Врубель Михаил Александрович
1856–1910

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович

5 марта 1856 (Омск) — 1 апреля 1910 (Санкт-Петербург)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор.

Родился в состоятельной семье военного юриста и дочери астраханского губернатора вице-адмирала Г. Г. Басаргина. Рано увлекся искусством. В 1864, 1866–1869 занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. В 1865–1867 брал частные уроки рисования у преподавателя Саратовской гимназии А. Година. В 1870 и 1872 учился в Одесской рисовальной школе. В 1874 по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1880. Параллельно продолжал художественное образование: в 1877–1879 посещал вечерние занятия в натурном классе ИАХ у П. П. Чистякова. В 1880 стал постоянным учеником ИАХ. Одновременно изучал рисунок в частной мастерской Чистякова, а также осваивал технику акварели в студии И. Е. Репина. В 1884 за рисунок и живописный этюд был награжден малой серебряной медалью.

В 1884–1889 жил в Киеве. Был привлечен А. В. Праховым к росписи и реставрации Кирилловской церкви, а также принимал участие в реставрации купола Софийского собора. В 1884–1885 несколько месяцев жил в Венеции, где изучал технику мозаики. С июля по декабрь 1885 жил в Одессе, работал над образом Демона в живописи и скульптуре. Недолгое время преподавал в Киевской рисовальной школе. В 1887–1889 создал эскизы росписей Владимирского собора в Киеве; из задуманного были написаны лишь орнаменты.

В 1889 переехал в Москву, сблизился с С. И. Мамонтовым, стал членом основанного им Абрамцевского художественного кружка. С 1890 регулярно бывал в Абрамцево, много работал в гончарной мастерской, с 1892 фактически выполнял обязанности ее руководителя. В 1890–1891 исполнил первые блюда, вазы, камины, в которых активно использовал и развивал традиционную русскую орнаментику. По его эскизам были изготовлены печи и камины в главном усадебном доме и церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево. В 1891 создал иллюстрации к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова.

В 1891–1892 вместе с семьей Мамонтовых совершил путешествие в Италию: в Неаполе осваивал технику керамики в мастерской Молелли. В 1892 сопровождал С. И. Мамонтова в поездке по Италии, Франции и Германии. В 1894 вместе с С. С. Мамонтовым посетил Константинополь.

В 1892 создал проект пристройки к московскому дому Мамонтовых, руководил работами по ее возведению. В 1893 оформил особняк Е. Д. Дункер, в 1894–1899 — С. Т. Морозова, в 1896 — А. В. Морозова в Москве.

Принимал участие в постановках домашнего театра Мамонтовых, в частности в 1890 вместе с В. А. Серовым создал декорации к спектаклю «Царь Саул» по пьесе С. И. и С. С. Мамонтовых. Сотрудничал также с Русской частной оперой С. И. Мамонтова. В 1891 выполнил для нее эскиз занавеса «Италия». В 1895 оформил оперу «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка, поставленную на сцене Панаевского театра в Петербурге, затем входившую в репертуар Русской частной оперы. Создал также эскизы костюмов и декораций к операм «Риголетто» Дж. Верди, «Миньон» А. Тома, «Рогнеда» А. Н. Серова (все — в 1896), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899) Н. А. Римского-Корсакова, «Кавказский пленник» Ц. И. Кюи (1899), «Мазепа» П. И. Чайковского, «Ася» М. М. Ипполитова-Иванова, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (все — в 1900), «Тангейзер» Р. Вагнера, «Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (все — 1901) и многим другим. В 1898 написал плафон на тему оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в восстановленном после пожара Театре Г. Г. Солодовникова (не сохранился). В конце 1890-х в керамической мастерской Мамонтова «Абрамцево» в Бутырках создал серию декоративных скульптур, изображающих персонажей произведений Н. А. Римского-Корсакова: «Садко», «Волхова», «Морская царевна», «Купава», «Весна», «Мизгирь», «Берендей», «Лель».

С 1895 экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников. В 1896 по заказу Мамонтова выполнил декоративные панно для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде.

В том же году женился в Женеве на певице Н. И. Забеле, в августе 1896 семья жила в Люцерне, весной 1897 — в Италии. Летние месяцы 1897–1898 и 1900–1901 проводил в имении Н. Н. Ге в Черниговской губернии, в 1899 — в усадьбе княгини М. К. Тенишевой Талашкино Смоленской губернии.

В 1898 был приглашен преподавать в Строгановское художественно-промышленное училище, но дал лишь несколько занятий. В 1899–1903 работал над панно «Принцесса Греза» для фасада гостиницы «Метрополь». В 1900 керамический камин «Микула Селянинович и Вольга» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В том же году вступил в «Мир искусства», участвовал в выставках объединения в 1900–1903 и 1906. В 1901 произведения Врубеля экспонировались в Венском Сецессионе, в 1904 — на выставке «Алая роза» в Саратове, в 1905 — на портретной выставке в Таврическом дворце. В 1903 он стал одним из основателей и постоянных экспонентов Союза русских художников. В 1906 работы Врубеля экспонировались в отдельном зале на выставке русского искусства в Париже, организованной С. П. Дягилевым.

В 1905 он был избран академиком ИАХ. С 1906 жил в Петербурге, подолгу находился в лечебнице доктора Бари в связи с тяжелым психическим заболеванием, первые симптомы которого появились в 1902.

Мемориальные выставки Врубеля состоялись в 1910 в Киеве, в 1912–1913 — в Санкт-Петербурге. Ретроспективы произведений художника неоднократно устраивались в России и за рубежом, в частности в Киевском Государственном музее русского искусства (1940, 1956, 1976–1977), Государственном Русском музее в Ленинграде (1956), Государственной Третьяковской галерее в Москве (1957, 1981–1982, 1997–1998), Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (1996). В 1997 в Дюссельдорфе и Мюнхене прошла выставка «Михаил Врубель и русский символизм». В 2006 в Государственной Третьяковской галерее была организована совместная выставка Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.

Врубель — выдающийся художник рубежа XIX — XX веков, крупнейший представитель русского модерна и символизма, виртуозный рисовальщик. В своем творчестве выступал как новатор, решавший сложные пластические и колористические задачи. Он выработал собственный стиль в искусстве, который нашел множество последователей и подражателей. Для его манеры характерны «граненость» форм, стремление к декоративной изысканности линий и цветов. Он постоянно находился в поиске новых выразительных возможностей материалов, с чем связано его обращение к керамике. Однако необходимо учитывать тот факт, что керамика Врубеля, по сути, является тиражной: изделия по его формам изготавливались даже после смерти мастера, а некоторые из них датируются 1940-ми годами и значительно уступают в качестве прижизненным работам.

Произведения Врубеля находятся в крупнейших музейных собраниях России: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.

КУРОЧКИН Эдуард Степанович (1938–2014) Портрет жены
Текущая ставка
1 500 RUB
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
БЕЛЮТИН Элий Михайлович (1925–2012) Две девочки. 1982
Текущая ставка
-
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927–1998) Без названия (Пейзаж с березой). 1986
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх