Дудин Самуил Мартынович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Дудин-Марцинкевич 1863–1929

ДУДИН (Дудин-Марцинкевич) Самуил Мартынович

9 (21) августа 1863 (местечко Ровное Херсонской губернии) — 9 июля 1929 (Саблино Ленинградской области)

Живописец, график, фотограф, этнограф

Из семьи отставного военного. Учился в Елисаветградском земском реальном училище (1880–1887, не окончил). В 1887 за участие в народовольческом движении был арестован, находился в тюрьмах Елисаветграда и Москвы, затем сослан в Восточную Сибирь (Верхнеудинск, Троицкосавск ). В ссылке собирал геологические коллекции, делал этнографические зарисовки, вел метеонаблюдения; познакомился с известным исследователем Средней Азии Г. Н. Потаниным; при его содействии поступил в фотостудию Н. А. Чарушина в Троицкосавске. Был художником и фотографом Орхонской экспедиции В. В. Радлова в Монголию (1891), по ходатайству В. В. Радлова был амнистирован и переехал в Петербург.

Учился в ИАХ — Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1891 – 1897) сперва в качестве вольнослушателя (с 1891), затем постоянного ученика в мастерской И. Е. Репина (с 1896). В 1897 за картину «В храме Таниты» получил звание художника. В 1898 — пенсионер ИАХ во Франции; побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Вене, Амстердаме.

Жил в Петербурге. Работал как пейзажист, жанрист. Автор живописных произведений: «На молитве», «Хауз», «Дверь в мечети Шах-и-Зинда», «Дуваны», «У храма», «Мертвая вода», «Вход в мечеть слепых в Самарканде», «Пруд у мечети», «Из жизни старого Востока», «Уснувшая модель», «На берегу», «Натурщица», «Улица в Самарканде», «Ученик медресе Шах-и-Зинда», «Тизба», «Легенда», «Вечер в Самарканде», «В мастерской» (все — 1900-е), «Восточный пейзаж», «Перед купанием», «Восточная танцовщица», «Лес в Финляндии», «Ельник. Финляндия» (все — 1910-е).

Занимался книжной графикой. Исполнил иллюстрации к книгам «Старуха-говоруха о животных» (СПб., 1907), «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» Н. В. Гоголя (СПб., 1911), «Кобзарь» Т. Г. Шевченко (СПб., 1911).

После революции 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, выполнил панно «До 25 октября 1917 года» и «После 25 октября 1917 года» для Петроградского совета депутатов.

С 1900 — участник выставок. Член-учредитель Общества художников им. А. И. Куинджи (1909 – 1918). Экспонировался на выставках объединений: Санкт-Петербургское общество художников (1905), Товарищество художников (1912, 1916), Товарищество южнорусских художников (1913), Общество русских акварелистов (1914). Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (1901 – 1917), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923) в Петербурге (Петрограде); Весенней выставке в залах Строгановского училища (1903), петербургских весенних выставках в галерее Лемерсье (1910, 1913) в Москве.

Участвовал в экспедициях В. В. Бартольда в Туркестан (1893), Русского Комитета по изучению Средней и Восточной Азии в Самарканд (1905 – 1907), С. Ф. Ольденбурга в Восточный Туркестан (1909 – 1910) и Западный Китай (1914 – 1915) и других; совершил ряд самостоятельных поездок в Среднюю Азию для изучения памятников искусства. Сотрудничал с Этнографическим отделением Русского музея. Исполнил многочисленные зарисовки сцен народного быта, памятников, орнаментов, занимался фото-фиксацией архитектурных памятников. Основоположник научного этнографического фотографирования в России. Собрал значительную коллекцию восточной керамики. Провел выставку фотографий, сделанных в экспедициях в залах Академии наук (1906).

В 1893 – 1928 работал в Этнографическом музее Академии наук (Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР), с 1911 — заведующий фотомастерской, с 1914 — ученый хранитель отдела Восточного и Западного Туркестана, заведующий Отделом изображений и муляжно-модельной мастерской. Автор ряда книг и статей по вопросам буддийского и исламского искусства Средней и Центральной Азии.

Творчество представлено в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Российском этнографическом музее, Самаркандском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Источники:

1. Прищепова В. А. К 150-летию со дня рождения С. М. Дудина — художника, этнографа (по материалам МАЭ РАН) // Археологический форум, 2011, № 15 . С. 608– 649.

2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3, С. 484– 485.

  • 14.12.2018 Арон Бух: Исцеление цветом В липецкой галерее современного искусства «Буксир» 15 декабря открывается выставка Арона Буха, посвященная 95-летию со дня рождения художника. В экспозиции — произведения из крупных московских коллекций
  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх