Нестеров Михаил Васильевич
1862–1942

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич

19 мая 1862 (Уфа) — 1942 (Москва)

Живописец, график, художник-монументалист.

Происходил из купеческой семьи. Первоначальное художественное образование получил в уфимской гимназии (1872–1874) у В. П. Травкина, затем занимался в реальном училище К. П. Воскресенского в Москве (1874–1876) у А. П. Драбова. В 1876 поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1881 переехал в Петербург, где занимался в ИАХ у В. П. Верещагина, В. И. Якоби, П. П. Чистякова. Пользовался советами И. Н. Крамского. В 1883 из-за недовольства системой обучения в Академии возвратился в Москву, возобновил занятия в МУЖВиЗ. В 1885 за эскиз композиции «Призвание Михаила Федоровича на царство» удостоен звания неклассного (свободного) художника, в 1886 за картину «До государя челобитчики» награжден большой серебряной медалью, получил звание классного художника, годом позже — премию Общества поощрения художеств. В 1886–1887 посещал поленовские рисовальные вечера. С 1887 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, с 1889 — ТПХВ.

В середине 1880-х много занимался книжной и журнальной графикой, выполнил иллюстрации к романам П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Сотрудничал в журналах «Радуга», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Север».

В конце 1880-х сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка. В 1888 работал в Абрамцево над картинами «Пустынник» и «За приворотным зельем», в 1889–1890 написал «Видение отроку Варфоломею», в 1891 — «Отрочество Сергия». Они принесли Нестерову известность, «Путник» и «Видение отроку Варфоломею» были куплены П. М. Третьяковым. В дальнейшем среди собирателей произведений Нестерова были такие известные коллекционеры русского искусства, как И. С. Остроухов и И. П. Харитоненко.

В 1890–1910 жил в Киеве, где занимался росписями Владимирского собора (1891–1895). В 1893 для изучения византийских мозаик совершил поездку по Турции, Греции, Италии. В 1894–1895 выполнил эскизы мозаик для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге. В 1895 посетил Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому.

В 1898 за картину «Великий постриг» удостоен звания академика. В том же году выставлял свои произведения в Мюнхенском Сецессионе. В 1899, 1901 участвовал в выставках «Мира искусства». В 1900 за картины «Под благовест» и «Чудо» награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1905 за картину «Святая Русь» — золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1903 стал одним из основателей Союза русских художников. В 1904 завершил работу над росписями храма Александра Невского в Абастумане.

В 1900 познакомился с Максимом Горьким, в 1906 и 1907 гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, в 1907 сблизился с В. В. Розановым, в 1910-х посещал собрания Религиозно-философского общества В. С. Соловьева. В 1909 стал одним из инициаторов открытия в Уфе Аксаковского народного дома с художественной галереей. В 1907 в Петербурге прошла первая персональная выставка художника. В 1909–1914 работал над иконостасом и росписями церкви Покрова Богоматери Марфо-Мариинской обители в Москве.

В 1910 был избран членом Совета ИАХ, в 1915 — почетным попечителем музея в Уфе, основу которого составила коллекция произведений русских художников, подаренная Нестеровым городу.

После Октябрьской революции 1917 вместе с братьями В. М. и А. М. Васнецовыми занимался устройством в Абрамцево музея. Не стал участвовать в реализации плана монументальной пропаганды, уехал из Москвы в Армавир, где прожил до 1920. Его московская мастерская была разорена. В 1922 произведения Нестерова экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1920-х — 1930-х исполнил целую серию парадных портретов деятелей русской (советской) культуры: В. М. Васнецова (1925), И. Н. Алябьева (1925), П. Д. и А. Д. Кориных (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941) и другие. Одновременно создавал пейзажи и композиции на религиозные сюжеты, в духе более ранних произведений.

В 1935 в ГМИИ в Москве прошла персональная выставка Нестерова. Ретроспективные выставки произведений художника были устроены в Москве (1943, 1947, 1952, 1962, 1990), Уфе (1962, 1983, 1992), Ленинграде (1962), Киеве (1963).

Нестеров — один из наиболее значительных мастеров русского искусства последней трети XIX — первой половины ХХ века. В раннем творчестве писал жанровые картины в духе передвижничества. С 1890-х развивал в своих произведениях религиозно-философские темы, создавая композиции на сюжеты христианской истории. Выработал собственный стиль, отличительными особенностями которого являются повествовательность, декоративность, плоскостность, простота и выразительность мотива, созерцательность, сдержанная приглушенная колористическая гамма, в которой преобладают зеленовато-коричневые тона. Был одним из лучших портретистов своего времени, умевшим мастерски раскрыть психологию изображенного лица.

Произведения Нестерова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Музее-заповеднике «Абрамцево», Самарском областном художественном музее, Астраханской государственной картинной галерее и других.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх