Ротко Марк
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Маркус Яковлевич Роткович, Ротковиц 1903–1970

РОТКО Марк (Роткович Маркус Яковлевич)

25 сентября 1903 (Двинск Витебской губернии) — 25 февраля 1970 (Нью-Йорк)

Живописец, график

Из образованной еврейской семьи, в которой говорили на иврите, идише и русском языке; сын фармацевта. В 1913 вместе с семьей эмигрировал в США и поселился в Портленде (штат Орегон). Изучал социологию, экономику, филологию, точные и естественные науки в Йельском университете (1921–1923, не окончил). Около 1923 увлекся искусством. Посещал Школу искусств «Гранд Сэнтрал» (1925), где занимался в классе А. Горки; Художественную студенческую лигу в Нью-Йорке (1925–1930, с перерывами), в 1925–1926 учился в классе натюрморта у М. Вебера.

Жил в Нью-Йорке, в 1946 получил американское гражданство. Неоднократно предпринимал путешествия по Европе (1950, 1959, 1966). В ранний период прошел через увлечение экспрессионизмом и сюрреализмом, испытал влияние творчества П. Клее и Ж. Руо. В 1930-х сблизился с М. Авери и А. Готлибом. Один из основателей и экспонент группы «Десять» (The Ten; 1935–1939). В 1936–1937 сотрудничал в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ (Federal Art Project of the Works Progress Administration).

С 1940 пользовался псевдонимом, в 1959 закрепил псевдоним юридически. В конце 1930-х — первой половине 1940-х участвовал в деятельности объединений: Конгресса Американских художников (1936–1938), Современных американских художников (1943), Нью-Йоркских живописцев (1943), Федерации современных живописцев и скульпторов (1940–1943).

Индивидуальный стиль сформировался к 1947 под влиянием искусства А. Матисса, немецких экспрессионистов, К. С. Малевича и других мастеров русского авангарда. 1950–60-е — период расцвета творчества художника. От фигуративных и полуабстрактных работ на мифологические и фантастические сюжеты 1930–40-х он перешел к созданию беспредметных композиций, постепенно упрощая структуру своих картин до двух — трех зон яркого чистого цвета. Наряду с Б. Ньюманом, один из создателей «живописи цветового поля».

Занимался исполнением крупных заказов: серий живописных полотен (панно) для ресторана «Времена года» в небоскребе Seagram-building в Нью-Йорке. Выполнил росписи в Холиоук-центре Гарвардского университета (1958–1961), а также межконфессиональной погребальной часовни в Хьюстоне (1962–1964, «Часовня Ротко»).

С 1928 — участник выставок. Провел персональные выставки в Портленде (штат Орегон, 1933), нью-йоркских галереях «Mortimer Brandt» (1846), «Betty Parsons» (1946, 1948, 1949), «S. Janis» (1955). Участник многочисленных групповых выставок американских художников — например, «Девять американских живописцев» в галерее «S. Janis» (1954); экспонировался на 29-й международной выставке искусств в Венеции (1958). Ретроспективные выставки состоялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1961), Музее Стеделийк в Амстердаме (1961).

Преподавал в Калифорнийской школе изобразительного искусства в Сан-Франциско (1947–1949), Бруклинском колледже (1929–1952), Университете Колорадо, Университете Тулейн. Член Американской Академии искусств и науки (с 1968). Получил почетную ученую степень Йельского университета (1969).

В конце 1960-х пережил внутреннюю драму, связанную с тяжелой болезнью (артериальная аневризма) и разводом. В 1970 покончил жизнь самоубийством в своей нью-йоркской студии. Был похоронен на кладбище Ист-Мэрион на Лонг-Айленде; в 2006 перезахоронен на кладбище Кенсико (штат Нью-Йорк).

Мемориальные и ретроспективные выставки прошли в Роттердаме (1971–1972, Музей Бойманса-ван-Бёнингена), Нью-Йорке (1978, Музей Гуггенхайма), Лондоне (1987, галерея Тейт), Ливерпуле (1988–1989, галерея Тейт), Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже (1998–1999, Национальная художественная галерея, Музей американского искусства Уитни, Музей современного искусства де ла Виль), Базеле (2001), Риме (2007–2008). В России выставки художника состоялись в Государственном Эрмитаже в Петербурге (2003–2004), Центре современной культуры «Гараж» в Москве (2010).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях современного искусства: Музее современного искусства, Музее Гуггенхайма, Музее Метрополитен, Музее американского искусства Уитни, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Национальной художественной галерее и собрании Филлипс в Вашингтоне, Чикагском художественном институте, Бостонском музее изобразительных искусств, галерее Тейт в Лондоне, Музее Гуггенхайма в Бильбао, Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, Музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.

Источники:
1. Американские художники Российской империи. Живопись, скульптура из музеев и галерей США и частных коллекций / Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 278.
2. Mark Rothko. Exhibition. Catalogue. National Gallery of Art, Washington; Whitney Museum of American Art, New-York; Musée d`Art Moderne de la Ville, Paris. Washington, 1998.
3. en.wikipedia.org
4. nga.gov
5. markrothko.com
6. rothkochapel.org

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх