Маревна
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Воробьева-Стебельская, Мария Брониславовна, Марья Маревна 1892–1984

ВОРОБЬЁВА-СТЕБЕЛЬСКАЯ Мария Брониславовна (урожд. Воробьёва; псевд.: Маревна, Марья Маревна)

14 февраля 1892 (Казанская губерния близ Чебоксар) — 4 мая 1984 (Лондон)

Живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства

Дочь актрисы Марии Розанович (в замужестве — Воробьёвой), в двухлетнем возрасте была удочерена польским дворянином Брониславом Викентьевичем Стебельским. Детство провела в Тифлисе, училась в Тифлисской Школе изящных искусств (1907–1908). В 1910 приехала в Москву и поступила в Строгановское художественно-промышленное училище (1910–1911). В 1911 совершила путешествие в Рим, затем полгода жила на острове Капри у Максима Горького, предложившего молодой художнице подписывать свои работы псевдонимом Марья Маревна. В 1912 поселилась в Париже, в «Улье». Познакомилась с И. Г. Эренбургом, М. А. Волошиным, а также со многими представителями парижской художественной жизни: М. Шагалом, Ж. Браком, А. Модильяни, Ж. Кокто, Ф. Леже, А. Матиссом, П. Пикассо, Х. Сутиным и другими.

Занималась в Русской Академии М. В. Васильевой (1912) у скульптора С. Ф. Булаковского, посещала Академии И. Зулоага и Ф. Коларосси (1912). В 1915 познакомилась с Д. Риверой, под его влиянием обратилась к кубизму. В 1919 у них родилась дочь Марика (впоследствии — известная мексиканская актриса), в 1921 рассталась с Д. Риверой, который вернулся в Мексику.

Писала натюрморты, пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции. Работы середины 1910-х отмечены декоративизмом и интенсивной эмоциональностью. Пристрастие к кубистическим формам и выраженной геометрической линии она сохранила на протяжении всей творческой жизни, сочетая в стилистике поздних работ элементы кубизма и пуантилизма. В пуантилизме художница видела близость к византийским мозаикам, фрескам и коврам, виденным ею в детстве на Кавказе. Автор групповых портретов — воспоминаний «Друзей с Монпарнаса» (1950–60-е).

С 1921 Маревна сотрудничала с домами мод: Юсуповых «ИрФе», Поля Пуаре. Занималась изготовлением расписных шалей, ручным ткачеством.

В 1936 переехала на юг Франции, жила в Ницце, Жуан-Ле-Пэн, Каннах. С 1948 жила в Англии, в Педлтауне, с 1955 — в собственном доме в районе Иллинг (вместе с дочерью).

С 1912 — участница выставок. Экспонировалась в салонах Тюильри (с 1912), Независимых (с 1913), Осеннем салоне (с 1919), на выставках: русских художников в галерее «Whitechapel» в Лондоне (1921); в кафе «Ротонда» (1925), Международной выставке художественно-декоративных искусств (1925, показывала сумки, гобелены, пояса, ткани, отделки к платьям и пальто, шали), «Безумные годы Монпарнаса» в Гран-Пале (1979) в Париже; «Неоимпрессионизм» в музее Гугенхайма в Нью-Йорке (1968); «Женщины — художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и других. Провела персональные выставки в Париже: в галереях Г. Кана «Quotidien» (1929), «L. Zborovsky» (1936), «Roux» (1942), «Claude» (1953); Лондоне — в галерее «Lefevre» (1952), на фестивале «Leiceter» (1977), в фойе театра «Hammersmith» (1980); в музее Пти Пале в Женеве (1971).

Мемориальные выставки состоялись в галереях «Cooling» (1990) и «Wildenstein» (1992, приурочена к 100-летию со дня рождения) в Лондоне, «Harcouts» в Сан-Франциско (1990), Государственной Третьяковской галерее в Москве (2004). Ретроспективная выставка «Маревна и Монпарнас» прошла в Музее Бурделя в Париже (1985).

Маревне принадлежат две книги мемуаров: «Жизнь в двух мирах» (первое издание — 1962, Лондон; первое издание в России — 1990, Москва) и «Моя жизнь с художниками “Улья”» (в 1974 издана в Нью-Йорке, в 2004 — в Москве).

Наиболее крупное собрание произведений находится в Музее современного искусства в Женеве. Творчество представлено также в собрании Музея Монпарнаса в Париже, частных коллекциях.

Источники:

  1. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 414–415.
  2. Маревна (1892–1984). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2004.
  3. Парижская школа. 1905–1932. Из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии и России. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина, М., 2011. С. 285.
  4. Русское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь. М., 2010, т. 2. С. 140.
  5. Строгановка. Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. 1825–1919. Биографический словарь. М., 2007, т. 2. С. 227.
  6. Толстой А. В. Художники русской эмиграции. М., 2005. С. 36.

Статьи о художнике:

ПЕТРОЧЕНКОВ Юрий Васильевич (1942) Тарелка «Игра в супрематизм». 1989
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович (1877–1951) Букет в синей вазе. 1940
Текущая ставка
15 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
СТОЖАРОВ Владимир Фёдорович (1926–1973) Крыши домов. 1957
Текущая ставка
27 500 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 22.02.2019 Как купить картину в подарок У важного человека скоро праздник, бюджет на подарок выделен и хочется чего-то приличного. А что дарить тому, у которого почти все есть? Купите картину — советуют опытные люди. Я с ними согласен. Но с выбором придется постараться, чтобы не попасть впросак
  • 23.01.2019 Как продать картину Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела
  • 21.01.2019 Чем подтвердить, что картина принадлежит вам Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх