Поленов Василий Дмитриевич
1844–1927

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич

20 мая (1 июня) 1844 (Санкт-Петербург) — 18 июля 1927 (Борка)

Живописец, театральный художник, педагог, композитор

  • Поленов Василий Дмитриевич

Родился в семье потомственных дворян. Отец — историк, археолог, библиограф; мать — детская писательница, художница-любительница.

В 1859–1861 занимался рисованием и живописью под руководством П. П. Чистякова, посещал классы Ф. И. Иордана в Академии художеств. В 1861–1863 переехал с родителями в Петрозаводск, учился в гимназии.

В 1863–1871 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств вольнослушателем. В 1869 получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». Работал, одновременно с И. Е. Репиным, над конкурсной программой — картиной «Воскрешение дочери Иаира», за исполнение которой получил большую золотую медаль и право на заграничную пенсионерскую поездку.

В 1872–1876 посетил Москву и Киев, совершил пенсионерскую поездку в Вену, Мюнхен, Париж, по городам Италии. В Италии произошло знакомство с С. И. Мамонтовым и будущими членами Мамонтовского художественного кружка. В пенсионерский период работал над несколькими эскизами композиций на различные исторические сюжеты, из которых осуществлены были «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875). В 1874 познакомился в Париже с И. С. Тургеневым. В 1876 был удостоен звания академика, в составе русской добровольческой армии отправился на сербско-турецкий фронт, где делал зарисовки сцен бивуачной жизни, рисовал этнографические типы.

В 1877 приехал в Москву, писал этюды кремлевских соборов и теремов, написал этюд «Московский дворик». В 1878 окончательно поселился в Москве, был избран членом Товарищества передвижников. В 1878–1879 написал картины «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и экспонировал их на выставках Товарищества.

Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского кружка: в 1879 оформил спектакль «Два мира» А. Н. Майкова, написал музыку к спектаклю и сам стал исполнителем главной роли. В 1880 принимал участие в проектировании и разработке оформления интерьера церкви в Абрамцеве.

В 1881–1882 предпринял первое путешествие на Восток: в Египет, Сирию, Палестину, а также в Грецию в связи с работой над картиной «Христос и грешница».

В 1882–1895 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1883 оформил спектакль «Алая роза» С. Мамонтова.

В 1883–1884 работал в Риме над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница». В 1885 экспонировал на XIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) коллекцию этюдов 1881–1882, привезенных из путешествия на Восток.

В 1885 оформил в Большом театре оперу «Уриэль Акоста» В. С. Серовой, оперы «Фауст» Ш. Гуно и «Фальстаф» Д. Верди в Русской частной опере С. Мамонтова в Москве. В 1887 на XV выставке ТПХВ экспонировал картину «Христос и грешница».

В 1890–1892 приобрел имение Бехово на Оке и построил по собственному проекту усадебный дом, в котором разместились музей, включающий собрание предметов декоративно-прикладного искусства, археологическую коллекцию, и картинная галерея с работами мастера, его друзей и учеников, открытые для публики. В 1893–1900-х участвовал в выставках Московского Товарищества художников, экспонируя свои пейзажи. В 1894 исполнил декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на первом съезде художников. В 1895 в Риме работал над картиной «Среди учителей». В 1897–1898 выполнил эскизы декораций к опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере. В 1899 совершил второе путешествие на Восток, во время которого писал этюды к циклу картин «Из жизни Христа».

В 1890 — 1900-е работал над картинами цикла «Из жизни Христа». В этот период им были созданы духовные музыкальные сочинения «Всенощная» и «Литургия». В 1902 разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве. В 1903 исполнил проект церкви в селе Бехово (построена в 1906). В 1904 в Борке по собственному проекту построил мастерскую «Аббатство». В 1906 в Большом зале московской Консерватории силами музыкантов-любителей была исполнена опера «Призраки Эллады», написанная Поленовым на либретто С. И. Мамонтова.

В 1907 совершил путешествие по городам Германии и Италии. В 1909–1910 в Петербурге, Москве и других городах России, а также в Праге состоялись выставки картин цикла «Из жизни Христа». В 1910–1911 совершил путешествие по городам Германии, Франции, Испании, Греции. На средства Поленова была построена школа в селе Страхово, расположенном рядом с Беховым. В 1914 в Москве состоялась выставка картин цикла «Из жизни Христа», сбор от которой был определен в пользу раненых Первой мировой войны.

В 1915 по проекту Поленова в Москве был построен дом для «Секции содействия фабричным и деревенским театрам» (с 1921 — Дом театрального просвещения им. академика В. Д. Поленова). В 1920–1921 для светового театра-диорамы в Борке исполнил 65 небольших картин, представляющих кругосветное путешествие. В 1924 состоялась первая персональная выставка работ мастера в Государственной Третьяковской галерее. В 1926 Поленову было присвоено звание народного художника.

В. Д. Поленов в основном известен как мастер композиций на библейские сюжеты и художник-пейзажист. Обращаясь к евангельским сюжетам, он стремился переосмыслить их традиционное, академическое изложение, заострить нравственную проблематику — в том числе и путем изменения пейзажной или жанровой окраски своих произведений. Продолжал традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, привнеся в картину живую непосредственность этюда. Большое внимание, которое он уделял проблемам плэнера, его понимание этюда как самостоятельного художественного произведения оказали значительное влияние на творчество живописцев следующего поколения.

Работы Поленова в настоящее время имеются в собраниях таких музеев, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова, Государственный музей-заповедник «Абрамцево», Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Нижегородский государственный художественный музей, Воронежский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Киевский музей русского искусства и т. д.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх