Григорьев Борис Дмитриевич
1886–1939

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич

11 (23) июля 1886 (Москва) — 7 февраля 1939 (Франция, Кань-сюр-Мер)

Живописец, график

  • Григорьев Борис Дмитриевич

Родился в семье управляющего банком. В 1903–1907 посещал Строгановское художественно-промышленное училище в Москве, затем до 1913 в качестве вольнослушателя занимался в петербургской Академии художеств у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского.

Именно Д. Н. Кардовский поразил молодого человека виртуозным владением линией и воспитал в нем отношение к рисунку как основе любого произведения, как к самоценному жанру. В остальном взгляды и стремления Григорьева с академической школой расходились. Уже в 1909 он вошел в состав «Студии импрессионистов» — объединения молодых художников, творчески близких к футуристам. Познакомился с Д. Д. Бурлюком и В. В. Хлебниковым, посещал группу «Треугольник» под руководством Н. И. Кульбина.

В 1909–1913 Григорьев много путешествовал и жил в Европе (в Париже, Австрии, Скандинавии). В 1913 художник вошел в объединение «Мир искусства», на выставках которого активно экспонировались его работы, в основном большая серия парижских рисунков «Интимность», темой которой стали типажи непарадного Парижа. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели вдохновили Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков, отточили мастерство художника, научили его руку беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры. Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно. Например, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими», отметив при этом, что художник «до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается».

С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор. В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов». К этому времени уже сформировались типические черты стиля художника — с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы. Характерны для Григорьева портреты, изображающие человека-в-роли, человека-лицедея: портрет В. Э. Мейерхольда, (1916, Русский музей, Санкт-Петербург); И. Е. Репина (1915), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Ф. И. Шаляпина (1918) и других.

Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея», изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника. В этом цикле удачно сочетаются портретные и пейзажные мотивы; как и в парижской серии, образы людей — крестьян, детей, стариков — создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в своей гротескной беспощадности, сообщают формам, по мнению А. А. Блока, почти циничную деконструктивность. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В цикле отразилось восприятие столичной артистической интеллигенцией послереволюционной деревни и вообще всяких явлений жизни, неподвластных разделению на гротескный и серьезный, реальный и условный планы. Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.

В 1918 Григорьев вступил в члены 1-го профессионального союза художников в Петрограде и преподавал в Строгановском училище. В 1919 он тайно покинул Россию, переплыв с семьей в лодке Финский залив. Художник поселился сначала в Берлине, а в 1921 переехал в Париж. Он много путешествовал, с 1927 поселился в Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, на вилле «Борисэлла», совместив в ее названии свое имя с именем жены — Элла.

Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен. Он плодотворно работал как пейзажист и портретист; переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках; 1923, 1924). Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа. Сам художник в письме поэту В. Каменскому называл себя «первым мастером на свете»: «Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

В 1926 Григорьев написал портрет М. Горького (сейчас хранится в музее писателя в Москве) — лучший, по словам самого художника, из его портретов. Горький изображен на нем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».

Художник сотрудничал с журналами «Жизнь», «Русь», «Русский эмигрант» и другими, оформлял книги.

1928-1929 провел в США, где занимался преподавательской деятельностью в Академии Художеств в Сантьяго. Однако в 1930 он уже вернулся во Францию, привлеченный новым монументальным проектом — полотном «Лики мира», которое Григорьев посвятил Лиге наций. В 1932 эта картина была приобретена правительством Чехословакии.

В последнее десятилетие своей жизни художник работал главным образом как иллюстратор. В 1931 он создал циклы рисунков к «Детству» М. Горького, а в 1932–1933 — к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (собственность семьи художника).

В эти же годы у него состоялись персональные выставки в Париже, Милане, Праге, Нью-Йорке, Чикаго. В 1936 Григорьев еще раз отправился в путешествие по Латинской Америке.

До конца своих дней продолжая пополнять свою портретную галерею образами российской интеллигенции, чьи судьбы в эмиграции сложились так неоднозначно, Григорьев незадолго до смерти завершил последний автопортрет. Его тоже можно отнести к этому циклу.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх