Осмёркин Александр Александрович
1892–1953

ОСМЁРКИН Александр Александрович

6 декабря 1892 (Елисаветград Херсонской губернии) — 25 июня 1953 (поселок Плесково под Москвой)

Живописец, график, сценограф.

Родился в семье землемера. Окончил реальное училище в Елисаветграде. В 1910 переехал в Петербург, некоторое время учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1911–1913 продолжил образование в Киевском художественном училище у Н. И. Пимоненко. Увлекся театром. Осенью 1913 приехал в Москву, занимался в частной студии И. И. Машкова (до 1915). В 1913 экспонировал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет»

В 1915 призван на военную службу. После демобилизации в 1917–1918 вместе с ведущими художниками «Бубнового валета» участвовал в выставках «Мира искусства». С осени 1918 был ассистентом П. П. Кончаловского в Государственных свободных художественных мастерских в Москве. В 1920 стал профессором ВХУТЕМАСа, в 1927 — ВХУТЕИНа.

В 1920 вступил в «Мир искусства», в 1924 стал членом общества «Московские живописцы». В 1926 вместе с А. А. Куприным и Кончаловским вошел в объединение «Бытие». В 1927 стал одним из основателей Общества московских художников.

С 1932 по 1937 преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, с 1937 по 1948 являлся профессором Московского художественного института. Много работал как театральный декоратор, сотрудничал с Камерным театром в Москве и Большим драматическим театром в Ленинграде. В период Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казань.

Осмёркин — один из ведущих живописцев первой половины ХХ века. Его художественную судьбу определила связь с мастерами «Бубнового валета». Жанровая тематика картин художника также очень характерна для «Бубнового валета»: портрет, натюрморт, пейзаж. В раннем творчестве (1910-е) испытал влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. В работах Осмёркина меньше внешнего эффекта, чем в произведениях его учителя И. И. Машкова: они менее декоративны, а мотивы более сдержанны. В его портретах и натюрмортах, строго пластически построенных, есть естественная простота, что делает их «приметами» сурового времени начала 1920-х. Подчас он почти аскетичен в тонком созвучии серых тонов своих живописных полотен.

В середине 1920-х Осмёркин отошел от кубизма и сезаннизма в сторону реалистической живописи. В поздних произведениях мастера отзвуки кубизма окончательно уступили место импрессионистической манере письма, в целом мажорной, но порой наделяемой острым драматизмом. Его пейзажи и натюрморты 1940-х — 1950-х отличаются тонким лиризмом и созерцательностью.

Произведения Осмёркина находятся в крупнейших музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх