Айвазовский Иван Константинович
1817–1900

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (Айвазян Ованес)

17 (30) июля 1817 — 19 апреля (2 мая) 1900

Русский живописец, мастер морского пейзажа, коллекционер

  • Айвазовский Иван Константинович

Сын мелкого торговца-армянина, И. К. Айвазовский родился в Феодосии. Рисовать он начал с раннего детства, обучался у местного архитектора. В 1831 был принят в Таврическую гимназию, а с1833 по 1837 учился в петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Таннер обучил Айвазовского основным приемам изображения воды.

Почти в самом начале учебы в Академии, осенью 1833, Айвазовский представил на академическую выставку пять морских пейзажей, которые получили положительные отклики в прессе. В 1835 за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») Айвазовский был награжден Большой золотой медалью и получил звание художника. Тогда же ему было предложено написать несколько пейзажей Крыма, в частности крымских городов. Эта поездка во многом определила будущее художника: он познакомился с П. С. Нахимовым, М. П. Лазаревым и В. А. Корниловым и начал интересоваться морской батальной живописью. Весной 1838 художник вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую. Писал он тогда главным образом с натуры.

В 1840 Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств отправился в Рим для продолжения образования и усовершенствования техники пейзажной живописи. Он изучал классическое искусство в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посетил Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию. В короткое время Айвазовский стал одним из самых знаменитых европейских живописцев. У него прошли выставки во многих городах мира, в частности известная выставка в Париже в 1843. Успех ему принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Айвазовский первым из иностранных художников был награжден орденом Почетного легиона — такое сильное впечатление произвела на французов его выставка в Лувре. А картину «Хаос» — одну из двух, написанных Айвазовским в нетипичном для него мистическом жанре, — приобрел Ватикан, и папа Григорий XVI наградил художника за нее золотой медалью.

В 1844 он вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств.
В 1845 Айвазовский стал академиком, в 1847-м — профессором, в 1887-м — почетным членом Академии Художеств. Будучи причисленным к Главному морскому штабу в качестве «живописца сего штаба», художник вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывал в Турции, Греции, Малой Азии. Не раз ездил Айвазовский и на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, а в конце жизни (в 1898) даже в Америку.

Живопись Айвазовского 1840-х — 1850-х отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно К. П. Брюллову, он стремился к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднило блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения.

Кроме пейзажей, Айвазовский писал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Его манера ярко проявилась в полотне «Чесменский бой» (1848), посвященном выдающемуся морскому сражению 1770 года, — одной из ранних батальных картин мастера.

Айвазовский был последним представителем романтического направления в русской живописи. Духом эпической героики пронизаны такие романтические произведения второй половины 1840-х — 1850-х, как «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

Еще ярче романтические черты проявились в картине «Девятый вал» (1850). Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, придающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колорит картины: самые яркие краски палитры, широкая гамма оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым — в воде.

В 1865 Айвазовский открыл в Феодосии первую художественную школу. В 1867 художник начал писать большой цикл картин, посвященных восстанию жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении турецкого султана.

В 1871 Айвазовский по своему проекту и на свои средства начал строительство здания археологического музея, организовал первую публичную библиотеку. В 1880 он основал в Феодосии картинную галерею. При его участии были спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста и редактора газеты «Новое время» А. С. Суворина. По проекту художника были построены морской торговый порт и железная дорога.

Айвазовский первым, еще до организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. При его жизни состоялось более 120 выставок не только в России, но и во многих странах. Ряд выставок прошли во Франции: в 1857, 1879, 1887, 1890.

Со временем повышенная яркость световой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Черное море», 1881), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой гамме. Некоторые из них — совсем небольшие — написаны в течение одного-двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций.

В 1898 Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.

Умер И. К. Айвазовский в Феодосии.

В общей сложности художник оставил около 6 тысяч картин (неравноценных по художественному качеству), множество рисунков и акварелей.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх