Прянишников Илларион Михайлович
1840–1894

ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович

20 марта 1840 (село Тимошево Калужской губернии) — 12 марта 1894 (Москва)

Живописец, график

Из купеческой семьи. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» — большой серебряной медалью. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. С 1893 — действительный член ИАХ.

Жил в Москве, в 1872–1873 — во Пскове. В 1880-х летние месяцы путешествовал по России: жил в Великом Устюге и Лальске Вологодской губернии. В 1891–1892 в связи с болезнью жил в имении мецената П. И. Губонина в Алупке.

Работал как жанрист, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, обращался к религиозным сюжетам, занимался книжной иллюстрацией, пробовал силы в техниках офорта и литографии.

Был дружен с В. Г. Перовым, в 1862 работал с ним на этюдах в Троице-Сергиевой лавре. Во время учебы в 1860-х занимался росписями в церквях Москвы. В 1867 вместе с В. Е. Маковским, В. В. Пукиревым, П. М. Шмельковым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (Автографы московских художников. М., 1867).

По заказу севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, П. А. Нисевиным, В. О. Шервудом участвовал в создании картин, посвященных обороне Севастополя и Крымской войне.

Вместе с В. Е. Маковским, И. Н. Крамским, М. Н. Чичаговым иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (М., 1874). В 1887 участвовал в издании «Сборника автографов русских писателей и рисунков Facsimile русских художников. В помощь бедным детям».

В 1875–1877 был привлечен к росписям Храма Христа Спасителя в Москве.

С 1859 — участник выставок (МУЖВ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1867–1891, с перерывами). Один из учредителей ТПХВ (1871–1893, с перерывами; в 1872–1875 и 1878 — член Правления московского отделения ТПХВ). Участвовал также в академических выставках (1864–1891, с перерывами), выставках Общества поощрения художников (1865), Всемирных выставках в Вене (1873), Лондоне (1873, бронзовая медаль), Париже (1878), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882) и других.

Преподавал в МУЖВЗ (1873–1894); среди его учеников — В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, М. В. Нестеров, С. И. Светославский и другие.

В 1895–1896 в Петербурге была проведена мемориальная выставка художника.

Прянишников — один из крупнейших мастеров жанровой живописи второй половины XIX столетия; его творчеству присущи обличительные тенденции, меткость социальных характеристик, повествовательность, внимание к передаче сугубо бытовых деталей: костюмов, увари,

Произведения Прянишникова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх