Удальцова Надежда Андреевна
1886–1961

УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна

11 января 1886 (Орел) — 25 января 1961 (Москва)

Живописец, график, сценограф

С 1892 жила в Москве. В 1905 поступила в частную студию К. Ф. Юона, где обучалась под руководством И. О. Дудина и Н. П. Ульянова. В 1908–1909 совершила путешествие по Германии. Училась в Школе Кароля Киша (ученика Ш. Холлоши) в Москве. С 1911 работала в мастерской В. Е. Татлина на Остоженке вместе с Л. С. Поповой, В. М. Ходасевич.

В 1912–1913 занималась в Париже в мастерской Ла Палетт у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. По возвращении в Москву снова работала в мастерской Татлина, где завязала тесные контакты с К. С. Малевичем, А. В. Грищенко, А. А. Весниным. В 1914 приняла участие в выставке «Бубнового валета» в Москве. Была участницей многих авангардных выставок, в том числе «Трамвай В» и «0, 10». В 1916 оформляла спектакли в театре-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Увлекалась супрематизмом. В 1916–1917 являлась членом общества «Супремус». Создавала беспредметные полотна.

После революции много занималась преподавательской деятельностью, преподавала в Первых Государственных свободных художественных мастерских (1918–1920), ВХУТЕМАСе (1921–1927), ВХУТЕИНе (1927–1930), Московском текстильном институте (1930–1932), Полиграфическом институте (1932–1934).

В 1917–1918 помогала Г. Б. Якулову в оформлении кафе «Питтореск» в Москве. В 1920-е снова сблизилась с группой художников «Бубновый валет». Вернулась к фигуративной живописи. В 1920 вышла замуж за художника А. Д. Древина. Принимала участие во многих выставках в Советской России и за рубежом, в том числе в первой русской художественной выставке в Берлине (1922). С 1928 — член Общества московских художников. В том же году состоялась совместная с Древиным выставка в залах Русского музея в Ленинграде. В 1931 вместе в Древиным приняла участие в выставке группы «Тринадцать».

В 1926–1928 совершила поездку на Урал, в 1930 — на Алтай, в 1933–1934 — в Армению.

В 1945 в Москве прошла персональная выставка Удальцовой.

Удальцова — одна из «амазонок» русского авангарда. Художница занималась преимущественно станковой живописью и графикой (в графике особенно много работала в поздний период творчества, в 1930-х — 1950-х). Ее обращения к другим видам искусства были достаточно редки, хотя Удальцова занималась сценографией, а также в конце 1910-х создавала эскизы для тканей.

Творчество художницы сформировалось под влиянием, с одной стороны, Мюнхенской школы, с другой — французского искусства начала ХХ столетия. Однако наиболее сильное воздействие на нее имели последовательно конструктивизм Татлина и супрематизм Малевича.

Произведения художницы находятся в коллекциях многих российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх