Фасини Александр
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Файнзильберг, Фаинзилбер, Файнзильбер, Александр, Cруль, Шауль, Арнольдович, Арье, Сандро Фазини, Al Fas 1892–1942/1943

ФАСИНИ Александр (настоящее имя ФАЙНЗИЛЬБЕРГ Александр (Cруль) Арнольдович (Арье), псевдонимы: Сандро Фазини и Al Fas).

23 декабря 1892 [5 января 1893] (Киев) — 1942/1943 (Освенцим, Польша)

Живописец, график, иллюстратор, фотограф

Родился в семье богуславского мещанина, мелкого банковского служащего Арнольда (Арье) Файнзильберга. Был старшим из четырех сыновей, родной брат писателя Ильи Ильфа (настоящее имя Илья Арнольдович Файнзильберг). Детство и молодые годы провел в Одессе.

Учился в художественном училище Одесского общества изящных искусств, затем примкнул к группе одесских футуристов. Сотрудничал в популярных одесских журналах «Крокодил» (1911–1912) и «Театр и кино» (1916–1917), а также в газете «Южная неделя» (1912–1913). Создавал рисунки, заставки, виньетки, карикатуры и фотоэтюды — то легкие, лаконичные, одним росчерком, то более изощренные, в духе Обри Берсдли.

В 1915–1917 иллюстрировал знаменитые поэтические альманахи, положившие начало одесской юго-западной школе. Обложка «Серебряных труб» (1915) изысканна и немного вычурна, а оформленное в том же году художником «Авто в облаках» уже несет печать яркой, авангардной манеры. Также художник иллюстрировал альманахи «Седьмое покрывало» (1916) и «Чудо в пустыне» (1917).

После февральской революции Фасини, по некоторым источникам, был в Петрограде и работал фотографом, чему нет документальных свидетельств, но позднее на выставках демонстрировались пейзажи Петрограда и Петергофа, датированные 1917 годом.

В 1917 в Одессе примкнул к «Обществу независимых художников» и принял участие в нескольких его выставках (1917–1919). Среди его работ, представленных на выставке, проходившей в ноябре 1917 в Городском музее изящных искусств, известны «Портрет провокатора (свет керосиновой лампочки) «, «Е. К. (пляс неумелой свечки) «, «Кабак (свет газа) «, «Кабак (электричество) «, пейзажи «На взморье» (петроградский) и «Средний фонтан», «Порт», «Улица Гоголя». Все произведения этого периода выполнены в кубистической манере.

В 1920–1921 работал в театре «Красный факел» (выполнил эскизы декораций к нескольким авангардным спектаклям) и расписывал интерьеры модных тогда одесских литературно-поэтических кабаре, в частности театра «Интермедии» и кабаре «Канарейка» (1918), в духе парижских ночных театров.

В 1917–1918 годах рисунки и карикатуры Фасини публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко». С приходом к власти большевиков Фасини, как и другие художники (Александра Экстер, Теофил Фраерман, Макс Гельман), в 1919 участвовал в оформлении города к первомайскому празднику. В 1920 работал художником в ЮгРОСТА под руководством Б. Ефимова, создавал яркие плакаты в стиле Матисса на революционные темы.

В начале 1922 эмигрировал сначала в Константинополь, затем в Париж. В первые годы эмиграции жил бедно, однако продолжал заниматься искусством — его работы экспонировались на Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых. Работая бок о бок с современными модернистами Паулем Клее и Пабло Пикассо (участвовал в совместной выставке в парижской галерее Вавен-Распай в 1931), Фасини со временем стал одним из интересных мастеров Парижской школы. В начале 1930-х его живопись, сочетающая в себе черты абстракционизма и сюрреализма, пользовалась успехом.

В 1930-х начал серьезно заниматься фотографией, в 1934 получил крупный заказ на рекламную фотосъемку химических фабрик, затем принял участие с этой серией в выставке в Брюсселе. В рекламной фотографии проявил себя как художник-модернист: его работы отличаются необычными ракурсами, контрастной светотенью и умением находить четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта (как в кубизме). Новая фотографическая эстетика Фасини близка живописным поискам 1920-х — 1930-х годов художников т. н. «новой предметности»: игра с формой предметов (куб, шар), фактурой и материалом.

Фотографии Александра Фасини регулярно печатались в парижском еженедельнике Vu за подписью Аl Fas и экспонировались на Международной парижской выставке (1937).

Во время немецкой оккупации Парижа остался в городе. 16 июля 1942 вместе с женой был арестован и отправлен в концлагерь Дранси под Парижем, 22 июля художника и его жену депортировали в Освенцим-Аушвиц. Погибли в Освенциме.

Работы художника хранятся в фондах Одесского историко-краеведческого музея, а также в частных собраниях России, Израиля, США и Франции.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх