Лентулов Аристарх Васильевич
1882–1943

ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич

26 марта (в некоторых источниках 4 января) 1882 (с. Ворона Пензенской губернии, в некоторых источниках — с. Нижнее Ломово и с. Черная Пятина) — 15 апреля 1943 (Москва)

Живописец, график, сценограф

Родился в семье священника. Учился первоначально в Пензенском духовном училище и духовной семинарии (1889–1898), затем, с перерывами, в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905–1906), занимался у Н. К. Грандковского, П. И. Коровина, А. Ф. Афанасьева. В 1901–1905 жил в Киеве, с 1903 посещал занятия в Киевском художественном училище, где учился у В. Менка и Н. Пимоненко.

В 1906 приехал в Петербург, продолжил образование в частной студии Д. Н. Кардовского. В 1907–1908 принял участие в авангардных выставках «Стефанос» и «Венок». В 1909 переехал в Москву. В 1910 вместе с И. И. Машковым, П. П. Кончаловским, А. В. Куприным, М. Ф. Ларионовым, Р. Р. Фальком составил ядро объединения «Бубновый валет», первая выставка которого состоялась в том же году. С 1910 стал постоянным экспонентом возобновленного «Мира искусства».

В 1911–1912 совершил поездки по Италии и Франции. В Париже занимался в академии Ла Палетт у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже, сблизился с Ф. Леже и Р. Делоне. В Италии познакомился с творчеством футуристов.

В 1912 выставил свои первые кубистические работы. В 1913 написал картину «Василий Блаженный», которая явилась своего рода программным произведением мастера. В 1913–1916 создал целую серию живописных и графических работ, в которых обыгрывал мотивы древнерусского зодчества (в том числе «Звон. Колокольня Ивана Великого» и другие).

В 1914 вместе с К. С. Малевичем и В. В. Маяковским работал в издательстве «Сегодняшний лубок». В 1916 дебютировал как театральный художник, оформив постановку «Виндзорские проказницы» У. Шекспира на сцене Московского Камерного театра (режиссер А. Я. Таиров). Сразу после революции создал костюмы и декорации нескольких камерных и экспериментальных постановок, таких как «Прометей» А. Н. Скрябина в Большом театре, «Демон» А. Г. Рубинштейна в Театре оперы Моссовета, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в Новом театра и «Незнакомка» А. Блока в кафе «Питтореск». В 1919–1920 работал над оформлением балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского для Большого театра (постановка не осуществлена).

В 1917 в числе других художников участвовал в оформлении интерьеров кафе «Питтореск», а также литературно-артистического кабаре «Кафе поэтов» в Москве.

Стал членом коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Принимал участие в оформлении Москвы к 1 Мая 1918. В 1919–1920 входил в ученый совет Инхука. В 1918–1920 преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920–1927 — профессор ВХУТЕМАСа, в 1927–1934 — ВХУТЕИНа.

В 1925 был одним из членов-учредителей объединения «Московские живописцы». В 1926 вошел в АХРР. В 1928 основал «Общество московских живописцев», куда вошли многие мастера «Бубнового валета». В 1933 прошла персональная выставка художника.

Последние годы жизни (1937–1943) преподавал в Московском художественном институте.

В 1968 в Москве была организована мемориальная ретроспективная выставка Лентулова.

Лентулов — один из наиболее значительных живописцев 1910-х — 1920-х. Его творческая манера сложилась в начале 1910-х под влиянием кубизма, футуризма, фовизма, экспрессионизма и орфизма, сочетавшихся с интересом к древнерусскому зодчеству, иконописи и лубку. Художник создал свой собственный стиль в огромных картинах-панно, составленных из динамически сталкивающихся звучно окрашенных плоскостей. В начале 1920-х манера Лентулова претерпела значительные изменения: он обратился к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; от масштабных картин-панно перешел к произведениям более камерного характера. В 1930-х создавал индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты, эстетика которых была близка к принципам соцреализма.

Произведения Лентулова находятся в собраниях многих российских и зарубежных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке. В Пензенской картинной галерее открыт мемориальный музей художника.

  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 30.08.2019 Итоги AI Аукциона № 293 Наивысший реальный интерес в этот раз вызвали произведения шестидесятников. Покупатели — Москвы и Питер
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх