Рыбак Иссахар-Бер М.
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Захар Сухер-Бер 1897–1935

РЫБАК Иссахар-Бер (Захар)

1897 (Елизаветград) — 21 декабря 1935 (Париж)

Живописец, график, сценограф, керамист

  • Рыбак Иссахар-Бер

С 1907 учился на Рабочих художественных курсах в Елизаветграде у А. Казачинского. В 1911 переехал в Киев, поступил в Киевское художественное училище (окончил в 1916), одновременно посещал студию А. Мурашко. Со второй половины 1910-х работал декоратором в Еврейском театре. Участвовал в праздничном оформлении Киева к революционным праздникам. В 1915–1916 на средства Историко-этнографического общества вместе с Эль Лисицким путешествовал по Украине, Подолии и Волыни, где изучал народное искусство. Был одним из создателей еврейской театральной студии (позднее превратившейся в Национальный театр). В 1917 возглавил секцию искусства Культур-лиги в Киеве. Совместно с Б. Аронсоном написал статью «Пути еврейской живописи». Стал одним из организаторов и участником выставки Еврейского общества поощрения художеств в Москве (1918).

В 1919 переселился в Москву, работал в области плаката, в 1920 возвратился в Киев.

В 1921 уехал в Берлин. Экспонировал свои работы, преимущественно портреты, пейзажи, жанровые сцены, в Берлинском Сецессионе. Вошел в авангардистское объединение «Новембергрупп» («Ноябрьская группа»). Создал графические циклы: «Погром», «Еврейские типы Украины», «Маленький городок», выпустил альбом литографий «Местечко. Мой разрушенный дом». Работал в области книжной иллюстрации, оформил детские книги Л. Квитко «Птицы», «В лесу», В. Смоляра «Детский мир». В 1923 в Берлине состоялась первая персональная выставка картин и рисунков художника.

В 1924 вернулся в СССР. Сотрудничал в еврейских журналах и театрах, в частности создал костюмы и декорации к спектаклям Харьковского еврейского театра «В огне» и «Пуримшпиль». Выполнил альбом рисунков «На еврейских полях Украины», изданный впоследствии во Франции.

В 1926 эмигрировал в Париж. В 1927 и 1934 выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1935 — в салоне Независимых. В 1928 в галерее «Монпарнас» состоялась персональная выставка художника, за которой последовали выставки в парижских галереях «Кольбер» (1930), «Бийе» (1933), «Бос-ар» (1935).

Работы художника периодически появлялись на выставках в Советском Союзе: в 1928 участвовал в выставке Современного французского искусства в Москве, где его произведения экспонировались в русском отделе, в 1929 – украинской книжной графики в Харькове, в 1931 – 4-й Всебелорусской художественной выставке, посвященной третьему, решающему году пятилетки в Минске».

Начало — середина 1930-х — время наибольшей творческой активности Рыбака. В 1930 и 1932 выставки его работ прошли в Голландии и Бельгии, позже — в Америке. Большим успехом пользовалась выставка, организованная в 1935 Обществом искусств Кембриджского университета.

Незадолго до смерти обратился к керамике, создав в 1934 по заказу Национального архива танца серию раскрашенных терракотовых статуэток, изображающих народные еврейские типы. Впоследствии они были переведены в фарфор на Севрской фарфоровой мануфактуре и включены в постоянную экспозицию Музея Севра.

В 1935 скоропостижно скончался от туберкулеза.

В 1962 художественное наследие мастера было пожертвовано для основания в городе Бат Ям в Израиле Музея Рыбака.

В своем творчестве обращался в основном к еврейской тематике. Большое влияние на формирование его индивидуальной манеры в живописи и графике оказали произведения М. З. Шагала и Х. Сутина, а в области театрально-декорационного искусства — А. А. Экстер. В ранних произведениях Рыбака соединились черты немецкого экспрессионизма, кубизма, примитива с элементами традиционного еврейского искусства. В парижский период мотивы еврейской нищеты, погромов уступили место лирическим пейзажам, портретам, декоративным панно, в которых проявилось стремление художника к гармонии и уравновешенности. Много работал в техниках офорта и литографии.

Произведения художника находятся во многих отечественных и зарубежных музейных собраниях, среди них Музей искусства в Тель-Авиве, Национальный музей в Севре, Музей Виктории и Альберта, Британский музей в Лондоне.

  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх