Сидур Вадим Абрамович
1924–1986

СИДУР Вадим Абрамович

28 июня 1924 (Днепропетровск) — 26 июня 1986 (Москва)

Скульптор, график, живописец.

Воевал на фронте в 1942–1944. После тяжелого ранения, повлекшего за собой инвалидность в 19 лет (пуля немецкого снайпера попала ему в лицо), Сидур приехал в столицу, где в 1953 окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), факультет монументальной скульптуры (учился у Г. И. Мотовилова и С. Л. Рабиновича). Член МОСХ СССР с 1957.

Для раннего периода творчества (начало — середина 1950-х) наиболее характерна выполненная в реалистической манере керамическая жанровая скульптура. В конце 1950-х лейтмотивом его композиций — с «инвалидными» пустотами и «обрубками» форм либо, напротив, с монументальными и цельными фигурами-символами — стала война как олицетворение вселенского Зла, которому противостоят Любовь, Материнство, Семья. Скульптор работал в разных материалах, в металле и дереве, в целом предпочитая бронзовую отливку.

«…Наибольшую известность принесли Вадиму Сидуру скульптуры из цикла “Памятники” — самые характерные для творчества художника 60-х годов. Предельно лаконичные по форме, они доведены до знака, символа, формулы. При внешнем спокойствии все они выражают огромный внутренний эмоциональный взрыв. Именно этим можно объяснить такое сильное их воздействие на зрителя. Почти все работы этого цикла установлены в монументальном размере еще при жизни Вадима Сидура в городах Европы, а после его смерти и в России…» (М. В. Сидур).

В 1970-е скульптор создал собственный формальный язык «Гроб-арт», явившийся началом нового направления, которое сам он назвал искусством эпохи равновесия страха. Коллажи из канализационных труб, деталей автомобильных моторов и прочих отходов «второй природы» — человеческой цивилизации.

«... Аккуратно уложенные в деревянные ящики-гробы подобия человеческих тел — “Гроб-девушка”, “Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном” и другие — молча предупреждают о том, что и вся Земля может легко превратиться в летящую сквозь космическое пространство Гроб-планету. Возможно, именно “Гроб-арт” имел в виду Вадим Сидур, написав незадолго до смерти в одном из своих стихотворений следующие слова: “Я предсказал чернобыльский кошмар...”

Совсем другой мир открывается в нежных и эротичных скульптурных работах из циклов “Мой гарем” и “Неосалон”, ироническое название которого вызывает ассоциации с изысканными парижскими салонами XIXвека, в акварелях на тему “Мужчина и женщина”. С ними перекликаются и немногочисленные живописные работы Сидура. Самые значительные из них — композиции “Райская жизнь в коридоре” и “Адам и Ева и Господь Бог”, расписанные художником дверцы стенных шкафов в его квартире.

Истоки своего творчества Вадим Сидур видел в классическом искусстве. Это греческая архаика, древнеегипетское и ассиро-вавилонское искусство, русская иконопись. На протяжении всей жизни его волновали одни и те же вечные темы — жизнь и смерть, рождение, страдание, любовь, материнство. Отрицание смерти и насилия во всех его проявлениях, кошмарные видения “Гроб-арта” и радостное восприятие жизни как праздника и величайшего чуда — два полюса в творчестве Вадима Сидура, основные составляющие его внутреннего мира. Свое мировоззрение он выражал различными художественными средствами. Помимо скульптуры, живописи и графики Вадим Сидур оставил сборник стихов “Самая счастливая осень” (М., 1990), большое прозаическое произведение “Памятник современному состоянию”, жанр которого он определил как “миф” и первая часть которого в сокращении опубликована в журнале “Знамя” (№ 8–9, 1992), подпольно снял в 1974 году двухчасовой немой художественный кинофильм под тем же названием, где он сам играет главную роль, является автором сценария и режиссером…» (М. В. Сидур).

Создание в 1987 музея Вадима Сидура стало данью уважения таланту выдающегося российского художника (с 1995 — Московский государственный музей Вадима Сидура).

Созданные мастером монументы установлены в США, Германии и России (например, скульптура «Формула скорби» в Царском Селе). Возможно, самой известной его работой является монумент «Памятник погибшим от насилия», установленный в 1974 на деньги жителей западногерманского города Касселя. А в 1979 в Западном Берлине была установлена скульптура Сидура «Треблинка» — в память о жертвах этого концлагеря. Сохранились свидетельства того, что скульптор считал эти работы главными в своем творчестве.

Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), в музейных и частных собраниях Франции, России, США.

  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 30.08.2019 Итоги AI Аукциона № 293 Наивысший реальный интерес в этот раз вызвали произведения шестидесятников. Покупатели — Москвы и Питер
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх