Нарбут Георгий Иванович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Егор 1886–1920

НАРБУТ Георгий (Егор) Иванович

25 февраля 1886 (хутор Нарбутовка Черниговской губернии) — 23 мая 1920 (Киев)

График

Из дворянской семьи; сын служащего, брат поэта Владимира Нарбута. Общее образование получил в Глуховской гимназии (1896–1906). В 1906 переехал в Петербург. Учился в Санкт-Петербургском университете, сначала на факультете восточных языков, затем — на филологическом факультете. Систематического художественного образования не получил. Занимался рисунком самостоятельно; организовал при университете вечерние рисовальные вечера для художников-любителей. В середине 1900-х посещал художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Пользовался советами И. Я. Билибина, у которого снимал комнату. В 1909 уехал в Мюнхен, в течение нескольких месяцев занимался в студии художника-графика Ш. Холлоши.

Жил в Петербурге (Петрограде), с 1917 — в Киеве. Работал в области станковой, книжной и журнальной графики, занимался созданием экслибрисов. Сотрудничал в издательствах «Шиповник», «Община св. Евгении», М. О. Вольфа, И. Н. Кнебеля, Р. Голике и А. Вильборга. Выполнил иллюстрации к детским книгам «Как мыши кота хоронили» В. А. Жуковского, «Пляши Матвей, не жалей лаптей» (1910), «Игрушки» (1911), «Басни» И. А. Крылова (1910, 1911), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1912) и другим. Оформил сборники «Русская икона» (1913–1914), книги «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII — XVII веков» (1915), «Старинные усадьбы Харьковской губернии» (1917), «Украинская азбука» (1917). Был постоянным сотрудником журнала «Аполлон», художником журналов «Гербовед» (1913–1915), «Лукоморье» (1914–1916). В 1919–1920 оформлял журналы «Мистецтво», «Солнце труда», «Зори», «Народное хозяйство Украины».

С 1915 работал канцелярским служащим Департамента Герольдии. Участвовал в создании «Малороссийского гербовника» (1913). Был призван на военную службу, которую проходил при «Красном Кресте». Издавал лубочные картинки на военные темы.

После Февральской революции 1917 стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве.

Преподавал в Украинской Академии искусств (с 1917), профессор, с 1918 — ректор Академии. Возглавлял украинскую «Экспедицию заготовки государственных бумаг» (1918–1919); занимался разработкой оформления украинских денежных знаков, печатей, почтовых марок. Разрабатывал эскизы военных мундиров армии Украины, дизайн упаковок, этикеток промышленных товаров, открыток.

После установления на Украине советской власти вошел в правление Профессионального союза художников. Входил в Комиссию по организации Второго государственного музея. Некоторое время занимал пост начальника отдела пластических искусств комиссариата по делам искусств и национальной культуры, с апреля 1919 возглавлял секцию художественной промышленности при Отделе искусств Наркомпроса.

С 1909 — участник выставок (VI выставка Союза русских художников). Член и экспонент «Мира искусства», с 1916 — член Комитета объединения. В советские годы участвовал в 1-й Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (1920). Работы Нарбута экспонировались на выставке петроградских книжных знаков (1923) в Петрограде, выставке «Русский книжный знак» (1923) в Казани, выставке русского искусства (1928) в Брюсселе, украинской книжной графики в Харькове (1929), современной украинской графики (1932) во Львове и других. В 1926 в Киеве прошла посмертная выставка художника.

Нарбут — выдающийся мастер графики первой четверти ХХ столетия, представитель модерна. В ранний период прошел через увлечение творчеством Билибина (1900-е). Впоследствии выработал собственный стиль, отличительными особенностями которого являются высокая культура контурного перового рисунка, иногда подцвеченного акварелью, выразительность силуэта, стремление к изысканности и декоративности общего художественного решения, стилистическое многообразие. В разные годы использовал в своем творчестве мотивы русского народного искусства, лубка, ампира, украинского барокко, шинуазри; обращался к орнаментике и геральдике старых украинских гравюр.

Произведения Нарбута находятся в крупнейших музейных собраниях России, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх