Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.

Горшман Мендель Хаимович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Михаил, Ефремович, Ефимович 1902–1972

ГОРШМАН Михаил Ефимович (Мендель Хаимович)

6 ноября 1902 (Новоборисов, Белоруссия) — 2 января 1972 (Москва)

График, живописец, книжный иллюстратор

Первые профессиональные знания Горшман получил в Костроме, где учился живописи, рисунку и ксилографии в Свободных художественных мастерских у Н. Н. Купреянова и Н. С. Изнар (1920–1921). Одновременно с учебой работал оформителем в клубе военного госпиталя.

В 1922 переехал в Москву и поступил во Вхутемас — Вхутеин (1922–1929) на отделение литографии, где занимался у Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича и В. А. Фаворского. В качестве дипломной работы представил серию из шести цветных автолитографий «Местечко» (руководитель Н. Н. Купреянов), созданную по материалам поездки в Белоруссию. В 1929 критик Д. Аранович писал: «Ученик Н. Купреянова и П. Митурича, М. Горшман оказался под более сильным воздействием первого. Не столько в смысле техники литографии, сколько в смысле стиля. Наиболее доступная для М. Горшмана художественная формула — это экспрессионизм. Его бытовые сцены западного местечка часто насыщены болезненно давящим настроением нищеты, доводящей до отчаяния, некультурностью, на которой растет суеверие. К счастью, однако, этим не исчерпывается гамма чувств молодого художника. В более ранних бытовых автолитографиях М. Горшмана наряду с экспрессионистической сатирой много бодрости и жизнерадостного юмора. Наконец, в последних работах М. Горшмана намечаются уже поиски монументально-декоративных форм». По окончании Вхутеина получил специальность художника-технолога полиграфической промышленности.

С 1924 начал печатать свои произведения в газетах и журналах, таких как «Безбожник у станка» (1926–1930), «Искусство в массы» (1929), «Красная Нива» (1929) и др. «Моя работа в графике началась в журналах и развивалась главным образом в книге», — признавался художник позднее в своих автобиографических записках. Еще в годы учебы во Вхутеине он по заданию журнала «Безбожник у станка» делал зарисовки на Трехгорной мануфактуре.

В качестве иллюстратора оформил книги: С. Маршак «Пожар» (1925), И. Кипнис «Постное масло» (1928), С. Шервинский «Санькины щенки» (1928), О. Гурьян «Чудо св. Лариция» (1930), И. Бабель «Конармия» (1933), С. Гехт «Сын сапожника» (1931), М. Даниэль «Юлис» (1933), И. Уткин «Повесть о рыжем Мотэле» (1934), Н. Помяловский «Очерки бурсы» (1934) и др. Иллюстрировал произведения классической и современной еврейской литературы: Шолом-Алейхема, И.-Л. Переца, М. Мойхер-Сфорима. Сотрудничал с издательствами Гослитиздат, «Дер Эмес», Детгиз, «Советская литература», «Молодая гвардия».

Член и экспонент общества художников «4 искусства» (1928–1929), Общества художников книги (с 1930). В 1930–1932 был членом Общества станковистов, но в выставках ОСТа не участвовал. Член МОССХа (с 1932).

В первой половине 1930-х по заданиям Всероссийского кооперативного общества «Художник» («Всекохудожник») Горшман совершил многочисленные творческие поездки в еврейские колхозы Крыма (Евпаторийский район), восточные районы страны (Биробиджан), Донбасс, рыболовецкие совхозы Каспия. По материалам командировок были исполнены акварели, гуаши, рисунки и литографии на жанровые темы, серии пейзажей и портретов. Во время командировки в Крым Горшман работал в одной творческой бригаде с М. М. Аксельродом, Л. Я. Зевиным, Л. А. Жолткевич (1930–1931). В коммуне «Войо Ново» в Евпаторийском районе Крыма начал большую серию станковых акварелей «Крымские еврейские колхозы» (1930–1933), посвященную жизни еврейских переселенцев. Здесь же, в коммуне, в 1930 познакомился со своей будущей женой Широй — впоследствии известной еврейской писательницей Ш. Горшман.

В середине 1930-х создал графические серии «Биробиджан» (1934) и «Донбасс» (1935).

Преподавал во Вхутеине в Ленинграде (ассистент-преподаватель по рисунку на факультете живописи, 1929–1930) и в МГХИ (1937–1941).

Вместе с М. Аксельродом участвовал в 1-й Всебелорусской художественной выставке в Минске (1925) и выставке русской графики в Риге (1929). На Первой выставке графики, организованной Ассоциацией графиков при Доме печати (1926, Москва), представил карикатуры и рисунки, выполненные по заказу журнала «Безбожник у станка».

Участвовал в выставках: выставка художников «4 искусства» (1928, Ленинград; 1929, Москва), выставка гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России и Украины (1928, Киев), Первая передвижная выставка живописи и графики (1929, Москва), выставка отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва), «Художники РСФСР за XV лет» (1932, Ленинград; 1933, Москва), Отчетная выставка произведений художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, «Всекохудожником» и МОССХ по СССР в 1933 году (1934, Москва), Шестая выставка Союза московских художников, «Индустрия социализма» (обе — 1939, Москва), выставка лучших произведений советских художников (1941, Москва), всесоюзные художественные выставки (1946, 1955, 1957–1958, Москва), выставка живописи, скульптуры, графики и работ художников театра и кино Москвы и Ленинграда (1955, Москва) и др.

Участник зарубежных выставок: Художественно-кустарная выставка СССР (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), выставка русского искусства (1929, Винтертур, Швейцария), «Графика и книжное искусство в СССР» (1929, Амстердам), выставка советской графики и книги (1930, Лондон), выставка графики, рисунка, плаката и книг (1930, Данциг), Третья Международная выставка гравюр (1930–1931, Филадельфия), выставка советской графики, художественной книги, плаката и фото (1933, Париж), выставка советской графики (1945, Лондон) и др.

В 1939  написал панно для павильона «Дальний Восток» на ВСХВ.

В 1941 был эвакуирован в Киргизию, где руководил бригадой художников в Киргизском телеграфном агентстве. Писал портреты, пейзажи, делал зарисовки производственных процессов.

В 1940–60-е годы продолжал заниматься книжной иллюстрацией, преимущественно в излюбленной им технике автолитографии. В последние годы жизни создал большую галерею портретов и автопортретов.

Персональные выставки: 1966, 1977 (обе — Москва).



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх