«Византия сквозь века» в Эрмитаже
ARTinvestment.RU   05 июля 2016

В Николаевском зале Государственного Эрмитажа открыта выставка византийского искусства из собраний музеев, библиотек и монастырей Греции

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Византия сквозь века» — одно из главных событий года культурного обмена между Грецией и Россией. Организаторы выставки — Государственный Эрмитаж и Министерство культуры и спорта Греции.

Выставка охватывает период с первых веков нашей эры до падения Константинополя (а вместе с ним и Византийской империи) в 1453 году. В экспозицию вошли настенные и напольные мозаики, скульптура, фрески, золотые украшения, сосуды для литургии, иллюстрированные рукописи X —XV веков, иконы XII — середины XV века, перегородчатые эмали, а также двухметровая вышитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник.

В выставке участвуют музеи, библиотеки и монастыри Афин, Коринфа, Родоса, Фессалоник, Лесбоса, Киклад, Касторьи, Хиоса, Спарты, Халкиды, Верьи, Беотии, Аргоса, Серр. Это первое столь масштабное представление Грецией византийского «изящного искусства» в России.

Основная задача выставки — через скульптуру, монументальную живопись и ювелирные изделия показать эллинистические основы византийского искусства, привлечь внимание к его красоте, эстетике, гармонии и художественной стилистике.

На выставке представлено все многообразие византийских икон: живописных; чеканных золотом, серебром и медью; вырезанных из мрамора или слоновой кости, дерева или стеатита; украшенных перегородчатой эмалью на серебре, золоте или меди; мозаичных икон из крошечных полудрагоценных камней и серебряных пластинок, покрытых позолотой.

В православной культуре икона прошла сложный путь выработки иконографических и теологических канонов, преодоления ересей и т.п. Иконографический канон сковывал творческую свободу художника в разработке сюжета, но манера исполнения этого сюжета становилась полем для самовыражения иконописца. В границах одного иконографического канона не встретишь двух похожих икон — каждый образ уникален.

В Государственном Эрмитаже хранится одна их лучших коллекций византийских икон VII — XV веков. К выдающимся образцам эрмитажного собрания стоит отнести краснофонную икону «Преображение» XII века. Икона входила в единый Праздничный ряд, написанный на длинной каштановой доске, но впоследствии распиленный на отдельные фрагменты. Из этого же комплекса сохранилось еще несколько икон: две в афонском монастыре Ватопед, и еще одна («Воскресение Лазаря») хранится в Византийском музее в Афинах. На выставке в Эрмитаже петербургская и афинская иконы впервые будут показаны вместе.

Столица Византии Константинополь, насыщенная памятниками прошлых, дохристианских эпох, стала тем местом, куда со всех концов империи свозились шедевры искусства Древней Греции и Древнего Рима: скульптура из мрамора и бронзы, колонны, бюсты, обелиски и пр. В окружении этих памятников древности византийцы чувствовали себя комфортно и спокойно воспринимали их «языческое происхождение» и «обнаженное бесстыдство». А вдали от столицы античные памятники нередко «христианизировали»: вырезали крест на лбу мраморной скульптуры, лишая её языческой силы и власти. На выставке можно увидеть такие «крещеные» лица Афродиты и мальчика (I века н.э.) из Афин. И если гравированный крест на лбу мальчика весьма деликатен, то лицо Афродиты значительно пострадало. Дополнит эту пару экспонатов «христианизированный» саркофаг из коллекции Эрмитажа: на стенку детского саркофага с цирковыми сценами нанесли на обороте крупный четырехконечный крест.

В экспозиции представлены и христианизированные произведения прикладного искусства: бронзовая фигурка Гарпократа (коллекция Эрмитажа), а также миниатюрные драгоценные камеи, где император Каракалла превращен в Святого Петра, а римская матрона в юного Христа Эммануила.

Еще один способ лишить языческую скульптуру или алтарь его силы состоял в том, чтобы перенести этот предмет из храма, в котором он был изначально установлен, в другое, «неподобающее божеству» место. Так, статуи греческих и римских богов, перенесенные на улицы и в здания, превращались из идолов в декоративные элементы. Тем не менее вера в языческих богов в массовом сознании нередко сохранялась еще долгие столетия и активизировалась по мере необходимости. Увы, мало что сохранилось от античной скульптуры Константинополя.

В среде византийской аристократии широко востребовано было искусство изготовления мозаичных полов. Полы вилл выкладывались разноцветной мозаикой не только в крупных городах, но и в отдаленных регионах и даже на островах. Ранневизантийские мозаичные полы представляют нам времена года, месяцы, небесные светила, сцены охоты и цирка, Аполлона и муз, Орфея, портреты знаменитых поэтов. Нередко мозаики с геометрическими и растительными орнаментами, животными и птицами, и даже с сюжетными изображениями, выкладывали и в христианских храмах. Одна из таких напольных мозаик из Херсонеса, датируемая VI веком, в 1853 году была вмонтирована в зал Афины Императорского Эрмитажа (зал № 112). Другая интересная мозаика, представленная на выставке, происходит из Аргоса: это танцующая женская фигура с покрывалом, полным фруктов, символизирующая Осень.

Раннехристианские (I — V вв.) ювелирные украшения при общих тенденциях формы и декора, поразительно разнообразны в деталях. Модными были изделия из чистого золота, с инкрустацией драгоценными камнями и жемчугом, при этом с максимально естественной, природной формой. Применялись техники литья, тиснения, чеканки, ажурной проволоки, зерни, ложной зерни, выколотки, филиграни, холодной инкрустации. В IX — X веках появились и украшения с перегородчатой эмалью.

Символом немеркнущего гения византийского наследия станет полотно Эль Греко «Апостол Петр», стоящее вне хронологических рамок экспозиции. Этого художника называют последним византийским художником и последним византийским гуманистом.

Куратор выставки — Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлено иллюстрированное научное издание «Искусство дивной красоты и духовности» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016), автор текста — Ю.А. Пятницкий.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160705_hermitage_vizantiya.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160705_hermitage_vizantiya.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх