Стеллецкий Дмитрий Семёнович
1875–1947

СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович

13 января 1875 (Брест-Литовск) — 12 февраля 1947 (Париж, Франция)

Живописец, график, скульптор, книжный иллюстратор, сценограф

  • Стеллецкий Дмитрий Семенович

Родился в семье военного инженера. В 1896–1903 учился в петербургской Академии художеств, первоначально на архитектурном отделении, затем — на скульптурном у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 получил звание художника-скульптора за группу «Узники». В 1903 вместе с Б. М. Кустодиевым предпринял поездку в Новгород для изучения древнерусского искусства, остававшегося в центре его интересов в течение всей жизни. В 1904 несколько месяцев жил Париже, где посещал Академию Жюльена.

В 1906–1907 участвовал в выставках общества Леонардо да Винчи в Петербурге. С 1907 — постоянный участник выставок «Союза русских художников», с 1910 — член «Союза русских художников». В 1906, 1911–1913 принимал участие в выставках «Мира искусства», с 1912 — член объединения, экспонент выставок русского искусства в Берлине (1906), Париже (1906 и 1910). В 1911 в редакции журнала «Аполлон» состоялась его первая персональная выставка.

В 1903–1913 много путешествовал по старинным русским городам и монастырям. Свой интерес к иконам и церковной росписи он выражал, не просто повторяя и варьируя образы, но также копируя методы работы средневековых мастеров: смешивал краски по старинным рецептам, избегая химических добавлений. Поэтому большинство его живописных произведений и акварелей не содержат пигментов, употребляемых художниками первой трети ХХ столетия (например, поверхность его акварелей почти всегда матовая, а не блестящая).

В Петербурге Стеллецкий создавал полихромные скульптурные портреты, в основном из гипса или дерева, занимался декоративной пластикой, художественным фарфором. В 1905–1906 работал для русских сатирических журналов. В 1906 создал цикл иллюстраций к «Слову о полку Игореве», которые впоследствии по рекомендации В. А. Серова были куплены Третьяковской галерей. В 1907 вместе с Кустодиевым совершил поездку по Италии. В 1908–1909 выполнил эскизы костюмов и декораций для постановок «Царя Федора Иоанновича» А. К. Толстого для Александринского театра, «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра. Вместе с А. Я. Головиным и И. Я. Билибиным работал над созданием эскизов костюмов к опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского для антрепризы С. П. Дягилева, поставленной на сцене Национального оперного театра в Париже в 1908. В 1909 также по заказу Дягилева оформил оперу «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 1914 Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать как живописец, скульптор и сценограф. Однако успех мало сопутствовал художнику в эмиграции. Не желая участвовать «в театральном представлении священного текста», Стеллецкий в 1915 отказался от заказа эскизов костюмов для балета «Литургия» (позже эскизы были выполнены Н. С. Гончаровой), который предполагал поставить Дягилев на музыку И. Ф. Стравинского (композитор также отказался участвовать, постановка не была осуществлена). Во многом вследствие этих разногласий прекратилось начатое еще в Петербурге сотрудничество с Дягилевым. Не состоялось сотрудничество с театрами Гранд-опера в Париже и Ла-Скала в Милане, на которое Стеллецкий также рассчитывал. Персональная выставка в парижской галерее «Бьети» в 1921 прошла незамеченной, ни одна работа с нее не была продана. Неудачи отчасти можно связать с характером самого искусства мастера, тесно связанного с древнерусской культурой, что не могло найти отклика в европейских художественных кругах. Мастерство Стеллецкого, напротив, находило широкое применение. Художник много работал как монументалист. Он декорировал частные виллы на юге Франции, расписал походный храм для русских, сражающихся на французской территории. В 1925 создал иконостас и росписи храма Сергиевского подворья в Париже. В 1926 — декорации к спектаклю «Обряд русской свадьбы» поставленному по мотивам оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» на сценах театров «Летучая мышь» и «Мадлен» в Париже.

Участник выставок русского искусства в Венеции (1920), Париже (галерея «Денси», 1921), Торонто и Лос-Анджелесе (1924–1925), Брюсселе (Дворец искусств, 1928), Белграде (1930), Филадельфии (1932), Праге (1935). Постоянный экспонент Осеннего салона и Национального общества изящных искусств.

В последние годы ослеп. Был похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа.

Произведения Стеллецкого находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея им. Бахрушина в Москве, Государственном Русском музее в Петербурге.

ВАСИЛЬЕВ (MON) Юрий Васильевич (1925–1990) Начало гибели. 1975
Текущая ставка
1 500 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич (1937–2012) Композиция. 2010
Текущая ставка
220 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
ЧУБАРОВ Евгений Иосифович (1934–2012) Фигуры. 1975
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 10.02.2020 «XXI век. Современное российское искусство» — II Представляем творчество современных художников: Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой
  • 10.02.2020 Художник недели: Яков Чернихов Его девиз «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» олицетворяет сегодняшний день, а творческое наследие вдохновляет не только архитекторов, но и специалистов различных сфер визуальной культуры
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх