Ватагин Василий Алексеевич
1883–1969

ВАТАГИН Василий Алексеевич

20 декабря 1883 (Москва) — 30 мая 1969 (Москва)

Скульптор, живописец, график

Первоначальное художественное образование получил в студии Н. А. Мартынова в Москве (1899–1902). Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), который окончил со званием кандидата зоологических наук. В 1904–1906 посещал школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Путешествовал по Финляндии, Англии, Германии, Франции, Греции, Италии, Индии. В 1910 изучал технику литографии у К. Ф. Каппштейна в Берлине.

Жил в Москве и Тарусе. Работал преимущественно как анималист в станковой, монументально-декоративной скульптуре, скульптуре малых форм; использовал дерево, майолику, мрамор, слоновую кость, стремясь в своих произведениях к использованию пластических возможностей материала.

Участвовал в реализации плана Монументальной пропаганды, по которому создал памятник Андрею Рублеву для Москвы (1918). Занимался книжной графикой. Выполнил иллюстрации к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» (1915), книгам А. Чеклока «Попугай Жан», «Гну», «Шалаш пигмеев», «Электрический фонарик», «Двуносый», «Чагге», «Ламантин», «Жираф» (все — 1915), Р. Киплинга «Маугли» (1926, 1934), Л. Н. Толстого «Рассказы о животных» (1933) и другим. Исполнил цикл зарисовок в Берлинском зоопарке (1926).

С 1909 — член и экспонент Московского товарищества художников, в 1926–1932 — Общества русских скульпторов. Участвовал в выставках Союза русских художников (1922–1923), объединений «Искусство движения» (1925), «Объединенное искусство» (ОБИС; 1925), «Жар-цвет» (1928, 1929). Экспонировал свои работы на выставках «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923), XIV и XVI Международных выставках искусств в Венеции (1924, 1928), Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925), «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» в Москве, «Искусство книги» в Лейпциге (все — 1927), «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде, Москве (1932–1934) и других. Неоднократно проводил персональные выставки в Москве (1909, 1926, 1964, 1965) и Ленинграде (1965).

В 1922–1961 (с перерывом) работал в Государственном Дарвиновском музее, создатель его художественного фонда. Как художник-монументалист занимался оформлением Дарвиновского музея, Государственного музея народоведения (1924–1929), Зоологического музея МГУ (1931–1955). Автор книги «Изображение животного. Записки анималиста» (М., 1957).

Преподавал в Первых Государственных свободных художественных мастерских (1919), на графическо-печатном факультете Вхутемаса (1922), на факультете керамики Московского высшего художественно-промышленного училища (1963–1969), профессор.

В 1952 был удостоен Сталинской премии, в 1964 — звания народного художника РСФСР, в 1967 — действительного члена Академии художеств СССР, в 1967 стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Ретроспективная выставка Ватагина состоялась в Москве (1984–1985); в 2008/2009 в Дарвиновском музее и в Государственной Третьяковской галерее прошли обширные экспозиции, посвященные 125-летию со дня рождения художника.

Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Дарвиновский музей и другие.

  • 17.02.2020 Просто о сложном: Art Investment. Продолжение В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 06.02.2020 Просто о сложном: Art Investment. Начало «Просто о сложном» — новая рубрика AI, в которой мы максимально доступно, но при этом открыто, расскажем об основных понятиях и игроках арт-рынка. Само название нашего ресурса обязывает начать с понятия инвестиций в искусство
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх