Якулов Георгий Богданович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Жорж 1884–1928

ЯКУЛОВ Георгий Богданович

2 января 1884 (Тифлис) — 28 декабря 1928 (Ереван)

Живописец, график, сценограф.

  • Якулов Георгий Богданович

В 1893–1899 учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве. Увлекся искусством. В 1901 поступил в МУЖВЗ, однако образования не завершил. В 1903 призван в армию, служил на Кавказе. В 1904 отправлен на русско-японский фронт. Некоторое время жил в Манчжурии, был поражен необычными световыми эффектами этого края и во многом под влиянием своих дальневосточных впечатлений стал годом позже разрабатывать свою собственную теорию света.

С 1907 принимал участие в выставках — в частности, в экспозициях Московского товарищества художников. В 1910–1911 Якулова часто приглашали оформлять частные балы и любительские представления. В 1913 совершил путешествие в Париж. Познакомился с Соней и Робером Делоне, обнаружив с французскими мастерами близость художественных взглядов. В 1914 вместе в Б. Лившицем и А.-В. Лурье опубликовал манифест «Мы и Запад». Французский текст манифеста был напечатан Г. Аполлинером в Mercure de France.

В 1914 вновь призван на военную службу. В 1916–1917 вместе с А. В. Лентуловым, А. М. Родченко, В. Е. Татлиным и другими оформил интерьеры кафе «Питтореск» в Москве. С 1918 много работал как театральный декоратор, в основном для Камерного театра А. Я. Таирова. В те же годы подружился с С. А. Есениным и А. Б. Мариенгофом. В 1919 подписал в числе других художников манифест имажинистов. Создал росписи интерьера и части экстерьера кафе «Стойло Пегаса» на Тверском бульваре, являвшимся одним из наиболее популярных мест московской богемы, в особенности имажинистов.

После революции преподавал в Первых Государственных свободных художественных мастерских. В 1920-е работал преимущественно как театральный декоратор и модельер. К этому времени относятся наиболее удачные работы Якулова для театра: «Принцесса Брамбилла» (1920) и «Жирофле-Жирофля» (1922), поставленные на сцене Камерного театра. В 1923 он создал проект памятника 26 бакинским комиссарам. В 1925 уехал в Париж, принял участие в Международной выставке художественно-декоративных искусств. Работал над оформлением балета «Стальной скок» для антрепризы С. П. Дягилева, поставленного в 1927.

В 1928 умер от воспаления легких.

Творчество Якулова нельзя отнести к какому-либо одному стилю, получившему распространение в первой трети ХХ столетия. Он не принадлежал ни к кубистам, ни к футуристам, ни к конструктивистам, но вместе с тем использовал в своих произведениях лучшие стороны каждого из течений.

Наиболее ярко художник проявил себя в работах для театра. Якулов рассматривал театр как массовый, цирковой эксперимент, поэтому пытался подчеркнуть его простейшую основную часть — «принцип постоянного движения, калейдоскоп форм и красок». В спектакле «Жирофле-Жирофля», который можно назвать его «программной» работой, чтобы выразить это движение, он прибегнул к системе «кинетических машин, которые выдвигали одни части, убирали другие, спускали лестницы, раскрывали люки, строили проходы». Декорации вызвали восторг публики, благодаря чему спектакль стал в 1922 наиболее популярным московским развлечением.

Произведения Якулова представлены во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх