Татлин Владимир Евграфович
1885–1953

ТАТЛИН Владимир Евграфович

28 декабря 1885 (Киев; в большинстве источников указывается Харьков) — 31 мая 1953 (Москва)

Живописец, график, архитектор, сценограф.

  • Татлин Владимир Евграфович

В 1887 вместе с семьей переехал из Киева в Харьков. Получал образование в Реальном училище в Харькове, убежал из дома, плавал юнгой на парусном судне в Болгарию и Турцию. Около 1902 приехал в Москву, ради заработка писал иконы. В том же году поступил в МУЖВиЗ, учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. Курс обучения не окончил. В 1904 поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова, занимался у И. С. Горюшкина-Сорокопудова и А. Ф. Афанасьева.

В 1904 и 1908 совершил несколько морских путешествий в средиземноморские страны, в частности Египет. В 1909 возобновил обучение в МУЖВиЗ, где познакомился с братьями Бурлюками, М. Ф. Ларионовым, братьями Весниными и другими художниками-авангардистами.

В 1902 показал свои работы в «Салоне 2», организованном В. А. Издебским в Одессе. В 1912 принял участие в выставке «Ослиный хвост» в Москве. Создал иллюстрации к книге В. В. Хлебникова «Мирсконца». С 1913 — член общества «Союз молодежи». В 1913 побывал в Берлине и Париже, где познакомился с П. Пикассо. Вернувшись в Москву начал работать над контррельефами. Создал эскизы костюмов и декораций к опере М. И. Глинки «Жизнь за царя».

В 1915 представил свои рельефы и контррельефы на выставке «Трамвай В» в Петрограде. В 1915–1916 участвовал в петроградской выставке «0, 10», организовал выставку «Магазин» в Москве. В 1917 работал над оформлением интерьера кафе «Питтореск» в Москве. В 1918 стал заведующим художественной коллегией отдела ИЗО Наркомпроса. В 1918–1920 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве, в 1919–1924 — профессор Петроградских свободных мастерских. В 1921–1925 — заведующий отделом в Музее художественной культуры. С 1925 преподавал в петроградском Гинхуке. В 1925–1927 — профессор Киевского художественного института. В 1927–1930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве.

С 1919 работал над памятником III Интернационалу, в 1920 демонстрировал модель памятника в Петербурге и Москве, в 1925 — на Международной выставке в Париже, где был удостоен золотой медали. В 1923 осуществил постановку поэмы В. В. Хлебникова «Зангези». В 1924–1930 работал над проектом планера, приводимого в движение человеком («Летатлин»).

В 1931–1933 возглавлял Научно-исследовательскую лабораторию пластических искусств в Москве. В 1930-х — 1940-х работал преимущественно как художник театра. Вернулся к фигуративной живописи.

Творчество Татлина — целое явление, нашедшее свое отражение в самых разных областях искусства. Он является создателем конструктивизма в России. Сложно, впрочем, определить, в каком из направлений деятельности художник проявил себя сильнее всего, но везде он выступал как новатор. И в рисунке, и в архитектурных проектах, и в контррельефах Татлин выявлял конструктивную основу построения композиции. Взаимодействие конструкции и движения является стилеобразующей основой в его творчестве. В станковой живописи и графике черты конструктивизма сочетались с внимательным изучением опыта кубистов и пластического языка русской иконописи.

Работы Татлина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх