Maxim Boxer. Гербы сказочных персонажей — Мойдодыра, Буратино, Винни-Пуха разлетелись как горячие пирожки. За оригинальную графику $850 — недорого, я думал, что будет почти в два раза дороже. А наивысшую цену на работы Ануфриева — $7,3 тыс. — заплатили в Москве, на «Совкоме» в 2008 году.
На этом пока все. Следующая «русская неделя» пройдет в Лондоне, когда снег ляжет, в конце ноября. Сомневаюсь, что к тому моменту ситуация сильно улучшится. Впрочем, поживем — увидим. А по-настоящему интересное для рынка русского искусства событие состоится гораздо раньше: 24 июня 2015 года Sotheby’s проведет вечерние торги импрессионистов и модернистов. Вот там будут первые имена русского искусства, признанные во всем мире: Хаим Сутин, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал (соответственно 3–6 места рейтинга «Топ-30 русских художников»).
Но самое главное — там будут продавать супрематическую композицию Малевича «Супрематизм. 18-я конструкция», датированную в каталоге 1915 годом. Это редчайший случай, когда на рынок выходит а) подлинная живопись Малевича, б) самого ценного периода, в) с безупречным провенансом и г) полной юридической чистотой. Напомню, что работа попала на аукцион после завершения реституционного спора между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича, в результате чего музей Стеделийк лишился пяти работ создателя супрематизма. Эстимейт у этой вещи — $35–45 млн. Первая из пяти работ — супрематическая композиция сопоставимого класса — 3 ноября 2008 года ушла с торгов за $60 млн. Правда, у нее был размер больше (нынешняя имеет сторону всего 53,3 см) и композиция интереснее. Тем не менее я думаю, что будет $80–90 млн. Скоро узнаем.
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150615_russian_week.html
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150615_russian_week.html
When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.
- 16.08.2022 Расследование ФБР подрывает репутацию Художественного музея Орландо Отменены три выставки, из собрания отозваны отдельные работы
- 14.08.2020 Face mask for $1.5 million In this sum cost the unnamed "billionaire from Shanghai" ordering a mask of gold and diamonds from the jewelry company Yvel
- 14.08.2020 A special contract for buyers of art of authors of African descent For fight against speculators, Christie's has developed a list of conditions of purchase
- 13.08.2020 Cultural institution in the U.S. last year spent $7.9 billion This year a repeat result is not obtained – loss of art-индустрии the United States already amounted to $150 billion And this is not the final figure
- 13.08.2020 Biography Yayoi Kusama will be released as a graphic novel With the history of one of the most successful contemporary artists in the form of a comic book will be available from 15 September 2020
- 03.08.2018 Торги «Антиквариума» 28 июля. Краткие итоги Наторговали на 3,6 миллиона рублей — 131 % от эстимейта. Одним из топ-лотов стала работа Владимира Немухина, проданная за 240 тысяч
- 25.07.2018 Очередной аукцион #всёпорублю в «Литфонде» принес почти 4,5 млн.руб. Топ-лотом стала икона «Богоматерь Владимирская» — 600 тыс. руб.
- 24.07.2018 «Русская Эмаль» торжественно закрывает сезон и уходит в отпуск На завершающих торгах 14 июля «Русская эмаль» порадовала участников Кандинским, целой коллекцией нэцкэ и произведениями Пыжовой
- 16.07.2018 Краткие итоги сороковых живописных торгов «Кабинета» Аукционный дом «Кабинет» проводит последние торги сезона и уходит в отпуск до осени, вслед за своими игроками
- 03.07.2018 Коротко о главном: итоги аукциона 28 июня в «Литфонде» Рейтинг возглавляют классики русской литературы, а сказочники продолжают удивлять
- 12.08.2020 Literature: Piroska Dossey. Sold! The book is about the phenomenon of pricing, the original title of which was ahead of its time in a decade
- 07.08.2020 Movies: "the Cool school" The emergence of abstract expressionism on the West coast of the United States the voice of the Big Lebowski
- 06.08.2020 Cross-trades in the summer of 2020. ArtTactic Report Analysis of auction sales of a new format with the participation of the old masters
- 04.08.2020 Opened 27-й auction "twenty-first century. Contemporary Russian art" The catalogue contains artworks of Seeds Agroskin, Alexei Vaulin, Dima Goryachkin, Dasha Delone, Anna Laurel, Denis Mikhailov, Andrei Munz, Arman Sirunian, Kathy-Анны Taguchi and Tatiana Yang
- 31.07.2020 10 most unusual ArtTech-стартапов 2020. Part 1 AI talks about young companies whose ideas have become especially popular with the onset of the quarantine
- 07.03.2023 Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983) История происхождения ранних картин С.П.Иванова
- 17.06.2022 Выставка Люси Вороновой в галерее Atelier CHOUTKO На выставке будут представлены живописные произведения Вороновой разных лет и состоится премьера ковра ручной работы, созданного художницей совместно с Atelier CHOUTKO
- 14.03.2022 Эрмитаж потребовал досрочно вернуть работы, участвующие в итальянских выставках В Россию в ближайшее время вернутся около 25 картин
- 30.07.2020 In Saint-Петербурге opened the exhibition "Artists and collectors — to the Russian Museum. Gifts. 1898-2019. Favorites" The exhibition, held simultaneously on all the main belt, has collected more than 1,500 items donated to the Museum since the founding of the
- 27.07.2020 Fedor Rokotov exhibition opens at Historical Museum of Moscow A collection of works of the famous Russian portrait painter XVIII veka will showcase on 29 July 2020
Top 34
- 1. Alberto Giacometti$141,7 million
- 2. Damien Hirst$100 million
- 3. Constantin Brâncuși$71 million
- 4. Amedeo Modigliani$70,7 million
- 5. Jeff Koons$58,4 million
- 6. Unknown artist$57.2 million
- 7. Henri Matisse$48,8 million
- 8. Paul Gauguin$30,96 million
- 9. Henry Moore$30,1 million
- 10. Willem de Kooning$29,28 million
- 11. Pablo Picasso$29,2 million
- 12. Unknown artist$28,6 million
- 13. Louise Bourgeois$28.16 million
- 14. Adrian de Vries$27,9 million
- 15. Alexander Calder$25,9 million
- 16. Unknown artist$23,826 million
- 17. David Smith$23,816 million
- 18. Yves Klein$22 million
- 19. Auguste Rodin$20,41 million
- 20. Unknown artist$19,1 million
- 21. Edgar Degas$18,82 million
- 22. Maurizio Cattelan$17,19 million
- 23. Unknown artist$16,88 million
- 24. Takashi Murakami$15,16 million
- 25. Donald Judd$14,16 million
- 26. Unknown artist$11,64 million
- 27. Antonio Canova$11,5 million
- 28. Bruce Nauman$9,9 million
- 29. Aristide Maillol$8,32 million
- 30. Unknown artist$8,146 million
- 31. Cy Twombly$7,7 million
- 32. Julio Gonzalez$7,45 million
- 33. Marino Marini$7,15 million
- 34. Urs Fischer$6,8 million
- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine