Маковский Владимир Егорович
1846–1920

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович

26 января 1846 (Москва) — 21 февраля 1920 (Петроград)

Живописец, график

Родился в Москве в семье Е. И. Маковского — художника-любителя, коллекционера искусства и общественного деятеля, одного из основателей МУЖВЗ. Младший брат художников Александры, Константина, Николая Маковских. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1858 поступил в МУЖВЗ, учился у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко. В 1866 за картину «Литературное чтение» был награжден большой золотой медалью и выпущен из Училища со званием классного художника 3-й степени. В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Советом ИАХ удостоен золотой медали М.-Л.-Е. Виже-Лебрен «за экспрессию» и звания классного художника 1-й степени; в 1873 — звания академика за картину «Любители соловьев».

Жил в Москве. В 1867 совместно с В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, А. К. Саврасовым, В. В. Пукиревым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни». В том же году создал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина. В 1871 экспонировал свои работы на Первой выставке ТПХВ, в 1872 стал членом и постоянным участником выставок Товарищества до 1918 (с перерывами). Многие картины с выставок ТПХВ, в том числе «Любители соловьев», «Посещение бедных», «Ожидание», «Крах банка», «На бульваре» и другие, купил в свое собрание П. М. Третьяков.

В первой половине 1870-х имел собственную литографскую мастерскую. Много работал в области книжной графики, иллюстрировал сочинения И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. В 1872 по заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии выполнил цикл работ маслом по картону, которые впоследствии были изданы в составе альбома «Эпизоды Севастопольской жизни. 1854–1855 года».

В 1874 путешествовал по Европе, посетил Германию, Францию, Италию, Англию. В 1880-х неоднократно бывал на Украине, жил в имении Масловых в Орловской губернии. В 1870-х участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве, в 1888–1889 создал эскизы росписей для храма на станции Борки под Харьковом, на месте крушения царского поезда. С 1884 осваивал технику офорта под руководством Л. М. Жемчужникова.

С 1880 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств. В 1885 на Всемирной выставке в Антверпене получил высшую почетную награду.

В 1890 совершил поездку в Тифлис, в 1891 путешествовал по Крыму и Кавказу. Много работал на собственной даче в Финляндии. С 1882 по 1894 преподавал в МУЖВЗ. В 1893 был избран действительным членом ИАХ.

В 1894 переехал в Петербург, где был назначен руководителем мастерской жанровой живописи в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, в 1894–1896 занимал также должность ректора Училища. В конце 1890-х — 1910-х активно участвовал в общественной деятельности: входил в наблюдательный совет, ведающий педагогическими курсами при ИАХ; участвовал в комиссии по составлению новых проектов устава Казанской художественной школы и Пензенского художественного училища им. Н. Д. Селиверстова, состоял в комиссии по покупке картин с выставок в Петербурге для Русского музея и музеев провинции. В 1909 стал одним из основателей Общества Куинджи.

В 1902 в Петербурге состоялась первая персональная выставке мастера (совместно с Е. Е. Волковым). После Октябрьской революции Маковскому Советским правительством была назначена пенсия, он оставил работу в Академии.

Ретроспективная выставка произведений художника прошла в 1947 в Центральном доме работников искусств в Москве. В 1997 в залах Государственной Третьяковской галереи была показана выставка «Семья Маковских».

Владимир Маковский — один из ведущих мастеров жанровой живописи второй половины XIX века. В своем творчестве он выступал продолжателем традиций критического реализма, заложенных П. А. Федотовым и В. Г. Перовым. В произведениях Маковского обличительная интонация часто соседствовала с мягким юмором, интересом к повседневной жизни во всем ее многообразии. Художник чутко реагировал на исторические и общественные события, будь то громкие судебные процессы 1870-х — «Процесс ста девяносто трех» в Петербурге и «Процесс пятидесяти» в Москве, банкротства и закрытия банков, прокатившиеся по стране в конце 1870-х — 1880-х, трагедия на Ходынском поле в 1901, революции 1905 и 1917. Ярко выразил себя в жанре портрета.

Для его работ раннего периода характерны повествовательность, тщательная выписанность деталей, сдержанность колорита, стремление к предельной завершенности. С годами в его живописной манере появились большая свобода, гибкость и эмоциональная выразительность.

Творческое наследие Владимира Маковского чрезвычайно велико — свыше четырехсот картин, множество рисунков, литографий, офортов. Произведения художника украшают музейные и частные собрания, в том числе коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх