Бакст Лев Самойлович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Розенберг, Леон, Лейб-Хаим, Израилевич 1866–1924

БАКСТ (Розенберг) Лев Самойлович (Леон, Лейб-Хаим Израилевич)

17 апреля (9 мая) 1866 (Гродно) — 27 декабря 1924 (Париж)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства

Из семьи раввина. С раннего детства жил в Петербурге. Первоначальное художественное образование получил в гимназии. Состоял вольнослушателем ИАХ (1883–1887), где занимался под руководством И. Л. Аскназия, К. Б. Венига, П. П. Чистякова. Покинул ИАХ, не окончив курса, поскольку его конкурсная работа «Богоматерь, оплакивающая Христа» была отвергнута жюри. В начале 1890-х изучал технику акварели под руководством Альб. Н. Бенуа.

В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий и игр А. Н. Канаева. В 1888–1892 иллюстрировал детские книги для издательства А. А. Хомушина и А. Ф. Девриена. В 1890–1893 работал для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь».

В 1890 познакомился с А. Н. Бенуа и стал членом кружка самообразования, из которого возникло объединение «Мир искусства». В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании, Франции. С 1893 по 1899 ежегодно подолгу жил в Париже; в 1893–1896 посещал студию Ж-Л. Жерома и Академию Р. Жюльена, брал уроки у А. Эдельфельта. Неоднократно путешествовал по Европе, в 1897 побывал в Северной Африке. В 1895 преподавал живопись великому князю Борису Владимировичу и великой княгине Елене Владимировне. В 1907 путешествовал по Греции с В. А. Серовым. С 1910 постоянно жил в Париже.

Художник и оформитель журнала и выставок «Мира искусства» (1898–1904). С 1898 занимался литографией; иллюстрировал «Ежегодник императорских театров» (1899–1902), журнал «Художественные сокровища России» (1901–1902). Рисовал для журналов «Весы» (1903), «Золотое руно» (1906), «Сатирикон» (1908), «Аполлон» (1909); делал рисунки для театральных программ и открыток Общины св. Евгении (1902–1905). В 1905 участвовал в создании журнала «Жупел».

С 1901 — работал для театра: оформлял спектакли Эрмитажного (1902, 1903), Александринского (1902, 1904), Мариинского (1903) и других театров Петербурга, труппы Иды Рубинштейн (1904) и Анны Павловой (1910-е). В 1909–1918 и 1921–1921 — художник Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (с 1911 — художественный директор антрепризы). Сотрудничал также с театральными труппами Европы и Америки. Выполнил декорации к спектаклю «Ипполит» Еврипида (1902), балетам «Фея кукол» Й. Байера (1903), «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1916), хореографической постановке «Клеопатра» на музыку балета А. С. Аренского «Египетские ночи» (1909) и другим.

В 1903 оформил интерьер будуара для художественного предприятия-выставки «Современное искусство»; интерьеры дома коллекционера А. А. Коровина в Петербурге; выполнял эскизы ваз для Императорского фарфорового завода.

С 1890 — участник выставок. Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1898–1921, с перерывами), член Союза русских художников (1903–1910), Осеннего салона в Париже (1907–1911, с перерывами). Экспонировал свои произведения на выставках: Blanc et noir (1890, 1891), ИАХ (1890–1897, с перерывами), Общества русских акварелистов (1891–1897, с перерывами), Общества поощрения художников (1892), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Общества Леонардо да Винчи (1906), Еврейского общества поощрения художеств (1917) в Петербурге — Петрограде, Московского общества любителей художеств (1896–1910, с перерывами), Мюнхенского Сецессиона (1898, 1899), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1909). Участник международных выставок в Берлине (1896), Венеции (1907, 1914), Всемирной выставки в Риме (1911), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и других. Провел персональные выставки в Париже (1893, 1911), Лондоне (1912, 1913, 1917), Берлине (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1920, 1922), Цюрихе (1913), Бостоне, Буффало, Филадельфии (все — 1914), Чикаго (1914, 1923).

Преподавал в Школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906–1910).

В 1914 был удостоен звания академика ИАХ. Член Брюссельской Королевской академии художеств, вице-президент жюри Общества художников-декораторов во Франции.

Мемориальные выставки Бакста прошли в Париже (1925, 1928, 1957), Брюсселе (1926), Лондоне (1927, 1938, 1962, 1965, 1973–1974, 1976), Гааге (1929, 1968), Ленинграде — Санкт-Петербурге (1966, 1991), Милане, Риме, Мюнхене (1967), Эдинбурге (1976).

Бакст — выдающийся мастер русской графики конца XIX — начала ХХ века. В общем его творческую эволюцию можно представить как движение от линии к цвету. «Из графика я превратился в чистого живописца», — писал он критику и коллекционеру П. Д. Эттингеру в 1910. «Форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит», — писал он художнице А. П. Остроумовой-Лебедевой в том же году. Для его произведений характерны «щедрость» цвета и форм: легкий мазок, гибкая экспрессивная линия, контрастность колористических сочетаний. В его работах для театра проявился новый подход к созданию театрального костюма: зрелищного, выявляющего пластику человеческого тела, а не только служащего средством идентификации персонажа и украшением.

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх